Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Расходы на образование в России: направления и источники финансирования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне­специальными и высшими образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки… Читать ещё >

Расходы на образование в России: направления и источники финансирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Расходы на образование в России: направления и источники финансирования

образование расход бюджетный финансирование

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственные инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

Образование — это вклад в человеческий капитал, в свое будущее. Знания — это основа современной экономической системы. Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает из иных негосударственных источников.

Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне­специальными и высшими образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Система образования России должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда.

Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является система общего и профессионального образования РФ, а предметом — современное состояние и тенденции развития образования России.

Цель данной работы заключается в рассмотрении задач и политики финансирования учебных заведений нашей страны. Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального и общего образования РФ.

2. Выявить основные проблемы образовательных учреждений и попытаться найти пути их решения.

3. Выделить основные направления развития профессионального образования.

Данная курсовая работа состоит из четырех глав.

В первой главе раскрывается социальное значение образовательной системы, ее структура, Во второй части работы детализируются расходы на содержание учреждений образования и источники их финансирования, рассматриваются основные документы, регламентирующие деятельность учебных заведений и порядок их финансирования.

В третьей главе рассматриваются социально-экономические проблемы в общем, а также подробно излагается проблема межбюджетных отношений.

В четвёртой главе определяются основные проблемы финансирования образовательных учреждений и пути их решения.

В заключении приводятся полученные результаты и выводы.

1. Система образования в России

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

— общеобразовательные (основные и дополнительные);

— профессиональные (основные и дополнительные).

К основным общеобразовательным относятся программы:

— дошкольного образования;

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

К основным профессиональным относятся программы:

— начального профессионального образования;

— среднего профессионального образования;

— высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

— послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

— в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

— в форме семейного образования;

— самообразования;

— экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию).

Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.

2. Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Образовательное учреждение является юридическим лицом.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

— дошкольные:

1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

2. Дошкольное образовательное учреждение

3. Учреждение «Школа — детский сад»

— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):

1. Общеобразовательное учреждение 2. общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

3. Кадетская школа (кадетская школа-интернат)

4. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

5. Общеобразовательная школа-интернат

6. Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

7. Учреждение «Школа — детский сад»

— учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

— учреждения дополнительного образования взрослых;

— учреждения дополнительного образования детей;

— другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

2. Расходы на образование

2.1 Состав и содержание расходов

Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Расходы на образование включают расходы на осуществление функционирования учреждений, обеспечивающих получение всех уровней образования:

1) Дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей — садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;

2) Общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;

3) Профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально — технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т. д.);

4) Среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

5) Высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

6) Внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);

7) Повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т. п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;

8) Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

9) Расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

10) Проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

11) Издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

12) Государственные программы в области образования.

Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.

Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т. п.).

По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи:

— расходы на оплату труда;

— начисления на фонд оплаты труда;

— трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.);

— приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

— расходы на командировки и служебные разъезды;

— оплата транспортных услуг;

— оплата услуг по связи;

— оплата коммунальных услуг;

— прочие текущие расходы на закупки товаров;

— приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

— капитальный ремонт.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

2.2 Формы и методы финансового обеспечения учреждений образования

Источниками финансирования образования являются:

— государственный бюджет;

— поступления от платных образовательных услуг;

— научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,

— предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.

Основным источником финансирования является государственный бюджет.

Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл., в год, в США — 18 тыс. долл.

Государственное финансирование

Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ — около 20% их расходов.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, на школы-интернаты — 8%, на среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%.

В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов20.

Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Показатель доли расходов на образование в ВВП нельзя рассматривать односторонне. При этом если в 2008 г. в вузах обучалось 7,5 млн студентов, к 2020 г. останется около 4,6 миллиона.

Таблица 1/ Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и на плановый период 2014;2015 гг. (тыс. руб.)

ОБРАЗОВАНИЕ

605 667 539,40

547 728 956,50

572 587 621,70

Дошкольное образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

Нач. проф. образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

Среднее проф образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

Проф. подгот, пере-ка и повышение квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

Высшее и послевузовское проф-ое образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00

Молодежная политика и оздоровление детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

Прикладные иссл-ия в сфере образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

Другие вопросы в сфере образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40

Сокращение расходов бюджета на молодежную политику и оздоровление детей, к сожалению, свидетельствует о том, что молодежная политика перестает быть приоритетом федерального центра Расходы федерального бюджета на образование составляют 0,91% ВВП в 2013 г., 0,74% ВВП — в 2014 г. и 0,69% ВВП — в 2015 году. Соответственно, в плановом периоде произойдет существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта: доля в ВВП этих расходов снизится почти на четверть.

Сокращается в ВВП и доля расходов консолидированного бюджета на образование: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. — 3,9%).

Кроме того, в течение 2013;2015 гг. в федеральном бюджете планируется и существенное изменение структуры расходов по уровням образования.

Прежде всего, к 2015 г. в расходах на образование федерального бюджета резко, более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование — с 11,1% до 3,3% (см. табл. 2). Еще сильнее уменьшается удельный вес расходов на молодежную политику — в 4,5 раза. Удельный вес расходов на начальное и среднее профессиональное образование, хотя и увеличен, но всего на 0,1 п. п., а на дошкольное образование — сокращается с 1,2% до 1,0%. Практически неизменными остаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. А что касается расходов на прикладные научные исследования и на «другие вопросы в сфере образования», то их удельный вес сокращается на 20% и более чем в 2 раза, соответственно.

Таблица 2/ Структура расходов на образование ФБ на 2013;2015 гг.

ОБРАЗОВАНИЕ

100,0%

100,0%

100,0%

Дошкольное образование

1,2%

1,1%

1,0%

Общее образование

11,1%

3,5%

3,3%

Начальное профессиональное образование

0,7%

0,8%

0,8%

Среднее профессиональное образование

0,6%

0,7%

0,7%

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

1,1%

1,2%

1,1%

Высшее и послевузовское профессиональное образование

78,8%

88,4%

89,7%

Молодежная политика и оздоровление детей

0,9%

1,0%

0,2%

Прикладные научные исследования в сфере образования

2,1%

1,7%

1,7%

Другие вопросы в сфере образования

3,5%

1,6%

1,5%

Следует отметить, что расходы федерального бюджета на общее образование в абсолютных цифрах сокращаются с 67,4 млрд руб. в 2013 г. до 19,3 млрд руб. в 2014 г. и до 19,0 млрд руб. в 2015 году.

Доходы от платной образовательной деятельности

Государственные учреждения образования имеют право выполнять дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т. д. Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:

— привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;

— предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;

— реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;

— сдавать в аренду школьные помещения и т. д.

Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т. п.

Доходы от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета.

Правила предоставления субсидии образовательным учреждениям

Ведомственные субсидии образовательным учреждениям

Приказ Минюста России от 21 июня 2013 г. № 99 «Об утверждении Правил предоставления в 2013;2015 годах из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Минюсту России» вступил в силу 5 июля 2013 года. На примере этого нормативного акта рассмотрим порядок предоставления субсидии образовательным учреждениям.

Субсидии выделяются бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Минюсту России, на строго установленные цели:

— выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам учреждений в целях их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями до 1 сентября 2013 г.;

— предоставление ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы;

— стипендиальное обеспечение студентов, аспирантов и докторантов;

— оказание поддержки нуждающимся студентам очной формы обучения;

— организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

— выплату стипендии Президента РФ студентам и аспирантам;

— государственную поддержку молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук — в форме грантов Президента РФ;

— выплату грантов.

По сравнению с ранее действовавшими правилами субсидирования, утвержденными приказом Минюста России от 16 июля 2012 г. № 137, программа, рассчитанная на 2013;2015 годы, расширена и теперь предполагает предоставление субсидий на господдержку молодых ученых и выплату грантов.

Средства выделяются в соответствии с договором между Минюстом России и учреждениями. При этом в договоре обязательно указывается:

— целевое назначение, условия, размер и сроки предоставления субсидий;

— право Минюста России на проверку соблюдения учреждениями условий договора;

— порядок возврата использованных учреждениями сумм в случае, если по итогам проверок Минюста России и иных уполномоченных органов госфинконтроля выявятся несоответствия целям и условиям предоставления субсидий;

— порядок и сроки предоставления отчетности о расходах, произведенных за счет этих субсидий.

Региональные субсидии образовательным учреждениям

Помимо ведомственных, предусмотрены и региональные субсидии. В качестве примера можно назвать средства, выделяемые в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2013 г. № 74 — ПП на компенсацию:

— затрат на присмотр и уход за детьми, включая расходы на оплату труда педагогических и иных работников;

— расходов на оплату услуг связи, транспорта и прочих услуг;

— затрат на содержание имущества, приобретение игр, игрушек, расходных материалов и прочие расходы;

— расходов на оплату коммунальных услуг;

— расходов на оплату питания детей;

— затрат на мероприятия по безопасности, текущий ремонт и приобретение оборудования.

В постановлении Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011;2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» определены меры по поддержке регионального образования. Такие субсидии образовательным учреждениям могут быть использованы на следующие цели:

— приобретение оборудования (учебное, учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);

— приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

— пополнение фондов школьных библиотек;

— развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);

— повышение квалификации, профессиональную переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников;

— модернизацию общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

— мероприятия энергосбережения в системе общего образования;

— капитальный ремонт и реконструкцию общеобразовательных учреждений.

Федеральные субсидии образовательным учреждениям

Субсидии на иные цели предусматривают следующие направления расходов:

— на стипендиальное обеспечение;

— на ежегодное пособие на приобретение научной литературы для аспирантов и докторантов в соответствии с пунктом 11 статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;

— на компенсацию расходов педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1;

— на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.

Бюджетные ассигнования на стипендиальное обеспечение с 1 сентября 2013 года увеличены на 5,5 процента (письмо Минобрнауки России от 6 февраля 2013 г. № 04−109).

Нормативно-подушевое финансирование

Вопросы финансового обеспечения учреждений начального и среднего профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, в условиях ориентации региональных органов власти на повышение эффективности использования бюджетных средств, приобретают особую актуальность. Новые экономические механизмы финансирования бюджетных учреждений с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями, ориентируясь на результат (стимулирование увеличения численности обучающихся, повышение количества и качества реализуемых образовательных программ и т. п.).

Выбор подходов к расчету таких нормативов для учреждений начального и среднего профессионального образования и определение путей их практической реализации — важная задача, стоящая перед региональными органами власти в условиях, когда отсутствует единая федеральная законодательная база и необходимо принятие региональных методик расчета нормативов в зависимости от уровня образования, типа и вида образовательного учреждения.

Основными целями перехода к нормативному подушевому финансированию в сфере НПО и СПО являются:

— повышение обоснованности пользования региональными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ;

— расчет реальных затрат на реализацию образовательной программы;

— переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию востребованных образовательных программ;

— оптимизация региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования.

Нормативное бюджетное финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования основано на следующих принципах:

— единая методология расчетов;

— прозрачность финансовых потоков бюджетных средств на всех этапах;

— расчет норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося и одну образовательную программу начального и среднего профессионального образования;

— учет законодательно определенных норм и нормативов, а также минимальных социальных стандартов (санитарные нормы, наполняемость групп, социальные компенсации и т. д.).

3. Проблемы финансирования образования и пути их решения

3.1 Основные проблемы бюджетного финансирования образования

Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:

— оплата труда;

— стипендия;

— трансферты;

— оплата коммунальных услуг;

— остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

— выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федерального бюджета;

— установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

— введение социальных доплат, надбавок для работников образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2−4 раза, что, очевидно, невыполнимо.

Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам.

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием — целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

В настоящее время практически отсутствует современная нормативно-методическая база бюджетного планирования и финансирования: государственных образовательных услуг; не существует единых методологических основ расчёта минимальной бюджетной обеспеченности; не разработаны необходимые методические материалы по расчёту и обоснованию потребности в бюджетном финансировании; отсутствуют единые по России и ведомственные методики распределения финансовых ресурсов между бюджетополучателями.

Вместе с тем государство несмотря на утверждённый закон — Бюджетный кодекс РФ, решает в каждые данный момент времени (финансовый год), какой именно механизм бюджетного финансирования применять в текущем году.

Организация бюджетного процесса основана на установленных Бюджетным кодексом РФ таких временных рамках подготовки, согласования, утверждения, представления документов, которые не учитывают следующие объективные факторы:

— образовательные учреждения расположены на всей территории России, при этом далеко не все из них имеют доступ к современным средствам связи и коммуникации (факс, электронная почта, Интернет); почтовая связь не обеспечивает получение и предоставление необходимой информации в установленные сроки. В связи с этим часто возникают ситуации, когда на исполнение поступают документы, датированные прошедшим периодом;

— главный распорядитель бюджетных средств не только доводит уведомления о бюджетных обязательствах, но и формирует и утверждает их, что делает весьма проблематичным получение уведомлений на местах в установленные сроки;

— не разработаны нормативы государственных затрат на оказание

— не принят закон о минимальных социальных стандартах;

— главный распорядитель бюджетных средств (министерство в Москве) утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. В течение одного рабочего дня с момента утверждения их сметы должны быть представлены в казначейство, что нереально, учитывая территорию России.

Серьёзную проблему представляет собой действующий механизм использования внебюджетных средств:

— внебюджетные доходы в образовательное учреждение поступают неравномерно в течение года, что затрудняет не только их годовое планирование, но и планирование их расходов. Средства, поступившие в конце отчётного периода (квартала), могут остаться на счёте и будут рассматриваться как прибыль (и соответственно облагаться налогами). При этом расходы по этим средствам могут быть произведены только в следующем квартале. Это снижает эффективность использования средств, выдвигая на первый план не рационализацию расходов и экономию средств, а скорость их расходования часто в ущерб эффективности и результативности;

— необходимость расходования поступающих доходов немедленно по их получении не позволяет накапливать средства для решения проблем, например, ремонта;

— доплаты за счёт внебюджетных средств сотрудникам, зачисленным на бюджетные ставки, можно выплачивать только из прибыли, в противном случае в соответствии с Налоговым кодексом РФ учреждению будет предъявлено обвинение в нецелевом использовании теперь уже внебюджетных средств. Существует только один выход: оформлять трудовые договоры с работниками и в них указывать объём работы сотрудника во внебюджетной сфере учреждения. В этом случае считается, что оформлены трудовые отношения, и понятие нецелевого использования применено не будет.

Бюджетный кодекс, предусматривая правила учёта остатков бюджетных средств на лицевых счетах бюджетополучателей и изъятие их без возврата в доход соответствующего уровня бюджета, не учитывает реального положения дел:

— средства бюджета не всегда могут быть использованы до окончания финансового года по причине невыполнения договоров подрядчиками и исполнителями. В этом случае бюджетные средства, предусмотренные для оплаты договоров, должны сохраняться за бюджетным учреждением;

— поставщиками коммунальных услуг выставляются счета по оплате по итогу за прошедший период, средства же на оплату планируются на текущий период, что создаёт проблемы по оплате услуг, предоставленных в декабре;

— система выплаты трансфертов не предусматривает их получения населением в конкретный момент времени, что создаёт предпосылку для накапливания неполученных денег на счетах бюджетополучателей. Изъятие этих средств как неиспользованных недопустимо. Аналогичное положение складывается и со средствами на оплату труда, фактически начисленные, но неполученные по объективным причинам работниками (депоненты).

3.2 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования образования

1. Необходимо упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:

— передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов учреждения, в том числе образовательного, руководителю этого учреждения;

— включение бюджетополучателей в процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, что действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

— пересмотр срока доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета;

— доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств одной строкой;

— предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации;

— корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;

— передачу утверждённой сметы доходов и расходов в течение одного дня со дня её получения бюджетным учреждением или со дня её утверждения руководителем организации (если такое право ему будет предоставлено);

— компенсацию по решению судебных органов морального и материального ущерба бюджетному учреждению казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего указанный ущерб;

— сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения; наделение руководителя бюджетного учреждения правом на установление порядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включая составление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.

2. Необходимо при определении объёмов бюджетного финансирования образования на очередной финансовый год руководствоваться следующими принципами:

— общий объём бюджетного финансирования образования должен быть увеличен в соответствии с положениями Национальной доктрины развития образования и программными документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных ассигнований в эту сферу деятельности;

— в качестве приоритетных статей экономической классификации, по которым должно быть предусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса, комплектование библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т. п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг.

3. Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования. Это позволит:

— обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на действительно важных направлениях, требующих значительных инвестиций;

— повысить обоснованность проводимых работ, осуществляемых закупок и т. д. вследствие применения отработанных процедур реализации инвестиционных проектов и использования опыта специалистов в этой области;

— обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению.

4. Необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

5. При переводе стипендий в разряд адресных социальных выплат следует сохранить порядок их назначения через образовательные учреждения, т. е. через места фактического нахождения учащихся, а не места их проживания

6. Необходимо освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.

Заключение

Расходы на образование являются важнейшими инвестициями на поддержание жизнеобеспечения населения страны, поскольку первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

Таким образом, вопросы финансирования как отдельного образовательного учреждения, так и в целом системы отечественного образования сегодня являются самыми острыми и, следует признать, определяют во многом ситуацию в этой отрасли. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Последствия такой государственной политики по отношению к образованию очевидны.

Подводя итоги, отметим:

— основным источником финансирования являются бюджетные средства, но с каждым годом объемы внебюджетного финансирования растут;

— фактически планируемые затраты и используемые денежные средства из бюджета существенно отличаются. Значит, учреждения образования недополучают финансовые средства, что отрицательно сказывается на деятельности учреждений — в основном сокращаются расходы на заработную плату, а, следовательно, это отрицательно влияет на качество оказываемых услуг.

— основные источники поступления внебюджетных средств — это родительская плата за услуги учреждений в сфере обучения и оздоровления детей (66,9%), от благотворителей (18,3%), выручка школьных столовых (12.8%).

К проблемам финансового обеспечения образования относятся: недостаточное финансирование, ненадлежащее обеспечение эффективности и прозрачности использования финансовых средств и т. д.

Для решения этих проблем прежде всего необходимо:

упорядочить бюджетное законодательство;

— изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы в федеральную адресную инвестиционную программу;

— предусмотреть возможность отмены финансирования начислений на оплату труда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта бюджета)

— освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств.

На сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения.

Применение подушевого норматива в общем образовании является своего рода спусковым механизмом для активизации оптимизации сети учреждений, формирование новой системы оплаты труда учителей, связанной непосредственно с результатами их работы, в целом повышения эффективности бюджетных расходов, повышения степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.

Примененный подход позволяет муниципалитетам проводить оптимизацию численности занятых в отрасли, а, следовательно, и более рационально использовать ограниченные финансовые средства. Этим он кардинально отличается от прочих методик, реализация которых приводила не к оптимизации расходов, а либо фиксированию сложившегося уровня расходов («планирование от достигнутого»), либо к требованиям увеличения финансирования.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230 — ФЗ.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Издательство НОРМА, 2014.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ.

5. И. Г. Акперов. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие./И.А. Коноплева, С. Л. Головач. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 496 с.

6. А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. Финансы, денежное обращение и кредит — М.: ЮНИТИ, 2007.

7. С. А. Беляков. Лекции по экономике образования / М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 405 с.

8. С. А. Беляков. Система финансирования образования: анализ эффективности. — М.: Технопечать, 2008. — 182 с.

9. Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2006.

10. А. С. Булатов. Экономика. — М.: Юристъ, 2008.

11. Л. С. Гринкевич, Н. К. Сагайдачная, В. В. Казаков. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2007. — 560 с.

12. Е. Н. Данилов, В. Е. Абарникова, Л. К. Шипиков Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. — М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009. — 336 с.

13. Э. Д. Днепров. Модернизация российского образования: документы и материалы, М. 2006.

14. Л. А. Дробозина. Финансы: Учебник для вузов / М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

15. Е. Г. Ефимова. Экономика для юристов. Учебник. — М.: Флинта, 2010.

16. В. М. Жураковский, Л. П. Кураков. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М. 2008. — 422 с.

17. В. Б. Зотова. Система муниципального управления. Учебник для вузов. / ОЛМА — ПРЕСС. 2009. — 259 с.

18. В. Б. Зотова. Система муниципального управления./ СПб.: Питер, 2007. — 560 с.

19. В. Г. Игнатов. Экономика муниципальных образований. — М.: Март, 2010. — 544 с.

20. С. И. Лушина, В. А. Слепова. Государственные и муниципальные финансы. Учебник./М.: Экономистъ, 2008. — 763 с.

21. http://ecpol.ru/macroeconomics/2012;04−05−13−38−34/435-kak-federalnyj-byudzhet-planiruet-finansirovat-obrazovanie.html

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой