Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

История развития менеджмента как науки и практики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно из-за всех этих причин, препятствующих попыткам исторической датировки истоков менеджмента следует рассмотреть данное явление как науку. «Менеджмент — это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги… Читать ещё >

История развития менеджмента как науки и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Развернутый ответ на вопрос по курсу

" Стратегическое управление"

История менеджмента как науки и практики Выполнил:

студент группы Г14Б Коба А.В.

Санкт-Петербург 2015

  • Глава I. Теоретические подходы к менеджменту как к науке и практике
  • Глава II. Феномен управления в условиях первобытно-общинного строя
  • Глава III. Эволюция человеческих знаний в сфере теории и практики управления в эпоху античности и средних веков
  • Глава IV. Менеджмент в Новое время. Анализ практического применения знаний научных школ менеджмента
  • Заключение
  • Список источников

Глава I. Теоретические подходы к менеджменту как к науке и практике

История становления менеджмента и по сей день вызывает множество споров в научном мире. Основным «камнем преткновения» является проблема зарождения данного феномена. В этой связи необходимо определиться с терминами, что является отправной точкой любой научной дискуссии.

С одной стороны менеджмент может рассматриваться как вид интеллектуальной трудовой деятельности, направленный на сферу управления. В данном случае речь идет о постановке целей деятельности субъектом управления, выработка способов ее достижения, а также прогнозирование результатов от реализации цели. [9, c 12] Если рассматривать менеджмент с данных позиций то тогда, при попытке исторической датировки данного феномена исследователь рискует заблудиться в лабиринтах истории, уходя далеко за пределы нашей эры. Так А. И. Кравченко в своей книге «История менеджмента» говорит о первой управленческой революции, которую он связывает с трансформацией религиозной касты жрецов. «Первая революция произошла 4−5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов». [13]

Также под менеджментом предлагается понимать сам процесс управления с присущими ему задачами, методами и средствами. «Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов». В данном случае речь идет конкретно о процессе управления, что также может увести исследователя в дебри истории при попытке ответа на вопрос «когда зародился менеджмент?». Ведь сам феномен управления социальными общностями зародился еще в первобытном обществе, исследование которого скорее прерогатива историков, археологов, этнографов и антропологов, нежели современных управленцев, которые больше тяготеют к исследованиям в экономической сфере общества.

Менеджмент также рассматривается как орган управления (например, как общность элементов аппарата управления и как сам этот аппарат). «Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной». В данном контексте исследователь также подвергается риску уйти в сферу исследований чуждых для него наук (такой как история). Ведь Римско-Католическая церковь является той организацией, которая прекрасно подходит под это определение (плюс ко всему не стоит забывать, что данный институт всегда являлся очень прибыльным предприятием). В таком случае Папа Римский мог бы вполне рассматриваться в качестве топ-менеджера, кардиналы рассматривались бы как представители среднего управленческого звена, управляющие церковными диоцезами, а настоятели монастырей и обычные священники в таком случае должны были бы рассматриваться в качестве менеджеров низшего звена, которые управляют монастырской братией и своей паствой в случае священников. Но при попытке современных экономистов изучать историю менеджмента в таком контексте они бы всегда натыкались на негодование со стороны историков церкви, так как это именно их сфера научного интереса.

Именно из-за всех этих причин, препятствующих попыткам исторической датировки истоков менеджмента следует рассмотреть данное явление как науку. «Менеджмент — это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту». Рассматривая менеджмент как науку, исследователь предохраняет себя от «закапывания» в исторических материалах, что как мы уже отмечали выше, может вызвать негативную реакцию со стороны научного сообщества (в частности историков). Смысл заключается в том, что сама «наука», в современном понимании данного термина зародилась в эпоху Нового времени, что соответствует капиталистической общественно-экономической формации (а значит, у экономистов и менеджеров в данном контексте есть возможность окунуться в привычную для них стихию управления предприятиями, которые стали массово появляться именно в этот исторический период). Под современной наукой мы понимаем ту сферу интеллектуальной человеческой деятельности, направленной на постижение мира, для которой характерен критический подход к исследованию, а также различные эмпирические методы установления истины. Таким образом, говоря о менеджменте как о науке, мы решительно можем позволить себе отсечь его историю вплоть до Раннего Нового времени, так как предшествующая данному периоду эпоха средневековья не знала феномена современной науки, ибо полностью базировалась на мнениях авторитетов и признанием замысла божьего за всеми явлениями общественной жизни, что означает отказ от критического похода в научных изысканиях.

Тем не менее, тема нашей курсовой работы «История становления и развития менеджмента как науки и практики», что означает для нас невозможность изучения данной темы, сосредотачиваясь лишь на менеджменте как науке Нового времени, а рассматривая практику менеджмента, мы обязаны проникать в древние слои истории, с целью раскрытия феномена управления и его исторической эволюции.

Глава II. Феномен управления в условиях первобытно-общинного строя

С самого начала зарождения человеческих общностей, под которыми мы понимаем современных людей (кроманьонцев) феномен управления уже существовал. И даже в условиях «первобытного коммунизма» управление осуществлялось со стороны старейшин и касты жрецов. «Первобытный коммунизм (primitive communism) — это термин, отразивший интерес Маркса (Marx) и Энгельса (Engels) к этнологии в целом и к исследованиям Льюса г. Моргана (1818−81) в частности. В древности существовали и ныне существуют общества, где нет классов и государства, а общественные и экономические отношения в целом носят уравнительный характер. В таких обществах царит коллективное право на основные ресурсы и нет места для авторитарного управления». В данном определении ключевым для нас является указание на отсутствие авторитарного управления в данном типе общества. В условиях уравнительной системы распределения общественного продукта управление регламентировано существующей общественной традицией. В период до образования первых государств и древних цивилизаций традиция формировала такой тип управления, для которого в первую очередь был характерен принцип уравнительного распределения общественного продукта.

В то же время необходимо понимать, что говоря об управленческих революциях, А. И. Кравченко подразумевает под этим термином смену различных стилей управления, обусловленными историческим влиянием на социально-экономическую сферу общества. [14]

Со своей стороны отметим, что периодизации управленческих революций по А. И. Кравченко носит условный характер, так как его историческая картина эволюции управления может быть, как дополнена и расширена, так и местами оспорена. Например, автор не выделяет средневековых нововведений в институтах управления, обусловленных воцерковлением общества, а также сменой общественно-экономической формации, а значит и способа производства с рабовладельческого на феодальный.

Говоря о первой управленческой революции, А. И. Кравченко говорит о том, что она была связана с отказом от антигуманных религиозных культов человеческих жертвоприношений и переходом касты жрецов в качество государственных-чиновников, призванных подчинить религиозный культ интересам государства. Жрецы также допускались к сборам налоговых податей, что также свидетельствует о том, что для первой управленческой революции было характерно уничтожение служителей культа как независимой касты с последующим подчинением их государству. [14]

Тем не менее, на наш взгляд, является необходимым внести то уточнение, что первая управленческая революция по сути является отказом общества от религиозно-культовой системы матриархата в пользу патриархального социума. «Матриархамт (греч. мЮфзс, мЬфзс, „мать“ и? счЮ, „господство, начало, власть“) — (или гинекократия) является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества». [2]

В условиях матриархата женщина имела влияние на управленческие процессы опосредованным образом, так как по сути все еще первобытной общиной управление осуществляли старейшины и жрецы. Но религиозная картина мира выводила женщину на уровень священной особы, обладающей тайным умением давать жизнь новым поколениям людей, что фиксировало ее высокий общественный статус. Таким образом, управление осуществлялось с обязательным учетом того, чтобы женщинам отводилась важная роль в общественных отношениях и гарантировался высокий социальный статус. «В Малой Азии первые изображения великой богини появились на 2 тысячи лет раньше первых изображений мужских богов, датируемых 4000 годом до н.э. Первыми городами-государствами, упоминаемыми историками, являются Сузы и Урук. Будучи патриархальными общинами с мужским духовенством, города-государства сохраняли приверженность культу великой богини. Этот культ был распространен в Вавилоне, Финикии, Фригии, Персии. Из Ирака, и в частности из провинции, именуемой ныне Мосул, женские божества устремились вначале на завоевание земель Средиземноморского бассейна — Анатолии, острова Крит, а затем Белуджистана и долины реки Инд». [15]

Но для периода матриархата, который многие социальные общности проходили в различные исторические эпохи, В настоящее время до сих пор сохраняются отдельные микроэтносы в разных странах Африки и Азии, где господствуют матриархальные общественные уклады. было характерным существование специфических хтонических культов, которые оказывали деструктивное влияние на общественное развитие и приводили к социальному регрессу.

Согласно В. Г. Боруховичу «в представлении о хтонических богах нашли отражение смутные идеи о животворящих силах природы и земли — родоначальницы всего живущего и одновременно стихии, куда возвращается все, закончив свой жизненный цикл». Следовательно, потребность в человеческих жертвоприношениях формировалась за счет религиозных представлений о цикличности истории для которой рождение всегда сменяется смертью, а значит, земля должна была окропляться кровью человеческих жертв, что символизировало ублажение «матери-земли», которая взамен должна была принести щедрый урожай.

Важным является необходимость отметить существенное влияние на управление социально-экономической сферой общества, которая оказала «неолитическая революция». «Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т. е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание. В течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной; люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние». [12]

Обустройство человека в первых земледельческих городах-общинах диктовало коренное изменение парадигмы управления социально-экономическими процессами. В первую очередь защита плодородных территорий требовала выделение группы профессиональных воинов, которые формировали новые армии и, по сути являлись тем силовым ресурсом, который смог перехватить управление, отстранив старое жречество от влияния на общественную жизнь. Таким образом, матриархат сменился патриархатом, что в дальнейшем вело к классовому расслоению общества, формированию института государства и установлении рабовладельческой общественно-экономической формации по Марксу. «Рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства суть не только типы общественного производства, но и стадии его развития. Ведь несомненно, что зачатки капитализма появляются лишь в ХV-ХIV вв., что ему предшествовал феодализм, который оформился, самое раннее, лишь в VI-IХ вв., и что расцвет античного общества был связан с широким использованием рабов в производстве. Бесспорно и существование преемственной связи между античной, феодальной и капиталистической экономическими системами. И выявление данного факта с неизбежностью порождает вопрос: почему в одну эпоху господствовала одна система экономических отношений, в другую — другая, в третью — третья». [17]

Следовательно, на наш взгляд именно перемены в управлении социально-экономическими процессами оказали прямое влияние на систему экономических отношений и связей.

школа менеджмент управление история С появлением государства приходят новые религиозные культы, а пантеон старых богов эпохи матриархата меняется новым. Так в Месопотамии богиня Тиамат уступила свое место богу Мардуку, представлявшего собой бога-громовержца, олицетворение мужской силы. Это нашло отражение в легендах и мифах Древнего Вавилона. Новый бог жестоко расправляется с Тиамат, олицетворявшей старый матриархальный мир. «В разинутую пасть Тиамат он вогнал „злой ветер“, и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство». [18]

Отдельно стоит отметить, что иллюстрация отражения смены парадигмы управления через духовную сферу общества является необходимым элементом исследования системы управления, так как на данном историческом этапе общество руководствовалось более идеалистическо-религиозными мотивами существования в отличие от более поздней и ближайшей к нам капиталистической формации, где материальные стимулы вытеснили фактор религии. Тем не менее, подход осуществленный Максом Вебером подразумевает также и поиски духовной составляющей в эпохе капитализма, что выразилось в его изучении этики протестантской традиции бизнеса и даже заставило его говорить о духе капитализма. [6]

Для рассмотренного выше первобытно-общинного периода был характерен не авторитарный стиль управления, который как мы показали выявил ряд издержек в своем развитии, которые не могли не сказаться отрицательно на парадигме дальнейшего социально-экономического развития. В результате возникновения первых государств, новый, более авторитарный стиль управления смог мобилизовать общество на дальнейшее развитие социальной, культурной, политической, военной и экономической сферы. Рабовладельческие государства эпохи античности и феодальные государства эпохи средневековья породят новые явления в сфере управления, а также систематизируют накопленные знания, что даст возможность изучать данный феномен целой плеяде известных философов и европейских интеллектуалов средневековья.

Глава III. Эволюция человеческих знаний в сфере теории и практики управления в эпоху античности и средних веков

Понятие «управление» связано, прежде всего, с древнегреческим феноменом демократии. «В античной Греции буквального аналога слову „менеджмент“ не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение „ведущий поиски“, „умеющий разыскивать“, но никак не „умеющий руководить“. именовалось „демагогией“. Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. (Было еще одно слово — „кибернетика“, т. е. кораблевождение. Но об этом позже.)» Demagogia" переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов". [13]

В условиях античных обществ управление укоренилось в политической сфере, так как последняя получила возможность динамического развития в условиях примитивных демократий. Тем не менее, не стоит переоценивать значение и уровень развития демократии в первых городах-государствах Пелопоннеса. В рамках рабовладельческого способа производства демократия распространялась лишь на граждан городов-государств, которые и пользовались всеми ее возможностями. В то же время ни рабы, ни метэки не имели права голоса на народном собрании. [7]

Таким образом, управление было сосредоточено в руках граждан, которые имели права обладать рабами, что дает возможность согласиться с некоторыми постулатами марксизма в вопросе о том, что реальное управление в этот период принадлежало классу рабовладельцев. «Процесс возникновения рабовладельческих отношений в различных странах протекал по-разному. Вместе с тем имелись общие для всех стран и народов основные экономические условия, подготовившие переход к рабовладельческому способу производства: развитие производительных сил общества до такого уровня, когда становится возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта». [19]

В данных условиях управление осуществлялось определенными социальными группами, которые при желании могут быть соотнесены с классом рабовладельцев, типичных для данной общественно-экономической формации.

Для античности также не чужд феномен властной деспотии, для которой характерен отказ от демократической традиции народных собраний, на которых в результате голосований определялись люди, которым общество доверяло право управления государством. «Деспотия» — это, прежде всего власть господина над рабами. Ни о какой свободе и равноправии речи быть не может. Деспотизм — тип руководства, основанный на самовластии, стремлении человека к неограниченному господству". [13]

Для этой эпохи также характерна такая черта как власть олигархии. Это такой тип власти, при котором управление социально-экономическими процессами осуществляется малочисленной группой лиц в своих собственных интересах. При этом великий древнегреческий философ Аристотель отличал правление аристократии, как представителей благородного, знатного сословия. Также он нашел уникальный пример сочетания аристократического принципа доступа людей, к управлению помноженного на фактор богатства в Карфагене. Аристотель считал, что такой тип управления ведет к постепенной деградации субъекта управления из-за того, что последний подвергается негативному влиянию коррупции, в то время как бедный человек с его точки зрения был бы чужд подобного рода слабостей. «Всего же более отклоняется от аристократического строя в сторону олигархии карфагенское государственное устройство в силу вот какого убеждения, разделяемого большинством: они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Но если избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели — аристократии, то мы в силу этого могли бы рассматривать как третий тот вид государственного строя, в духе которого у карфагенян организованы государственные порядки, — ведь они избирают должностных лиц, и притом главнейших — царей и полководцев, принимая во внимание именно эти два условия». [3]

Древнегреческие философы Ксенофонт и Аристотель внесли свою лепту в развитие знаний об управлении. Так древнегреческий термин экономика обозначал некое знание о ведении домашнего хозяйства. Именно искусство управления в сфере того, что современные ученые называют микроэкономикой, наметило очередной виток прогресса в сфере управления социально-экономическими процессами.

В свою очередь в Древнем Риме управление вышло на новые рубежи благодаря интересу к знаниям об управлении домашним хозяйством. В данном случае в практику управления вводился элемент планирования процесса работ на ферме, а также те результаты к которым должен был прийти субъект экономической деятельности. «Так, например, Катон Старший (234−149 гг. до н.э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ». [1]

Говоря об эпохе средневековья большинство авторов, также обходят вопрос о религиозной составляющей в сфере управления. Сама по себе концепция управления с самого начала периода средневековья была сформирована одним из наиболее выдающимся философом данного периода — Блаженным Августином. В своем трактате «Град Божий» автор доказывал концепцию согласно которой существует два града — «град земной» и «град Божий». Важным является то, что град земной так или иначе должен жить по законам града Божьего, что полностью оправдывало существование структурной иерархии Римско-католической церкви, которая осуществляла духовное управление обществом.И. И. Семенова, говоря о менеджменте в эпоху средневековья уделяла большое внимание данному религиозго-общественному институту, так как он являлся крупнейшим аппаратом управления, успешно влиявшим на реалии своего времени.

Более того, даже светская власть была вынуждена подстраиваться под реалии управленческой доминации Римско-католической церкви, так как даже на голову императора Священной Римской Империи Карла Великого корону одевал папа римский в соответствии с особым ритуалом посвящения. Считалось, что короли осуществляли свою власть с позволения церкви, которая в свою очередь являлась представительством Бога на земле. Именно поэтому возникает обряд помазания королей Франции в Реймском соборе, что даже порождало в народе веру о том, что по утверждению известного французского историка Марка Блока заставляло народ верить в то, что одним своим прикосновением короли способны излечить простолюдина от определенных болезней. [4]

В свою очередь другими организациями, оказавшими революционное воздействие на управление являлись духовно-рыцарские ордена (иди религиозно-монашеские в другой традиции). Такими орденами являлись тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы, а также ряд испанских орденов (Калатрава, Алкантара, Сантьяго). Смысл управленческих перемен, отразившихся в реалиях данных религиозно-монашеских структур заключался в том, что в рамках этих организаций соединялись в себе как религиозные так и светские начала. Рыцарь, пожелавший вступить в данные ордена, являясь светским человеком (т.е. не исполнявший до этого функций духовенства на подобие монахов или священников) переходил в качество война-монаха, что позволяла соединиться двум началам, казалось бы противоположным. По факту вступления в духовно-религиозный орден он уже рассматривался как воин-монах, что диктовало ему неуклонное подчинение уставу ордена, на основании которого генеральный капитул осуществлял управление. Таким образом, данные структуры являлись довольно управляемыми за счет воинской дисциплины с одной стороны и религиозной страсти с другой.

К нововведениям данных духовно-рыцарских орденов относится развитие на тот момент еще не имевшей такой значимости банковской системы. Так, считается, что тамплиеры изобрели такой тип ценной бумаги как вексель (или чек на предъявителя). Смысл заключался в том, что желая совершить паломничество к святым местам, пилигрим или паломник подвергали себя неслыханному риску при попытке осуществить свое путешествие. В любом лесу, на любой дороге его могли ограбить разбойники, что означало невозможность свободного передвижения по дорогам Европы без специального сопровождения. Следовательно, сдавая сумму для своего паломничества, например, в офисе тамплиеров в Париже пилигрим получал бумагу, согласно которой он мог получить эту самую сумму в любом другом офисе тамплиеров. Именно поэтому орден тамплиеров получил широкую славу банкиров и зачастую привлекался королями Франции в палату шахматной доски (старый аналог министерства финансов в средневековой Европе) для управления их финансовыми делами и долгами.

Новым витком в развитии знаний об управлении социально-экономическими процессами была работа Никколо Макиавелли «Государь». В данном труде флорентийский ученый рассматривает такие вопросы как захват трона, методы удержания деспотической власти в завоеванной стране, борьба против политических заговоров. Таким образом, зачастую правителям приходилось поступаться принципами морали для того, чтобы продолжать вести свою управленческую линию.

Глава IV. Менеджмент в Новое время. Анализ практического применения знаний научных школ менеджмента

Феномен, именуемый А. И. Кравченко IV управленческой революцией, охватывает период XVIII—XIX вв. и совпадает с индустриальной революцией. «Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции» .

Менеджмент как наука характеризуется рядом признаков:

1. Интерпретирует природу управленческой деятельности.

2. Вводит причинно-следственные связи в рабочем процессе.

3. Изучает условия необходимые для совместного труда в рамках больших и малых коллективов.

4. Внедряет эффективные методы управления.

5. Составляет прогнозы. [21]

В данный период выделяется перечень наиболее известных школ менеджмента.

Одна из первых школ, получившая всеобщее признание является школа Ф. Тэйлора, появление которой относится к началу ХХ века.

Для школы научного управления характерен ряд особенностей.

1. Отказ от опоры на традиционный способ хозяйствования в рамках управления процессами производства что выражается в правильной расстановке работников на предприятии, а также вовлечение последних в процесс обучения.

2. Формализация управленческих структур в рамках предприятия.

3. Четкое и регламентированное распределение функций работника и работадателя. [22]

Э. Мэйо является основоположником школы психологии и человеческих отношений. К ее главным положениям относятся следующие пункты:

1. Отношения на производстве есть главный фактор, способный заинтересовать людей нематериально. Следовательно, важная роль отводится поддержанию атмосферы сотрудничества на предприятии.

2. В результате научно-технического прогресса сам процесс производства превратился в скучную рутину, а значит, человек побуждаем искать удовлетворение во взаимоотношениях с другими людьми.

3. Необходимо также наличие атмосферы сотрудничества между работником и работодателем. [23]

Классическая (административная) школа менеджмента (А. Файоль) в свою очередь сосредоточилась на дальнейшем системном дроблении предприятия, а следовательно и функция персонала. Файоль выделял пять главных пунктов процесса управления: «планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль». Для данной школы также важен элемент дисциплины, которая должна касаться всех членов корпорации. Также следовать нормам дисциплины должно и руководство с одной стороны, подавая позитивный пример, а с другой стороны демонстрируя тем самым значимость того груза ответственности, который был на него возложен.

Исследуя основные вехи истории менеджмента можно констатировать, что чисто исторически сложилось глубокое разделение данного феномена на практику и науку. Как мы показали выше, наука менеджмента существует не более трех ста лет, в то время как практика менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. В этой связи можно сделать вывод, что с течением времени теория и практика менеджмента будет разветвляться и дальше, так как развитие научно-технического прогресса будет дробить различные сферы производства, что означает, что для каждой из них потребуются новые управленцы.

Заключение

Исходя из анализа истории и практики менеджмента мы с ясностью можем убедиться в том, что феномен управления — это один из древнейших институтов, но свое самое бурное развитие он переживал именно в XXв. Основным толчком к смене управленческих парадигм послужило начало индустриальной революции, которая знаменовала собой переход от полу ручного труда на мануфактурах в пользу работы за усовершенствованными станками.

Данный тип производства обусловил изменения в сфере управления. Во-первых, появилась необходимость управлять большими по сравнению с предыдущими эпохами коллективами. Во-вторых, состоялось научное осмысление применения различных управленческих подходов на производстве. В-третьих, состоялось размежевание различных подходов к управлению, что породило развитие независимых школ менеджмента.

В то же время необходимо отметить, что уже в XXI в. наблюдается процесс усложнения управленческих парадигм, которые заключаются в разветвлении подразделений какого-либо предприятия, а значит и к увеличению количества управленцев. По нашему мнению в информационную эпоху управление приобретает новую специфику. В частности благодаря современным технологиям повышается уровень различных возможностей в дистанционном управлении, а также в компьютерном управлении, которое делает возможным систематизировать и регулировать различные производственные циклы, что также приводит к тенденции постепенного отказа от труда людей в сфере управления в пользу труда не только машин, но уже и современной компьютерной техники, способной контролировать ряд довольно сложных и специфических процессов.

Список источников

1. 'Matriarchy' // Encyclopжdia Britannica, 2007.

2. Аристотель. Политика. Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. С.465−475. (II, Разбор государственного устройства критян и карфагенян 8, 5−7).

3. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.

4. Борухович В. Г. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. Текст приводится по изданию: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972. С.99−123.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Центр гуманитарных инициатив. М., 2013.

6. Доватур А. И. Рабство в Аттике в VI—V вв. до н.э.Л., «НАУКА» Ленинградское отделение, 1980.

7. Макиавелли Н. Государь.М., Эксмо, 2013.

8. Менеджмент / Под ред. Ж. В. Прокофьевой. — М.: Знание, 2000.

9. Найдыш В. М. Концепция современного естествознания. ГАРДАРИКИ., М. 2001.

10. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство «Изумруд», 2003.

11. Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир» .Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д. э. н. Осадчая И. М. 2001.

12. Семенова И. И. История менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2009.

13. Кравченко А. И. История Менеджмента. М., 2000 http://www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/. Дата обращения 10.05.2015

14. Орлов А. И. Учебник. М.: Издательство «Изумруд», 2003 http://www.aup.ru/books/m151/11. htm. Дата обращения 10.06.2015

15. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/marsir/02. php. Дата обращения на 10.05.2015.

16. http://ancientrome.ru/publik/article. htm? a=1 289 838 648. Дата обращения 10.05.2015.

17. Семенов Ю. М. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность http://scepsis.net/library/id120.html. Дата обращения 22.05.2015.

18. Энциклопедия мифологии http://godsbay.ru/orient/marduk.html. Дата обращения 22.05.2015.

19. Энциклопедия марксизма http://www.esperanto. mv.ru/wiki. Дата обращения 23.05.2015.

20. История развития менеджмента http://kak-bog.ru/istoriya-razvitiya-menedzhmenta. Дата обращения 22.05.2015.

21. Школа научного управленияhttp://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/shkola-nauchnogo-upravleniya.html. Дата обращения 23.05.2015.

22. Центр Креативных Технологий http://www.inventech.ru/lib/management/management-0007/. Дата обращения 23.05.2015.

23. http://vfmgiutourism.ru/osnovnye_etapy_razvitiya_menedjmenta_turizma24/administrativnaya_shkola_menedjmenta29/index.html Дата обращения 23.05.2015.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой