Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Юридические факты и их состав в семейном праве. 
Понятие родства и свойства. 
Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями, их права и обязанности

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Боковая линия родства основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры). В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, т. е. имеющими общих мать и отца, и неполнородными — когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же… Читать ещё >

Юридические факты и их состав в семейном праве. Понятие родства и свойства. Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями, их права и обязанности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.М. МАШЕРОВА»

Юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

ТЕМА: ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА И СВОЙСТВА. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Витебск 2011

ПЛАН

  • 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА И СВОЙСТВА
  • 2. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
  • 3. ЗАДАЧА
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ СОСТАВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ. ПОНЯТИЕ РОДСТВА И СВОЙСТВА

юридический факт родство попечительство

Юридические факты в семейном праве представляют собой основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений, т. е. они представляют реальные обстоятельства.

Юридические факты в зависимости от того, наступают они по воле или помимо воли граждан, делятся на два основных вида: действия и события.

Действия зависят от воли человека, поэтому могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия делятся на юридические факты — действия, направленные на достижение определенного семейно-правового результата, предусмотренного законом, и юридические поступки — действия, совершаемые лицом без намерения вызвать семейно-правовые последствия.

События представляют собой обстоятельства, которые возникают помимо воли человека. Они могут быть кратковременными (рождение ребенка) и длящимися (родство).

По способу воздействия на общественные отношения юридические факты в семейном праве делятся на:

— правопорождающие — факты, наступление которых влечет возникновение определенных семейных правоотношений (заключение брака, установление отцовства);

— правоизменяющие — факты, в результате которых изменяются семейные правоотношения (усыновление);

— правопрекращающие — факты, с наступлением которых прекращаются семейные правоотношения (со вступлением бывшего нетрудоспособного супруга в новый брак прекращается обязанность другого бывшего супруга в новый брак прекращается обязанность другого бывшего супруга его содержать);

— правопрепятствующие — факты, наличие которых препятствует возникновению правоотношений по воле одного из участников семейных правоотношений (например, муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение трех лет после рождения ребенка, если жена осуществляет воспитание и надлежащую заботу о ребенке);

— правовосстанавливающие — факты, с наступлением которых восстанавливаются семейные права и обязанности участников семейных отношений (например, явка супруга, объявленного умершим, восстанавливает брак, если другой супруг не вступил в новый брак; восстановление в родительских правах).

Семейные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться вследствие совокупности юридических фактов. Однако родство как юридический факт является одним из главных и более распространенных оснований возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. 4, с. 15

Понятие родства

Преимущественно участниками семейных правоотношений являются близкие родственники. Статья 60 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определяет, что отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.

Родство — это кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка. В зависимости от того, происходят ли лица один от другого или от общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства — основана на происхождении одного лица от другого. Эта линия родства может быть нисходящей — от предков к потомкам (дед > сын > внук) и восходящей — от потомков к предкам (внук > отец > дед). 5, 48

Боковая линия родства основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры). В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, т. е. имеющими общих мать и отца, и неполнородными — когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же юридическими правами и обязанностями по отношению к своим родителям и другим близким родственникам, что и полнородные родные.

Степень родства — это число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве, т. е. количество рождений, необходимых для того, чтобы между двумя линиями возникло родство.

К первой степени прямого родства относят: отца — сына; ко второй степени прямого родства относят: деда — внука; ко второй степени бокового родства относят: родного брата — родную сестру. Эта категория лиц относится к близким родственникам. В семейных правоотношениях усыновленные и усыновители, муж и жена приравнены к близким родственникам.

К третьей степени бокового родства относят дядю и племянника, к четвертой степени бокового родства относят: двоюродного брата и двоюродную сестру и т. д. Отношения между этой категорией лиц не регулируются брачно-семейным законодательством Республики Беларусь.

Близкое родство является правопорождающим (взаимное содержание супругов) и правопрепятствующим (запрещается брак между близкими родственниками) фактом.

Свойство и его юридическое значение

Под свойством понимают отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Свойство возникает по двум направлениям:

1) между одним супругом и родственниками другого супруга;

2) между родственниками обоих супругов.

Отношения свойства являются вторичными отношениями брака и в семейном праве юридическими фактами не являются, поэтому эти правоотношения и не урегулированы семейным законодательством.

В отношениях свойства состоят отчим и пасынок, по ныне действующему Кодексу Республики Беларусь о браке и семье регулирование семейных правоотношений между ними не предусмотрено.

Дети каждого из супругов от других браков являются сводными братьями или сестрами, они не состоят в родстве между собой, поэтому имущественные отношения между ними регулируются гражданским законодательством.

В случае усыновления сводных братьев или сестер хотя бы одним из супругов изменяется их правовой статус. Они приравниваются во всех семейных правоотношениях к близким родственникам, так как один из родителей (возможно оба) у них становится общим. 6, с. 63

2. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО БЫТЬ ОПЕКУНАМИ И ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь Республики Беларусь 28.10.1999 г. № 1676 (в редакции от 28.04.2010 г. № 624). Согласно данному Положению в Республике Беларусь органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:

1. в отношении несовершеннолетних лиц — на управления (отделы) образования исполнительных и распорядительных органов, а в случаях, предусмотренных законодательством — на комиссии по делам несовершеннолетних;

2. в отношении лиц, признанных недееспособными, — на управления (отделы) здравоохранения исполнительных и распорядительных органов;

3. в отношении дееспособных, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, — на управления (отделы) по труду, занятости и социальной защиты исполнительных и распорядительных органов.

Задачами органов опеки и попечительства являются:

— выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

— устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;

— оказание материальной и иной необходимой помощи детям;

— осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— защита личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите и (или) в опеке и попечительстве, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в установлении над ними патронажа;

— установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

— установление попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

— установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, по их просьбе. 3

Органы опеки и попечительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности.

Местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства

Местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства:

— организуют работу по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства;

— обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц и сохранность их имущества;

— назначают опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей, родителей воспитателей детских домов семейного типа, детской деревни (городка), освобождают и отстраняют их от возложенных обязанностей;

— обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений совершеннолетних;

— дают опекуну предварительное разрешение совершать сделки, попечителю давать согласие на совершение от имени подопечных сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

— при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;

— решают вопрос о выплате следуемой подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

— дают в отдельных случаях разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и охране прав и законных интересов подопечного;

— возбуждают в суде дела: о лишении родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании гражданина ограничено дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, о признании недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), а также при признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

— принимают решения о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находился (в исключительных случаях) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, устанавливают наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;

— принимают участие при рассмотрении в суде дел о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшем брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным вследствие психического расстройства;

— устанавливают опеку над имуществом умерших и безвестно отсутствующих лиц;

— при использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи передают прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности;

— принимают решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, утверждают план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов анализа его выполнения;

— направляют ребенка в учреждение образования, здравоохранения, социального обслуживания на государственное обеспечение;

— устанавливают ежемесячные денежные выплаты на содержание детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, преданных на воспитание в опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки);

— дают разрешение на отчуждение жилого помещения, в котором проживают либо имеют право на проживание дети. Решают вопрос об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством;

— принимают решение о присвоении или изменении фамилии, имени детей в случаях, предусмотренных законодательством, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают органы и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений, на реализацию их функций. 4 с. 227−230

Деятельность управлений (органов) образования по опеке и попечительству

Управления образования местных исполнительных и распорядительных органов:

— выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших восемнадцати лет, избирают форму их устройства;

— подбирают опекуну (попечителю), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, детской деревни (городка), способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав;

— представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимые для назначения над несовершеннолетним опеки (попечительства), создания приемной семьи, детского дома семейного типа, назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, принятие решения об эмансипации;

— оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа, детской деревни постоянную помощь в воспитании и оздоровлении детей;

— проверяют выполнение опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-попечителями возложенных на них обязанностей;

— возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей от выполнения их обязанностей;

— возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или отобрании детей от родителей без лишения родительских прав, о взыскании с родителей средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

— дают заключения по делам о лишении родительских прав, об отобрании детей от родителей или других лиц, восстановлении в родительских правах, возвращении отобранного ребенка родителям, об обоснованности усыновления и соответствии интересам ребенка установления либо отмены усыновления, участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления;

— принимают участие в исполнении решении судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;

— осуществляют контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни;

— рассматривают жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей опекунов;

— ведут учет детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), и детей, переданных под опеку (попечительство);

— осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью;

— ведут учет кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), проживающих на их территории;

— в установленном порядке готовят материалы для усыновления детей, находящихся на их территории, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление;

— организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

— разрешают в пределах своей компетенции спорные вопросы между родителями о воспитании детей;

— дают заключение и участвуют в заседаниях судов по вопросам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов;

— проводят обследование условий жизни детей, находящихся в социально опасном положении, и кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители);

— предоставляют полномочия учреждениям образования на реализацию функций по защите прав и законны интересов детей.

Органы опеки и попечительства имеют право:

— требовать от физических и юридических лиц представление необходимых документов и справок;

— производить обследование и опрос лиц в целях получения необходимых сведений для решения вопросов опеки и попечительства;

— вызывать на беседы и объяснения родителей, опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей и других граждан по вопросам, связанным с защитой прав опекаемых и подопечных;

— выдавать заинтересованным физическим и юридическим лицам в пределах своей компетенции справки, заключения, касающиеся вопросов опеки и попечительства.

Функции комиссии по делам несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации как орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству:

— принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение в случаях, установленных законодательными актами, устанавливает наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;

— уведомляет районного (городского, межрайонного) прокурора о принятом решении об отобрании ребенка;

— формирует комиссию по отобранию ребенка;

— информирует о принятом решении об отобрании ребенка организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, — органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа и органы внутренних дел;

— принимает соответствующие решения о возвращение ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа или об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав. 4, ст. 232

3. ЗАДАЧА

Жительница деревни Прохорово Полина А. была беременной около девяти месяцев. Когда начались предродовые схватки, она попросила своего мужа срочно отвезти ее в больницу. На полпути к городу внезапно прокололось заднее колесо. У Полины А. начались сильные схватки. В это время из города на грузовике возвращались супруги Кашкины. Муж Полины А. остановил их и попросил помочь при родах. На обочине сельской дороги Полина родила мальчика.

Супруги назвали сына Димой и через три недели решили его зарегистрировать в органе загса. Однако заведующая органом загса отказалась принять заявление и зарегистрировать ребенка. При этом она заявила, что необходимо доказать происхождение ребенка.

1. Правомерно ли требование заведующей органом загса?

2. Что в данном случае будет служить основанием для установления происхождения ребенка?

Решение:

1. В данной ситуации требование заведующей органом загса будет являть правомерным.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 51 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье происхождение ребенка от родителей, состоящих в браке, устанавливается на основании записи акта о браке родителей. Запись акта об отце ребенка производится на основании свидетельства о браке независимо от согласия мужа. Продолжительность состояния родителей в браке значения не имеет, т. е. отец должен состоять в браке с матерью ребенка на момент зачатия и (или) рождения ребенка.

Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании:

— факта рождения, удостоверенного справкой организации здравоохранения;

— решения суда об установлении факта рождения ребенка. Обычно такое решение выносит суд при рождении ребенка вне медицинского учреждения без участия врачей (как в данном случае);

— решения суда об установлении материнства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 96-З). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. — Минск, 2011.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 № 43-З). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. — Минск, 2011.

3. Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г., № 1676 (в ред. от 28.04.2010 г. № 624) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. — Минск, 2011.

4. Бруй М. Г. Семейное право / М. Г. Бруй, 2-е издание. — Мн., ТетраСистемс. — 2011. 288 с.

5. Пенкрат В. И. Семейное право Республики Беларусь. — Мн.: ООО МНО, 2004.

6. Тихиня В. Г. Правовое регулирование семейных правоотношений / В. Г. Тихиня, М. Г. Бруй. — Мн.: Изд-во МИУ, 2006

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой