Разработка базы данных «ВУЗ»
В процессе выполнения данного задания я также сделала некоторые выводы, например, построение концептуальной модели, играет очень важную роль в разработке БД, так как в процессе построения концептуальной модели я тщательно изучила предметную область, что поспособствовало дальнейшему основанию базы данных. Запрос № 1: необходимо вывести информацию о студенте по определенной фамилии, ФИО, дата… Читать ещё >
Разработка базы данных «ВУЗ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задание на курсовой проект
Спроектировать базу данных, построить программу, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога.
Для каждого факультета в БД должны храниться сведения о декане и номера телефонов декана. На каждом факультете существует ряд специальностей, о которых также храниться информация, так как срок обучения и стоимость обучения. Также в БД должна быть информация о группах и студентах, данную информацию можно исправить или удалить, сделать это может любой пользователь базы данных.
Содержание Введение
1. Разработка логической модели
1.1 Концептуальная модель
2. Физическое проектирование БД
2.1 Таблица, входящие в состав БД
2.2 Разработка запросов
2.2.1 Основные запросы
2.3 Разработка отчетов
2.4 Разработка форм
Заключение
Список используемой литературы
Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть «бумажной информатикой». Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации. Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т. п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы.
При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой порции дополнительной информации, — остальное берется из информационной базы. Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы. Эта база (информационная, или база данных) находится, таким образом, в состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения, происходящие в реальном объекте, с которым имеет дело система. Хранение информации в памяти ЭВМ придает этой информации принципиально новое качество динамичности, т. е. способности к быстрой перестройке и непосредственному ее использованию в решаемых на ЭВМ задачах. Устройства автоматической печати, которыми снабжены современные ЭВМ, позволяют в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге.
автоматизация запрос информация
1. Разработка логической модели
1.1 Концептуальная модель
Широкое применение компьютерных технологий в учебном процессе выдвинуло перед работниками приемной комиссии задачу автоматизировать свою работу от момента заполнения личной карточки абитуриента до выполнения различного рода отчетов.
В предметной области объектами являются:
1. Факультеты
2. Специальности
3. Группы
4. Студенты
На основе анализа предметной области построим концептуальную модель:
На каждом факультете имеется список специальностей, по каждой специальности сформированы группы студентов, в каждой группе числится от 10 до 30 студентов.
Рисунок 1.1 — Концептуальная модель
2. Физическое проектирование БД
2.1 Таблицы, входящие в состав БД
Таблицы, входящие в БД:
— Факультеты
— Специальности
— Группы
— Студенты
— Дополнительная информация
Рисунок 2.1.1 — Таблица Факультеты
Рисунок 2.1.2 — Таблица Специальности
Рисунок 2.1.3 — Таблица Группы
Рисунок 2.1.4 — Таблица Студенты
Рисунок 2.1.5 — Таблица Дополнительная информация
Таблица Группы используется в таблице Студенты в качестве мастера подстановки.
На Рисунке 2.1.9 приведена схема данных.
Рисунок 2.1.6 — Схема данных
Таблицы Факультеты и Специальности связаны по полю Код
Таблицы Специальности и Группы связаны по полю Наименование специальности
Таблицы Группы и Студенты связаны по полю Код группы
Таблицы Студенты и Дополнительная информация по полю Личный номер
2.2 Разработка запросов
Запросы используются для просмотра, анализа и изменения данных в одной или нескольких таблицах. Например, можно использовать запрос для отображения данных из одной или нескольких таблиц, их сортировки в определенном порядке, выполнении вычислений над группой записей, осуществления выборки из таблицы по определенным условиям. Также запросы могут служить источником данных для форм и отчетов.
2.2.1 Основные запросы
Запрос № 1: необходимо вывести информацию о студенте по определенной фамилии, ФИО, дата рождения, форма обучения, наличие задолжностей, закрытие сессии в срок. Данный запрос будет являться запросом с параметром, в качестве параметрам будем использовать фамилию.
Рисунок 2.2.1.1 — Запрос № 1 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2.2.1.2 Результат выполнения Запроса № 1
Запрос № 2: необходимо узнать состав группы. Запрос с параметром, в качестве параметра будет выступать группа.
Рисунок 2. 2.1.3 — Запрос № 2 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.4 — Результат выполнения Запроса № 2
Запрос № 3: необходимо рассчитать полную стоимость обучения, с учетом того что в таблице указана стоимость за один семестр, умножим ее на 10. Данный запрос будет являться запросом с вычислениями.
Рисунок 2. 2.1.5 — Запрос № 3 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.6 Результат выполнения Запроса № 3
Запрос № 4: необходимо узнать, какие специальности имеются на Электротехническом факультете. В качестве параметра отбора записей используем факультет.
Рисунок 2. 2.1.7 — Запрос № 4 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.8 — Результат выполнения запроса Запроса № 4
Запрос № 5: необходимо отобразить ФИО и дату рождения студентов обучаюхся в 941 группе на бюджете. В качестве отбора записей используется поле Форма обучения и Группа
Рисунок 2. 2.1.9 — Запрос № 5 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.10 — Результат выполнения Запроса № 5
Запрос № 6: необходимо внести изменения о номере телефона декана с определенной фамилией. Данный запрос является запросом на изменение данных, в качестве отбора используется фамилия декана.
Рисунок 2. 2.1.11 — Запрос № 6 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.12 — Результат выполнения Запроса № 6
Запрос № 7: необходимо удалить информацию о студентах, не закрывших сессию и имеющих задолжнсти. Запрос на удаление данных.
Рисунок 2. 2.1.13 — Запрос № 7 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.14 — Результат выполнения Запроса № 7
2.3 Разработка отчетов
Одной из основных задач создания и использования баз данных является предоставление пользователям необходимой информации на основе существующих данных. Отчеты позволяют выбрать из базы данных требуемую пользователем информацию и оформить ее в виде документов, которые можно просмотреть и напечатать. Источником данных для отчета может служить таблица или запрос. Кроме данных, полученных из таблиц, в отчете могут отображаться вычисленные по исходным данным значения, например, итоговые суммы.
Так как в нашем Курсовом проекте не во всех отчетах и справках информация является постоянной, то целесообразно строить отчеты на основе запросов, рассмотренных в п. 2.
В данном Курсовом проекте представлены следующие отчеты:
Справки:
· Полная стоимость обучения за 5 лет
· Факультеты и специальности, по которым проводится обучение
· Ведомость
Представлены в форме «Справки и отчёты»
Отчеты:
· отчет о работе ВУЗА (Специальности, имеющиеся на факультетах, студенты обучающиеся по каждой из специальностей)
Представлены в форме «Справки и отчёты»
Отчёт № 1 Полная стоимость обучения за 5 лет
Рисунок 2.3.1 — Отчет «Полная стоимость обучения за 5 лет».
· Отчёт № 2 Факультеты и специальности, по которым проводится обучение
Рисунок 2.3.2 — Отчет «Полная стоимость обучения за 5 лет».
Отчёт № 4Ведомость
Рисунок 2.3.4 — Отчет «Ведомость».
Отчёт № 4 отчет о работе ВУЗА (Специальности, имеющиеся на факультетах, студенты обучающиеся по каждой из специальностей)
Рисунок 2.3.5 — Отчет «Отчет о работе ВУЗА «.
2.4 Разработка форм
Для сбора информации самым удобным средством является заполнение специально заготовленной формы. Формы позволяют организовывать удобный и интуитивно понятый интерфейс пользователя для работы с данными. С помощью форм гораздо более удобно просматривать и редактировать данные, чем при работе с таблицами. Кроме того, в формах можно отображать результаты вычислений и обеспечивать доступ к данным сразу в нескольких связанных таблицах.
Рисунок 2.4.1 — Главная форма.
На главной форме расположены три кнопки управления:
— «Внести изменения»;
— «Отчеты и справки».
— выход из базы данных;
При нажатии кнопки «Внести изменения» базы данных происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.2).
Рисунок 2.4.2 — Форма «Изменения».
В форме «Изменения», можно изменить следующие сведения:
1. Внести или изменить информацию о факультетах
Рисунок 2.4.3
2. Добавить или изменить сведения о специальностях
Рисунок 2.4.4
3. Добавить новую специальность или изменить сведения об уже существующих специальностях.
Рисунок 2.4.5
4. Добавить запись о новом студенте или изменить сведениях об уже имеющихся студентах.
Рисунок 2.4.6
При нажатии в Главной форме кнопки «Отчеты и справки» базы данных происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.7).
Рисунок 2.4.7 — Форма «Отчеты и справки».
В форме «Отчеты и справки», можно получить следующие сведения:
1. Стоимость обучения по каждой специальности за 5 лет
Рисунок 2.4.8
2. Отчет о работе ВУЗА
Рисунок 2.4.9
3. Список студентов
Рисунок 2.4.10
4. Сведения о факультетах
Рисунок 2.4.11
Заключение
При написании Курсового проекта мною была достигнута цель, а именно, в результате своей работы и разработала БД для автоматизации работы пользователей.
В процессе выполнения данного задания я также сделала некоторые выводы, например, построение концептуальной модели, играет очень важную роль в разработке БД, так как в процессе построения концептуальной модели я тщательно изучила предметную область, что поспособствовало дальнейшему основанию базы данных.
Список используемой литературы
1. Александр Кузнецов, Microsoft Access 2003 Русская версия. — Питер. 2006.
2. Гэри Ханен, Джеймс Хансен. Базы данных: разработка и управление: Пер. с англ. — М.:ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
3. Диго С. М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Михеева В. Д., и др. Microsoft Access 2003. — СПб.: БВХ — Петербург, 2004.
5. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2000, 2002.