Литературно-художественные жанры.
Информатика для гуманитариев
В силу технологической специфики Интернета как сферы максимально свободного информационного обмена Всемирная сеть немало способствовала активному росту и развитию практически всех традиционных литературно-художественных жанров, а также создала целую серию новых форм художественного творчества, которые не существовали ранее (например, гипертекстовый роман и т. п.). Интернет-площадка оказалась… Читать ещё >
Литературно-художественные жанры. Информатика для гуманитариев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В силу технологической специфики Интернета как сферы максимально свободного информационного обмена Всемирная сеть немало способствовала активному росту и развитию практически всех традиционных литературно-художественных жанров, а также создала целую серию новых форм художественного творчества, которые не существовали ранее (например, гипертекстовый роман и т. п.). Интернет-площадка оказалась очень удобной и для так называемого самиздата, т. е. для публикации любым человеком плодов своего литературно-художественного (либо псевдолитературного) творчества па веб-сайте. Все эти специфические условия (новые технологические возможности, прежде всего гипертекстуальность и мультимедийность художественного произведения, интерактивный характер информационного взаимодействия автора и читателей и т. д.) обусловили необходимость введения нового литературоведческого термина для их обозначения. Термин, который был предложен некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет, — это «сетевая литература», или «сетература». Сетевая литература достаточно хорошо вписалась в одно из ключевых направлений информационного наполнения Интернета — создание электронных интернет-библиотек — и немало поспособствовала росту их популярности. Уже на начальном этапе возникновения Интернета, когда американские университеты и колледжи получили возможность подключиться к Сети, на университетских серверах начали создавать библиотеки художественных произведений, переведенных в цифровую форму, — впоследствии многие из таких пилотных проектов легли в основу крупнейших и известнейших электронных библиотек. Первым по-настоящему глобальным проектом, но размещению в Интернете электронной библиотеки открытого бесплатного доступа к литературно-художественным произведениям, имеющим общественную значимость, стал «Проект Гутенберг» (Project Gutenberg, gutenberg.org/ wiki/Main_Page), который был начат в 1971 г. студентом Иллинойского университета Майклом Хартом. Суть проекта заключалась в том, что любой человек (волонтер), который был подключен к Интернету, мог присылать па электронный адрес проекта файлы с переведенными в цифровую форму произведениями. Необходимо отметить, что эта задача была на тот момент времени достаточно трудоемкой, так как в силу отсутствия каких-либо программ автоматического распознавания печатных букв текст произведения для перевода в цифровой формат (в проекте принимались архивированные файлы в формате TXT) надо было набирать на компьютере вручную. И тем не менее электронный архив «Проекта Гутенберг» начал пополняться очень быстрыми темпами: если в 1997 г. в библиотеке проекта была 1 тыс. электронных книг, то к апрелю 2008 г. архив вырос до 25 тыс. единиц и включает сегодня более 45 тыс. электронных книг, предоставляемых пользователям в бесплатном открытом доступе как в Интернете, так и на устройства мобильной связи, а также через спутник. Материалы электронной библиотеки «Гутенберг» заложили основы для производства электронных книг (англ. e-books) и сегодня активно используются для создания новых видов литературных продуктов — аудиокниг (например, в проекте создания библиотеки общедоступных аудиокниг LibiiVox, librivox.org).
Хотя первоначальное отсутствие редакторского и корректорского контроля за присылаемыми текстами (т.е. неучастие профессиональных филологов в таких проектах) и сказалось на их качестве (тексты художественных произведений содержали большое количество ошибок, были представлены разные издания, некоторые их которых также были сделаны на достаточно низком уровне и т. д.), однако собрание художественных текстов в электронной библиотеке «Гутенберг» было и до сих пор остается самым большим в мире — как минимум, в части, представляющей творчество англоязычных авторов.
Пример
Российский опыт создания интернет-библиотеки. В России попытки создания электронных библиотек в Интернете начались сразу же, как только Россия подключилась к Глобальной сети. В 1992 г. была сделана первая русскоязычная попытка создания интернет-библиотеки произведений русской художественной литературы — Eugene’s Electronic Librari) Евгения Пескина. За ним сразу же последовали другие энтузиасты-одиночки. Однако большинство авторов таких индивидуальных инициативных проектов достаточно быстро прекращали развивать свои проекты, их библиотечные хранилища перестали пополняться и эти проекты сегодня имеют скорее историческую ценность — как факты истории российского Интернета (Рунета).
Тем не менее и в России все же есть достаточно крупные интернет-библиотеки, которые зачастую являются уникальными по тематике и наполнению своих электронных хранилищ. Так, проектом, аналогичным «Проекту Гутенберг», стала самая известная в Рунете электронная библиотека Максима Мошкова (lib.ru) — инициативный проект М. Е. Мошкова, который был начат в 1994 г. и в настоящий момент является самым большим открытым архивом оцифрованных литературных произведений на русском языке.
Постоянно обновляемый список наиболее значимых электронных библиотечных проектов в Интернете можно найти в интернет-энциклопедии Wikipedia (en.wikipedia.org/wiki/List_of_digital_library_projects).