Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Внутренний водный транспорт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной… Читать ещё >

Внутренний водный транспорт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке — Миссисипи с притоками, Святого Лаврентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке — Амазонка и Парана; в Африке — Конго, Нигер, Нил; в Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.

Главный район озерного судоходства в мире — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем, но реке Святого Лаврентия.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждом государстве), США (более 40 тыс. км) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды[1].

Протяженность внутренних водных путей, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ[2], составляет 101,6 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9%. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Хотя этот вид транспорта и дешев, он имеет серьезные недостатки. Главный из них заключается в том, что направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. Речной транспорт на территории России имеет сезонный характер, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Основа грузов, перевозимых речным транспортом России, — минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40% грузооборота речного флота. Благодаря Вол го-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам река Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — «портом пяти морей». Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань.

К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева. Здесь значительную долю в перевозках составляют лесные грузы (главные порты — Архангельск и Котлас).

В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки нефтяных грузов, продовольствия и промышленных товаров в отдаленные регионы. Значение сибирских речных путей вследствие неразвитости в регионе железных дорог весьма значительно. Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4—5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих Северным морским путем (основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень).

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всем протяжении реки.

  • [1] Желтиков В. П. Экономическая география.
  • [2] Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой