Необходимость реформ
Церковь и духовенство до середины XVII в. К середине XVII в. церковь была одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Формировавшийся абсолютизм не мог мириться с огромной ролью церкви в государстве, могущественное влияние которой распространялось далеко за пределы духовной жизни паствы. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, подчинение церкви светской власти. Неизбежность столкновения абсолютизирующегося государства с независимой церковью определялась тем, что к XVII в. церковь сыграла свою роль в укреплении власти монарха, теперь она начинала мешать ее дальнейшему усилению. Современники хорошо понимали значение религиозного единства, укреплявшего единство политическое.
Предыстория раскола. Ближайшим поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в рукописные книги было внесено (вкралось) много неточностей, противоречащих канонической теории православной церкви. Но к середине XVII в. произошли большие изменения. Россия более активно входила в систему международных отношений и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в начале царствования Михаила Федоровича вновь был поставлен вопрос об исправлении текстов по греческим оригиналам. Исправляя книги, они, в свою очередь, невольно внесли в тексты некоторые неточности, а главное, не исключили, а, напротив, возвели на степень канонических богослужебных догм ряд положений и обычаев, возникших большей частью не раньше XV в. и отчасти даже утвержденных Стоглавым собором. Нововведения вызвали настороженность. Среди консервативного духовенства поднялся ропот, стали поговаривать о появлении новой ереси. Вопрос был вполне назревший и давно осознаваемый мыслящими русскими деятелями. Кружок «ревнителей древнего благочестия» возник в 40-е гг. при царском дворе. Активным деятелем кружка стал Алексей Михайлович, а вместе с ним членами кружка были и государственные деятели. Центральным пунктом дебатов в кружке «ревнителей» оставался вопрос о принципах исправления церковных книг. В кружке сложилась программа внутрицерковной реформы, обсуждались пути ее реализации. По способам проведения реформы образовалось две группы: одна (московские «ревнители») считала необходимым при исправлении церковных книг за образец взять греческие оригиналы; другая (провинциальные «ревнители») требовала исправлять книги по старым русским рукописям и решениям Стоглавого собора. Реформа вполне назрела к середине XVII в. и начала осуществляться при патриархе Никоне.