Тариф как средство ослабления зависимости страны от экспорта «неперспективных» товаров
Кривая предельных издержек импорта МС проходит выше соответствующей ей кривой предложения. Это объясняется тем, что в силу существующей монопсонии страны-импортера приобретение каждой дополнительной единицы импортной продукции ведет к повышению ее цены. Следовательно, рассматриваемая страна будет максимизировать свой выигрыш, приносимый внешней торговлей, в точке С — точке пересечения кривой… Читать ещё >
Тариф как средство ослабления зависимости страны от экспорта «неперспективных» товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура экспорта многих развивающихся стран (к сожалению, в этом отношении экономика современной России в еще большей степени, чем экономика Советского Союза, подходит под стандарт развивающихся государств) традиционно характеризуется безусловным преобладанием сырья и (в ряде случаев) продовольственных товаров.
Спрос на продовольствие и на сырье на мировом рынке отличается относительно низкой эластичностью по доходу. В этих условиях свободная торговля не может выступать в качестве эффективного стимула развития таких стран. Вместо этого она приводит к закреплению однобокой экспортной ориентации развивающихся стран, препятствуя развитию в них отраслей обрабатывающей промышленности, производящих продукцию, спрос на которую характеризуется большей, чем на сырье, эластичностью по доходу.
Проведение протекционистской политики в этих условиях, напротив, может стимулировать развитие данной группы отраслей народного хозяйства страны.
Тарифы и узконациональные интересы государств
В пользу протекционизма могут быть приведены и аргументы, основывающиеся на принципе так называемой «игры с нулевой суммой», когда та или другая страна может в результате проведения протекционистской политики получить выгоды для себя за счет ухудшения положения своих торговых партнеров. Важно при этом учитывать, что поскольку суверенные государства как субъекты внешнеэкономических отношений имеют обыкновение заботиться о своих национальных интересах и обращать, мягко говоря, относительно мало внимания на интересы других стран, то на практике аргументы именно данного рода могут иметь решающее значение.
Важнейший из относящихся к этой группе аргументов заключается в возможности улучшения условий торговли на основе использования выгодного монопольного положения страны на мировом рынке.
Рассмотрим условный пример страны, занимающей монопольное положение продавца на мировом рынке некоторой продукции. Предположим при этом, что в стране функционирует большое количество индивидуальных производителей, каждый из которых в отдельности не в состоянии повлиять на уровень цен и объем экспортных поставок. Модель, иллюстрирующая последствия использования тарифа в этих условиях, представлена на рис. 11.2.
Каждая из фирм-производителей, по сути являющаяся совершенным конкурентом, руководствуется в своей деятельности общим правилом максимизации прибыли. Следовательно, все вместе они будут стремиться обеспечить такой объем производства Qj, который на рис. 11.2 соответствует точке А, в которой выполняется условие равенства цен (предельного дохода в условиях совершенной конкуренции) и предельных издержек Р = МС. При этом равновесная цена будет устанавливаться на уровне Р1.
Однако суммарная максимальная прибыль для всех производителей, в совокупности являющихся монополистом, будет соответ;
Рис. 11.2. Тариф в условиях монополии ствовать точке В (с равновесным объемом производства Q2 и равновесной ценой Р2), где выполняется равенство предельных издержек и предельного дохода, т. е. MR = МС.
Чтобы обеспечить именно такой объем производства, необходимо ограничить экспорт, например, за счет введения экспортной пошлины, равной в рассматриваемом случае величине (Р2 — Р3). При этом рыночная цена для потребителей будет устанавливаться на уровне Р2, а производители будут фактически реализовывать свою продукцию по цене Р3.
Та же логика может быть использована и при рассмотрении условной страны, находящейся в режиме монопсонии. Проиллюстрируем это графической моделью, представленной на рис. 11.3.
При отсутствии государственного вмешательства равновесное состояние будет соответствовать точке пересечения кривых спроса и предложения, т. е. точке А. При этом равновесная цена установится на уровне Р1, а общий объем импорта в страну составит величину Q1.
Кривая предельных издержек импорта МС проходит выше соответствующей ей кривой предложения. Это объясняется тем, что в силу существующей монопсонии страны-импортера приобретение каждой дополнительной единицы импортной продукции ведет к повышению ее цены. Следовательно, рассматриваемая страна будет максимизировать свой выигрыш, приносимый внешней торговлей, в точке С — точке пересечения кривой спроса кривой предельных издержек МС, импортируя при этом товары в объеме Q2.
Рис. 11.3. Тариф в условиях монопсонии Для того чтобы сократить объем потребления (импорта) до уровня Q2, правительство страны может ввести импортную пошлину, равную по величине разности (Р3 — Р2). Импортер, таким образом, будет реализовывать свой товар по цене Р2, потребители будут покупать его по цене Р3> а величина (Р3 — Р2) с каждой единицы продукции будет поступать в доход государства.