Таким образом, мы приходим к выводу, что шумерское население на крайнем юге Месопотамии появилось на рубеже IV — III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.
Климат Месопотамии способствовал развитию земледелию, так как их разливы благоприятно влияли на почву, однако сильные ветры оказывали неблагоприятное воздействие на развитие сельского хозяйства в этом регионе.
Так же благоприятным можно считать и географическое положение, которое способствовало быстрому заселению территории и ведению успешной торговли.
Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье Козырева Н. В. Древняя Ларса (Очерки хозяйственной жизни) // Культура народов Востока. Материалы и исследования. Старовавилонская культура. Выпуск первый. Ответственный редактор И. М. Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1988. — С.: 340.
Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Кроме этого государство шумеров не было централизованным, а представляло собой союз городов-государств.
Религия шумер была политеистична, имела в первую очередь, материальные корни и сыграла важнейшую роль в развитии религиозных взглядов следующих поколений.
Важнейшим этапом в развитии культуры древней Шумерии является изобретение письменности, которая впоследствии была заимствована вавилонянами и широко распространилась по всей передней Азии.
В целом шумерская цивилизация занимает важное место в истории человечества.