В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:
- — укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гигиенических навыков;
- — изучение основ техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- — всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость;
- — ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности и овладение навыками прикладного плавания.
Процесс обучения плаванию условно делится на три этапа.
1. Ознакомление со свойствами водной среды и формирование предварительного представления о технике плавания.
Ознакомление с непривычной средой приводит к образованию специфических рефлексов вестибулярного, дыхательного, терморегуляционного аппарата, что содействует освоению навыка плавания. На этом этапе занимающиеся должны получить представление о способе плавания, познакомиться (на суше и в воде) с характером и амплитудой движений, отдельными элементами техники изучаемого способа.
2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
В результате освоения с водой и разучивания элементов техники плавания — движений ногами, руками, дыхания — формируются навыки, которые являются основой для выработки оптимальной рабочей позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном безопорном положении тела, опираться о воду основными гребущими поверхностями рук и ног. Последовательное изучение элементов техники плавания является основой качественного освоения способа плавания в целом.
3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
На этом этапе овладение техникой способа плавания прочно закрепляется и доводится до автоматизма. В результате занимающиеся овладевают умением ритмично выполнять гребковые движения, согласованные с дыханием; проплывать намеченные расстояния без искажения техники плавания. Общие методические требования для закрепления и совершенствования техники плавания на различных этапах обучения изложены в главе 5 (подраздел 5.1.5).