Особенности организации наземной связи в ВВС Красной Армии
Схема наземной связи оформилась перед началом Великой Отечественной войны. Развитие Военно-воздушных сил требовало наличия самостоятельной сети связи авиации, поэтому к началу 1941 г. были развернуты и функционировали Центральный узел связи штаба ВВС Красной Армии; узлы связи ВВС приграничных военных округов; узлы связи авиационных гарнизонов. Узлы связи ВВС приграничных военных округов включали… Читать ещё >
Особенности организации наземной связи в ВВС Красной Армии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Схема наземной связи оформилась перед началом Великой Отечественной войны. Развитие Военно-воздушных сил требовало наличия самостоятельной сети связи авиации, поэтому к началу 1941 г. были развернуты и функционировали Центральный узел связи штаба ВВС Красной Армии; узлы связи ВВС приграничных военных округов; узлы связи авиационных гарнизонов. Узлы связи ВВС приграничных военных округов включали в себя; 2 радиостанции типа РАТ, 12 радиоприемников, 2 аппарата «Бодо», 12 аппаратов СТ-35, 5 аппаратов «Морзе» и телефонный коммутатор на 30 номеров. Узел связи авиационного гарнизона мог иметь 1 — 2 радиостанции РАТ или 11АК, 5 — 8 радиоприемников, по 4 телеграфных аппарата СТ-35 и «Морзе», телефонную станцию [7, с.23].
Эти узлы обеспечивали: прямую телеграфную, телефонную и радиосвязь штаба ВВС Красной Армии со штабами ВВС всех военных округов; прямую телеграфную, телефонную и радиосвязь штабов ВВС приграничных военных округов со штабами ВВС армии и штабами авиадивизий фронтовой группы авиации.
Основой системы наземной связи являлась проводная связь, которая при наличии соответствующих условий в 30-е годы быстро наращивалась. Так, летом 1939 г., когда войска Красной Армии пришли на помощь монгольскому народу, отражавшему агрессию японских милитаристов, вторгшихся в районе реки Халхин-Гол, в короткие сроки была развернута разветвленная сеть проводной связи на неподготовленном театре военных действий. В распоряжении начальника связи ВВС 1-й армейской группы майора К. М. Рогаля имелся отдельный батальон связи и две кабельно-шестовые роты. Каждая рота имела по 100 км. шестовой линии, 50 км. телеграфного кабеля и 35 автомашин [2, с.35].
К середине августа 1939 г. в районе озера Тошигай-Нур был развернут запасной КП, узел связи которого являлся промежуточным звеном между КП и штабом ВВС 1-й армейской группы [2, с.24].
Наземная связь в ВВС 1-й авиационной группы была организована в пяти радиосетях и обеспечивала связь штаба с КП 1-й авиационной группы и штабом Забайкальского военного округа; штаба ВВС 1-й авиационной группы — со штабом тыла ВВС 1-й авиационной группы и штабом 100-й бомбардировочной авиационной бригады; штаба и КП ВВС 1-й авиационной группы — с командным пунктом истребительных авиационных полков и с бомбардировщиками, находящимися в воздухе [2, с. 87]. Для оповещения авиационных частей о налетах воздушного противника была создана специальная сеть оповещения о воздушном противнике.
В районе боевых действий до июня 1939 г. не было системы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Командование ВВС предприняло решительные меры по развертыванию стройной системы этих постов, и с июня посты ВНОС стали разворачиваться и активно использоваться для своевременного обнаружения воздушного противника, оповещения о нем войск, а также для наведения истребителей на самолеты врага [26, с.53]. Оповещение осуществлялось преимущественно по телефону с использованием проводной связи, а при ее отсутствии — по радио. Для организации связи постов ВНОС с наземными пунктами управления штаб ВВС выделил одну кабельно-шестовую роту).
Но, как установлено при изучении архивных документов, наземная радиосвязь практически не использовалась из-за боязни прослушивания радиообмена противником и хорошей работы проводной связи. В некоторых случаях для доставки служебной корреспонденции использовались самолеты связи и автомашины.
Таким образом, система наземной связи была призвана полностью обеспечить нужды управления, однако опыт организации и осуществления радиосвязи был крайне мал, а проводная связь сильно зависела от степени укомплектованности средствами и специалистами. Поскольку сил было мало, часто телеграфно-телефонная связь штабов ВВС армий с подчиненными соединениями осуществлялась через узлы связи сухопутных войск или почтовые отделения Народного Комиссариата связи по литеру «Воздух» [21, с.27].