Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Эра национализма и особенности образования наций в Европе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В предшествующей средневековой традиции слово nation (от nassi — рождён) имело то же значение, что и gens. Оно означало родовую общность, а критерии отнесения к той или иной «нации» оставались неопределёнными и произвольными. Так, в Парижском университете в середине ХIII века полагали, например, что итальянцы, испанцы и греки принадлежат к галльской «нации», а немецкие, польские, скандинавские… Читать ещё >

Эра национализма и особенности образования наций в Европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наименование «век национализма», закрепившееся за ХIХ столетием, давно перестало хронологически покрывать европейский феномен становления современных наций. Даже если принять известное и вполне оправданное «удлинение» Э. Хобсбаумом ХIХ века за счёт первых 13 с половиной лет календарного ХХ века (до начала Первой мировой войны), то и в этом случае последний имеет не меньше оснований считаться «веком национализма». Ведь даже при этом допущении он начался с образования на территориях рухнувших империй Османов, Габсбургов и Романовых 9 новых национальных государств, а также с обретения независимости Ирландией и Исландией. Закончился же ХХ век ещё более масштабным национально-государственным «переформатированием» бывшего социалистического лагеря и возникновением в Европе и в экс-советской Евразии 23 новых государств. нация государство народ Нет оснований предполагать, что в наступившем ХХI веке иссякнет мощный импульс к построению наций-государств. Этнополитические процессы, наблюдаемые сегодня как в «старой», так и в «новой» Европе и Евразии, не оставляют сомнений, что «топлива» в националистическом «реакторе» хватит ещё не на одно десятилетие нового тысячелетия.

Общеизвестно, что строительство современных наций-государств в Европе началось в ходе и в итоге Великой французской революции и наполеоновских войн. Французская революция наделила нацию принципиально новым смыслом и осуществила замену самого субъекта нации.

В предшествующей средневековой традиции слово nation (от nassi — рождён) имело то же значение, что и gens. Оно означало родовую общность, а критерии отнесения к той или иной «нации» оставались неопределёнными и произвольными. Так, в Парижском университете в середине ХIII века полагали, например, что итальянцы, испанцы и греки принадлежат к галльской «нации», а немецкие, польские, скандинавские студенты, находящиеся на учёбе в Англии, входят в состав английской нации. В свою очередь, как свидетельствуют материалы Констанцского церковного собора (1414−1417 гг.), к natio germanica причислялось, наряду с немецкоязычными духовными лицами Священной Римской империи, также духовенство Англии, Венгрии, Польши, Скандинавии. С другой стороны, на том же Соборе в состав «итальянской нации» были включены и представители Греции, Славонии и Кипра.

Однако самым главным (и общим) для Средневековья было то, что право именоваться «нацией» принадлежало тогда лишь привилегированным сословиям. Массы «частных подданных», то есть подавляющее большинство населения, подобным правом не располагали. Вот почему эпохальным событием европейской истории стало то, что в 1789 году французское «третье сословие» объявило себя нацией. К тому времени теоретическая платформа для такой декларации уже была выработана философами Просвещения. На пороге ХVIII века Французская академия дала принципиально новое определение, послужившее затем, уже в Новое время, основой для оформления концепта гражданско-политической нации. Согласно этому определению, нация — это совокупность всех жителей «одного и того же государства, одной и той же страны, которые живут по одним и тем же законам и используют один и тот же язык».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой