Революционные демократы.
История политических учений
И очень верно) шаг к свободе. То же — явным образом — должно сказать о государстве: и «оно, как рабство, идет к самоуничтожению… и его нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». Рассматривая государство как форму, через которую проходит всякое человеческое сожитие, Герцен в то же время отмечает, что оно постоянно изменяется и прилаживается к обстоятельствам. Государство… Читать ещё >
Революционные демократы. История политических учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Александр Гериен
Александр Иванович Герцен (1812−1870) (псевдоним Искандер) — русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика. Окончил физико-математическое отделение Московского университета. В университете вокруг А. Герцена и его друга Н. Огарева сложился кружок революционного направления. В июле 1834 г. вместе с некоторыми другими участниками кружка Герцен был арестован и выслан в Пермь, а затем в Вятку. Еще одна ссылка — в Новгород.
В 1847 г. с семьей уехал за границу. Оценив революцию 1848 г. как неудавшуюся битву за социализм, Герцен разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы общественного прогресса связывал с Россией. Разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. Основал вольную русскую типографию для борьбы с крепостничеством и царизмом. С 1855 г. начал издавать альманах «Полярная Звезда», который получил широкое распространение в России. Очевидно, что без «Полярной звезды» не появился бы и «Колокол» — первая русская газета, которая пробуждала революционные настроения в российском обществе.
Проблема прогресса свободы личности во всемирной истории рассматривалась в контексте гегелевской диалектики свободы, смысл которой заключался в том, что «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы». Гегель в самом рабстве находит.
(и очень верно) шаг к свободе. То же — явным образом — должно сказать о государстве: и «оно, как рабство, идет к самоуничтожению… и его нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». Рассматривая государство как форму, через которую проходит всякое человеческое сожитие, Герцен в то же время отмечает, что оно постоянно изменяется и прилаживается к обстоятельствам. Государство везде начинается с полного порабощения лица — и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его. Сословность — огромный шаг вперед как расчленение и выход из животного однообразия, как раздел труда. Уничтожение сословности — шаг еще больший. Каждый восходящий или воплощающийся принцип в исторической жизни представляет высшую правду своего времени — и тогда он поглощает лучших людей; за него льется кровь и ведутся войны — потом он делается ложью и, наконец, воспоминанием. Государство не имеет собственного определенного содержания — оно служит одинаково реакции и революции — тому, с чьей стороны сила.
Программа «Колокола» на первом этапе (1857−1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Сельская русская община, ее самобытный характер представлялись как истинный путь к социализму. Позже эту мысль об особом историческом пути страны, связанном с общинным коллективистским менталитетом, разовьет Н. А. Бердяев. «Только в России могла произойти коммунистическая революция», — писал он в известной работе'.
После реформы 1861 г. Герцен выступает против последствий так называемого либерализма; он публикует в «Колоколе» статьи, разоблачающие реформу. Они-то и стати теоретической платформой революционного подполья, а затем — его политической практикой.
В период польского восстания 1863−1864 гг. Герцен, размышляя о перспективности социально-политических потрясений такого рода и понимая их обреченность, счел вместе с тем необходимым выступить в защиту Польши: «Новый водворяющийся порядок должен являться не только мечом рубящим, но и силой хранительной… Неужели цивилизация кнутом, освобождение гильотиной составляет вечную необходимость всякого шага вперед?»[1]
«Мы, — писал он, — спасли честь имени русского и за это пострадали от рабского большинства»[2].
Его шедевры художественной и общественно-политической литературы известны всему миру: повести «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848), роман «Кто виноват?» (1841−1846) и, конечно, «Былое и думы» (1852−1868). И это лишь малая часть идейно-политического наследия А. И. Герцена.
Герцен был и навсегда остается сыном России. 1 ноября 1861 г. он выдвинул лозунг: «В народ!», ставший призывом для патриотической молодежи к активному участию в освободительном движении во имя своей Отчизны.