Одним из показателей контроля уровня убытка от реализации операционного риска является риск-аппетит. Данный показатель характеризует размер убытка на единицу дохода.
Показатель риск-аппетита определяется как арифметическое среднее сумм убытков ОР к среднему арифметическому валовому доходу за три 12-месячных периода, предшествующих дате расчета:
где RA — Risk Appetite (риск-аппетит); ORloss (Operational Risk Losses) — убытки от операционного риска; GI (Gross Income) — валовой доход; п — год, за который рассчитываются убыток ОР и валовой доход, п = {1; 2; 3}, иод годом понимается скользящий период — 12 месяцев.
Показатель можно рассчитывать ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Предельное значение показателя риск-аппетита в целом по банку определяется банками на индивидуальной основе так же, как и значение триггера (сигнальное значение), при достижении которого банку необходимо проводить мероприятия, направленные на снижение операционного риска.
По своему усмотрению банк может определить отдельные триггеры для каждой бизнес-линии.
Возможен вариант расчета риск-аппетита относительно чистой прибыли банка, однако по причине вероятности отрицательного значения показателя данный вариант расчета не является приоритетным.
Однако стоит заметить, что практика установления риск-аппетита как соотношения суммы исторических потерь от полученного дохода является элементом ретроспективного анализа.
В настоящее время не существует никаких ограничений по формату утверждения и характеристикам риск-аппетита. Риск-аппетит может не иметь количественную природу — может задаваться совокупностью качественных и (или) количественных показателей, таких как установленные лимиты и ключевые индикаторы риска, полученный уровень остаточного риска по результатам проведенной самооценки рисков и контрольных процедур. Такой подход установления риск-аппетита можно отнести к перспективным методам анализа.