Микроклиматом называют совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду составляют ее помещения, для города — его территория и т. д. Гигиенически нормальный воздух в школе — важное условие успеваемости и работоспособности учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35−40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков.
Косвенным показателем загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) углекислого газа в школьных помещениях составляет 0,1%, но уже при меньшей его концентрации (0,08%) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности.
Наиболее благоприятными условиями в классе являются температура 16−18 °C и относительная влажность 30−60%. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие учащихся. При этом разница температуры воздуха по вертикали и горизонтали класса не должна превышать 2−3 °C, а скорость движения воздуха — 0,1−0,2 м/с.
В спортивном зале, рекреационных помещениях, мастерских температура воздуха должна поддерживаться на уровне 14−15 °C. Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5−6 куб. м. Но, чтобы в воздухе класса в течение урока концентрация углекислого газа не превышала 0,1%, ребенку 10−12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. В возрасте 14−16 лет потребность в нем увеличивается до 25−26 куб. м. Эта величина названа объемом вентиляции: чем старше ученик, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что достигается вентиляцией (проветриванием) помещения.