Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Заключение. 
Учение о ноосфере (Э. Леруа, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным достижением учения В. И. Вернадского является то, что он обосновал наличие биосферы на планете, которую образуют все живые организмы, что, по его утверждению, обусловлено деятельностью человека. Задача, стоящая перед человеком в этих условиях, состоит в том, чтобы разумно на основе достижений научных изысканий управлять всем этим процессом. Отсюда состояние биосферы, управляемое разумом… Читать ещё >

Заключение. Учение о ноосфере (Э. Леруа, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обобщим основные выводы по работе.

Ноосфера — это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании.

По В. И. Вернадскому эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Значение учения В. И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Главным достижением учения В. И. Вернадского является то, что он обосновал наличие биосферы на планете, которую образуют все живые организмы, что, по его утверждению, обусловлено деятельностью человека. Задача, стоящая перед человеком в этих условиях, состоит в том, чтобы разумно на основе достижений научных изысканий управлять всем этим процессом. Отсюда состояние биосферы, управляемое разумом, в науке стали называть ноосферой, эпоху разума — эпохой ноосферы.

Несмотря на то, что за последние полвека под концепцию ноосферы был подведен солидный теоретический и методологический фундамент, сегодня мы не можем рассматривать ее как общепризнанную научную теорию. Это диктуется следующими обстоятельствами:

  • 1. До сих пор не выработаны единые концептуальные основы ноосферогенеза, более того, ряд ученых считает учение о ноосфере социальной утопией.
  • 2. Имеет место терминологическая неопределенность понятия «ноосфера». Разные авторы трактуют ее как вершину биосоциальной эволюции; общество, основанное на новых общечеловеческих ценностях; особую форму политического либо социально — экономического устройства; тонкоматериальную «мыслящую» структуру.
  • 3. Зачастую происходит отождествление либо подмена понятий: ноосфера, коэволюция, устойчивое развитие.

Поэтому своей главной задачей автор считает разработку единой структурно — концептуальной схемы ноосферогенеза, основывающейся на рационалистически — преобразовательном характере деятельности человеческого Разума, соединяющего в себе аксиологические и праксиологические аспекты его творческой активности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой