Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:
- · наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;
- · наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);
- · столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами — встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;
- · опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потерн управления, неблагоприятных дорожных условии, применения водителем резких или неправильных приемов управления.
Большинство ДТП происходит по вине пешеходов. Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения Анализ несчастных случаев на дорогах мира показал, что каждый третий погибший в результате ДТП — пешеход.
Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:
- · Неожиданный выход пешехода на проезжую часть.
- · Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода.
- · Наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящий между потоками движущихся автомобилей сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике.
- · Отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.
Одной из причин неожиданного появления пешехода перед автомобилем является недооценка скорости едущего транспортного средства.
Поведение пешехода определяется в первую очередь стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, «накопление» утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине.
Довольно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей. Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходит при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации при переходе через проезжую часть вне установленных мест и, как следствие, опасное поведение перед приближающимся транспортом.