Общие сведения
Автотракторное электрооборудование предназначено для предпускового обогрева и пуска двигателя, зажигания горючей смеси в карбюраторных двигателях, освещения, звуковой и световой сигнализации, контроля за работой систем и механизмов, облегчения труда водителя и обеспечения максимальных удобств для водителей, трактористов и пассажиров автомобилей.
Электрооборудование состоит из параллельно действующих систем, составляющих две основные группы: источники и потребители электрической энергии.
Источники электрической энергии — это приборы или агрегаты, вырабатывающие электрическую энергию как при неработающем, так и при работающем двигателе.
К источникам электрической энергии относятся:
- — аккумуляторная батарея, вырабатывающая ток для снабжения электроэнергией как электрического стартёра при запуске двигателя, так и всех потребителей, когда двигатель остановлен или работает на малой частоте;
- — генератор, вырабатывающий ток для питания потребителей электрической энергии и зарядки аккумуляторной батареи при определённой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Потребители электрической энергии — это приборы, устройства или агрегаты, потребляющие электрическую энергию.
К потребителям относятся:
- — стартёр,
- — система зажигания,
- — системы освещения, звуковой и световой сигнализации, контрольно-измерительные устройства,
- — дополнительные устройства, обеспечивающие комфортные условия водителя, тракториста и пассажиров.
На автомобилях и некоторых типах тракторов применена совместная работа генератора и аккумуляторной батареи.
Электрооборудование тракторов и автомобилей выполняется однопроводным: от источников ко всем потребителям подводится один провод положительной полярности, а второй провод приборов с полюсом отрицательной полярности соединен с массой машины.
Направление тока внутри источника электрической энергии принимается совпадающим с э.д.с. — от отрицательного зажима (-) к положительному (+), а во внешней цепи направление тока обратное.
Номинальное напряжение электрооборудования, применяемого на автомобилях и тракторах с карбюраторными двигателями, составляет 12 В, а с дизельными 12 и 24 В (две аккумуляторные батареи по 12 В).