Сложносочиненные предложения с союзом да
Хотя во многом союз да синонимичен союзу а, потенциальные его возможности ограничены. Традиционно сложившимся правилам построения русской пословицы лучше соответствует союз а. Этот факт находит свое выражение и в том, что из всего количества сложносочиненных предложений с союзами, а и да на случаи употребления союза да приходится немногим более 10%, в то время как в 90% случаев используется союз… Читать ещё >
Сложносочиненные предложения с союзом да (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с союзом а союз да выступает распространенным средством выражения синтаксических отношений в языке русских пословиц, хотя по степени активности он и уступает союзу а. Ограничен и круг представляемых им значений:
- 1. Одна из основных функций союза да — быть компонентом сложносочиненного предложения с противительными отношениями: Корень учения горек, да плод его сладок (Даль, 422); Быть было беде, да деньги по бедре (Симони, 84); Стар пестрей, да уха сладка (Даль, 353); Дьявол стар, да празднества ему нет (Даль, 355); Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает (Даль, 422); Жил бы тихо, да от людей лихо (Даль, 252); Тиха вода, да от нее подтоп живет (Даль, 253); Служба трудна, да мошна не скудна (Даль, 151); Стар гриб, да корень свеж (Даль, 354); Жил бы и в орде да только бы в добре (Симони, 104). Противительные отношения нередко осложняются оттенками ограничительности, возместительности, уступки, условия и т. д. В конструкциях с сопоставительными отношениями союз да выступает исключительно редко, и в этом — одно из основных его функциональных отличий от союза а, ср.: Звонок бубен, да страшен игумен (Даль, 224); Страшен сон, да милостив бог (Даль, 225); Кушай вареное, да слушай говореное! (Д, 407). Конструкции с союзом да двучленны, причем каждый из членов может представлять собою простое или сложноподчиненное предложение. Соединение простого предложения со сложным отмечается в тех конструкциях, которые выражают противительно-ограничительные и противительно-уступительные отношения. В прочих случаях составные части сложного целого — это, как правило, простые предложения, организованные параллельно и симметрично друг другу. Параллелизм и симметричность касаются и тех форм, которые представлены в предикате. Следовательно, действия предикатов в конструкциях с противопоставительными, возместительно-противопоставительными и сопоставительными отношениями мыслятся только в одном временном плане.
- 2. Довольно часто союз да и его разновидность да и служит средством выражения присоединительных отношений между частями сложного предложения. Присоединяемая часть может представлять собою: а) уточнение по отношению к содержанию первой части: Сдружилась старость с убожеством, да и сама не рада (Даль, 355); Дай, бог, деток, да дай и путных! (Даль, 382); б) новое сообщение, вызванное содержанием первой части: Чужой обед похваляй, да сам ворота отворяй (Даль, 135); Хороша Москва, да не дома (Даль, 326); Живи, живи, да и помирать собирайся (Даль, 282). Присоединяемая часть может быть и мнимо-вопросительной: И смирен пень, да что в нем? (Даль, 261); Бог волен, да жена коли волю взяла (Даль, 361); в) следствие, вытекающее из смысла первой части: Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились (Даль, 203); г) семантическое противоположение ранее сказанному: Жить тяжко, да и умирать нелегко (Даль, 279); Со вралей пошлин не берут, да и жалованья не дают (Даль, 206). Своеобразие использования присоединительных конструкций в языке пословиц заключается в том, что сообщение, выражаемое ими, не является ни второстепенным, ни дополнительным. Актуально, поэтически значимой частью сложного целого оказывается именно присоединяемое предикативное единство, в котором сосредоточиваются основное содержание, мораль, нравоучение пословицы.
В заключение следует отметить еще одно, хотя и мало распространенное, значение союза да — соединительное: Дай бог умереть, да дай бог покаяться! (Даль, 285); Жни баба полбу да жди себе по лбу (Симони, 104). Однако редкие для сложносочиненных предложений с союзом да соединительные отношения вполне обычны для структур, состоящих из односоставных предикативных единств, ср.: Говори виноват, да поклонись (Даль, 216); Сей, рассевай, да на небо взирай (Даль, 40); Не сули царства небесного, да не бей кнутом (Даль, 139); Дурака пошли да сам следом иди! (Даль, 421); Зарубай, сказывай да никому не сказывай! (Даль, 408).
Хотя во многом союз да синонимичен союзу а, потенциальные его возможности ограничены. Традиционно сложившимся правилам построения русской пословицы лучше соответствует союз а. Этот факт находит свое выражение и в том, что из всего количества сложносочиненных предложений с союзами, а и да на случаи употребления союза да приходится немногим более 10%, в то время как в 90% случаев используется союз а.