Последние времена.
Старообрядчество в XVII-XIX вв.
Верхушка старообрядческих общин, состоящая из зажиточных купцов, крестьян и ремесленников, не могла, по вполне понятным причинам, принять большевистскую власть. Да и в целом большинство староверов, в среде которых было мало бедноты, выступало против коммунистов. Однако старообрядцы попали под мобилизацию в Красную армию. А кое-кто вступал в ее ряды сознательно, клюнув не только на щедрые посулы… Читать ещё >
Последние времена. Старообрядчество в XVII-XIX вв. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первая мировая война, революция и гражданская война не могли не оставить свой кровавый след на движении старообрядцев. Староверы служили в армии, принимали сторону и красных, и белых. На движении сказалась общая тенденция к расколу русского общества на два противоборствующих лагеря.
Верхушка старообрядческих общин, состоящая из зажиточных купцов, крестьян и ремесленников, не могла, по вполне понятным причинам, принять большевистскую власть. Да и в целом большинство староверов, в среде которых было мало бедноты, выступало против коммунистов. Однако старообрядцы попали под мобилизацию в Красную армию. А кое-кто вступал в ее ряды сознательно, клюнув не только на щедрые посулы большевиков, но и увидев в стане белого движения огромную часть прежней самодержавной России, государственная машина которой не одну сотню лет жестоко искореняла старую веру.
В годы нэпа для староверов наступила новая непродолжительная передышка. А потом вновь наступили необычайно суровые времена. Впрочем, как и для Русской Православной церкви. Хотя, судя по современному положению, Русская Православная церковь смогла сохранить свои структуры благодаря стройной организации, действующим учебным заведениям, монастырям. О старообрядчестве этого сказать нельзя. В советское время движение старообрядцев понесло невосполнимые потери. Сначала была уничтожена самая инициативная часть — купцы и зажиточные крестьяне. В 30-х годах удары советского государства обрушились и на простых общинников.
Все годы Советской власти проводилось целенаправленное уничтожение староверческой интеллигенции — наставников, грамотеев, авторитетных крестьян, владевших целыми библиотеками старинных книг и писавших собственные сочинения. Причем, если царское правительство не могло до конца уничтожить интеллектуальный цвет движения, поскольку не могло проникнуть внутрь общины и блокировать взаимопомощь единоверцев, то в эпоху тоталитарного советского государства все входы и выходы из общины были перекрыты. Поэтому практически каждый грамотный мужчина, родившийся в 10−20-х годах нынешнего века прошел через сталинские лагеря. Некоторым повезло и, отсидев 15−20 лет, они возвратились в родные места. Помимо прочих причин особый интересов правоохранительных органов к старообрядчеству объяснялся тем, что оно представляло «островок» свободомыслия, обитатели которого на протяжении нескольких веков истово боролись за свои идеалы и убеждения. Такой мощный, укорененный древней традицией, протест всегда мог быть обращен против большевиков. Заметим, что на Урале старообрядцы объявили Сталина антихристом, отреагировав таким образом на фактическое обожествление советского вождя. Таким образом советские гонители старообрядцев фактически продолжили давнее дело самодержавия. Эстафетную палочку, выпавшую из рук царской охранки и воинских команд, ловко подхватили сотрудники ГПУ и НКВД. У А. И. Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ» есть эпизод, связанный со старообрядческой общиной из Восточной Сибири, которая после войны была обнаружена в таежных дебрях и уничтожена. Самое интересное в том, что эти старообрядцы — с Урала, из Часовенного согласия. Они двинулись на восток еще в ХVIII веке. Именно в их среде было написано такое известное историкам сочинение, как «Родословие уральских часовенных». Чудом уцелевшие в сталинских лагерях старообрядцы продолжили свое повествование о гонениях, описав страшные советские годы. К началу 90-х годов ХХ века движение старообрядцев оказалось в тяжелом положении. Политика советского государства по отношению к старообрядцам на территории СССР в границах 1939 года явилась основной причиной того, что главные центры движения и крупные библиотеки, не считая Москвы, оказались в Прибалтике. Ведь она была присоединена к Советскому Союзу только в 1940 году и массовых истреблений староверов там не было. Помимо репрессий сказалось общее государственное давление, когда детей отдавали в светские общеобразовательные школы, а взрослые круглосуточно работали. Огромная часть древней старорусской традиции была постепенно утрачена, не говоря уже об отправлении старообрядческого культа. Многие староверы не знают, к какому они принадлежат согласию. И даже могут преспокойно прийти молиться в обычный храм Русской Православной церкви.
Если говорить о современной численности движения, то оно весьма заметно сузилось. Так, в начале ХХ столетия на праздники в знаменитом святом месте — на Веселых горах около Черноисточинска — собиралось до 12 тысяч человек, а в начале 90-х годов — всего несколько сотен.В последние годы советские исследователи сделали многое для изучения и сохранения богатейшего культурного наследия русского старообрядчества. Однако даже самоотверженное служение благородному делу сохранения древней русской культуры помогает лишь собрать относительно полный «музей» старообрядчества. Каким образом можно сохранить и восполнить тяжелейшие потери живого движения — вот, пожалуй, вопрос, на который трудно дать достойный ответ!