Строительство каменной церкви
Возведение каменной Никольской церкви, заменившей деревянный храм, связано с деятельностью сына Никиты Демидова Акинфия. По И. Ф. Афремову, этим было продолжено затеянное им в Туле большое каменное строительство, начатое капитальной реконструкцией родовой усадьбы в Оружейной (другое название Кузнецкой) слободе. То, что Демидов взялся перестраивать именно Никольскую церковь, понятно: храмоздатель… Читать ещё >
Строительство каменной церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возведение каменной Никольской церкви, заменившей деревянный храм, связано с деятельностью сына Никиты Демидова Акинфия. По И. Ф. Афремову, этим было продолжено затеянное им в Туле большое каменное строительство, начатое капитальной реконструкцией родовой усадьбы в Оружейной (другое название Кузнецкой) слободе. То, что Демидов взялся перестраивать именно Никольскую церковь, понятно: храмоздатель был ее прихожанином, на церковном кладбище покоились его родственники, в том числе родители.
Зодчий храма неизвестен. В литературе отмечалось влияние на его архитектуру «западного стиля XVII-го века», а в отношении отдельных деталей колокольни указывалось, что они «стоят в близкой преемственной связи с русским барокко конца XVII-го века» .
Время начала строительства церкви Афремов, первый ее историк, не называет — лишь отмечает, что Демидов «озаботился построить новый храм» «в одно время с постройкой дома», последнюю же относит к 1730−1734 г. Писавший после него Г. И. Панов уже достаточно уверенно приводит указанные цифры в качестве времени строительства церкви — ссылаясь при этом, впрочем, только на книгу Афремова. Закрепляет складывающуюся традицию датировки Малицкий. Сходные сведения находим и в клировой ведомости позднего (1911 г.) времени: в ней указан 1730 г.
Между тем ни Афремов, ни историки, писавшие после него, ни, наконец, составители клировых ведомостей на документы в обоснование приводимых выше дат не ссылались. Предлагаемые ими датировки требуют поэтому по меньшей мере верификации, а может быть, и корректировки с учетом могущих выявиться в процессе проверки документальных источников.
Находящиеся в нашем распоряжении материалы не содержат точной даты начала строительства храма. Известно, однако, что в 1730 г. на нижнем этаже его уже шли богослужения — шли, во всяком случае, когда произошло обрушение церковной колокольни (см. ниже), случившемся в октябре этого года. Следовательно, храм, точнее, как минимум, один престол его был в это время уже освящен. Скорее всего это был престол Никольский — в отношении второго (Андреевского) есть данные, что его освящение относится к более позднему времени.
Обратим внимание на то, что, если исходить из традиционной, идущей от Афремова даты начала строительства церкви, приходится признать, что первый этаж ее плюс два этажа трапезной и какая-то часть объема колокольни над ними были выстроены, церковь же кроме того отделана (хотя бы частично) и освящена — всего за 9 месяцев. Срок, согласимся, достаточно жесткий, почти не реальный, даже с учетом энергии и финансовых возможностей далеко не рядового заказчика. Не исключено поэтому, что строительство церкви было начато не в 1730 г., а в более раннее время. Скорее всего это был ближайший (1729-й) год — более значительное смещение исходной даты не выглядит во всяком случае достаточно необходимым.
Теплая Никольская церковь, таким образом, была освящена до 3 октября 1730 г. В источниках сохранились даты освящения остальных престолов. Вторым по счету оказался находившийся в том же нижнем этаже предел во имя св. апостола Андрея Первозванного. Согласно надписи на стоявшем в жертвеннике кресте он был освящен архимандритом тульского Предтечева монастыря Дионисием 25 ноября 1734 г.25 июня 1735 г. тем же Дионисием был, согласно надписи на другом кресте, освящен и верхний храм во имя Рождества Христова. Эту дату можно условно считать датой завершения строительства церкви.
Итак, анализ источников показывает, что датами строительства церкви следует читать не 1730−1734 годы, традиционно указываемые в краеведческой литературе, а несколько более длительный период, вероятно, 1729 (?) — 1735 гг.
Задолго до 1735 г., когда строительство было еще в полном разгаре, произошла катастрофа, заставившая архитекторов и строителей внести существенные коррективы в облик, да и самою схему храма.
Первоначально церковь строилась «кораблем», то есть таким образом, что основные структурные компоненты составляющей церковь совокупности помещений располагались по линии восток-запад в последовательности: алтарь, средний храм, трапезная, колокольня. Трапезная была двухэтажной, колокольня стояла на сводах второго этажа в западной части ее, таким, вероятно, образом, что оказывалась над демидовской усыпальницей (соображения по поводу причин, обусловивших выбор такого планировочного решения, см. в разделе 7.2.2).
3 октября 1730 г. колокольня, проломив своды, обрушилась; при этом погибли 15 человек и 9 были искалечены. Архимандрит Дионисий запретил служение в церкви, и лишь 19 декабря специальным решением Синода, рассмотревшим вопрос на основании прошения Акинфия Демидова, служба в ней, при падении колокольни не поврежденной, была вновь разрешена.
Очень вероятно, что значительный масштаб разрушений и сопровождавшие их жертвы привели строителей к решению во избежание риска не восстанавливать колокольню на переложенных и укрепленных сводах трапезной, но возводить ее отдельно от основного здания, в качестве самостоятельной постройки на противоположной стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка.
Таким образом, закладка ныне существующей церковной колокольни относится по времени не ранее конца 1730 г.