Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Строительство каменной церкви

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возведение каменной Никольской церкви, заменившей деревянный храм, связано с деятельностью сына Никиты Демидова Акинфия. По И. Ф. Афремову, этим было продолжено затеянное им в Туле большое каменное строительство, начатое капитальной реконструкцией родовой усадьбы в Оружейной (другое название Кузнецкой) слободе. То, что Демидов взялся перестраивать именно Никольскую церковь, понятно: храмоздатель… Читать ещё >

Строительство каменной церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возведение каменной Никольской церкви, заменившей деревянный храм, связано с деятельностью сына Никиты Демидова Акинфия. По И. Ф. Афремову, этим было продолжено затеянное им в Туле большое каменное строительство, начатое капитальной реконструкцией родовой усадьбы в Оружейной (другое название Кузнецкой) слободе. То, что Демидов взялся перестраивать именно Никольскую церковь, понятно: храмоздатель был ее прихожанином, на церковном кладбище покоились его родственники, в том числе родители.

Зодчий храма неизвестен. В литературе отмечалось влияние на его архитектуру «западного стиля XVII-го века», а в отношении отдельных деталей колокольни указывалось, что они «стоят в близкой преемственной связи с русским барокко конца XVII-го века» .

Время начала строительства церкви Афремов, первый ее историк, не называет — лишь отмечает, что Демидов «озаботился построить новый храм» «в одно время с постройкой дома», последнюю же относит к 1730−1734 г. Писавший после него Г. И. Панов уже достаточно уверенно приводит указанные цифры в качестве времени строительства церкви — ссылаясь при этом, впрочем, только на книгу Афремова. Закрепляет складывающуюся традицию датировки Малицкий. Сходные сведения находим и в клировой ведомости позднего (1911 г.) времени: в ней указан 1730 г.

Между тем ни Афремов, ни историки, писавшие после него, ни, наконец, составители клировых ведомостей на документы в обоснование приводимых выше дат не ссылались. Предлагаемые ими датировки требуют поэтому по меньшей мере верификации, а может быть, и корректировки с учетом могущих выявиться в процессе проверки документальных источников.

Находящиеся в нашем распоряжении материалы не содержат точной даты начала строительства храма. Известно, однако, что в 1730 г. на нижнем этаже его уже шли богослужения — шли, во всяком случае, когда произошло обрушение церковной колокольни (см. ниже), случившемся в октябре этого года. Следовательно, храм, точнее, как минимум, один престол его был в это время уже освящен. Скорее всего это был престол Никольский — в отношении второго (Андреевского) есть данные, что его освящение относится к более позднему времени.

Обратим внимание на то, что, если исходить из традиционной, идущей от Афремова даты начала строительства церкви, приходится признать, что первый этаж ее плюс два этажа трапезной и какая-то часть объема колокольни над ними были выстроены, церковь же кроме того отделана (хотя бы частично) и освящена — всего за 9 месяцев. Срок, согласимся, достаточно жесткий, почти не реальный, даже с учетом энергии и финансовых возможностей далеко не рядового заказчика. Не исключено поэтому, что строительство церкви было начато не в 1730 г., а в более раннее время. Скорее всего это был ближайший (1729-й) год — более значительное смещение исходной даты не выглядит во всяком случае достаточно необходимым.

Теплая Никольская церковь, таким образом, была освящена до 3 октября 1730 г. В источниках сохранились даты освящения остальных престолов. Вторым по счету оказался находившийся в том же нижнем этаже предел во имя св. апостола Андрея Первозванного. Согласно надписи на стоявшем в жертвеннике кресте он был освящен архимандритом тульского Предтечева монастыря Дионисием 25 ноября 1734 г.25 июня 1735 г. тем же Дионисием был, согласно надписи на другом кресте, освящен и верхний храм во имя Рождества Христова. Эту дату можно условно считать датой завершения строительства церкви.

Итак, анализ источников показывает, что датами строительства церкви следует читать не 1730−1734 годы, традиционно указываемые в краеведческой литературе, а несколько более длительный период, вероятно, 1729 (?) — 1735 гг.

Задолго до 1735 г., когда строительство было еще в полном разгаре, произошла катастрофа, заставившая архитекторов и строителей внести существенные коррективы в облик, да и самою схему храма.

Первоначально церковь строилась «кораблем», то есть таким образом, что основные структурные компоненты составляющей церковь совокупности помещений располагались по линии восток-запад в последовательности: алтарь, средний храм, трапезная, колокольня. Трапезная была двухэтажной, колокольня стояла на сводах второго этажа в западной части ее, таким, вероятно, образом, что оказывалась над демидовской усыпальницей (соображения по поводу причин, обусловивших выбор такого планировочного решения, см. в разделе 7.2.2).

3 октября 1730 г. колокольня, проломив своды, обрушилась; при этом погибли 15 человек и 9 были искалечены. Архимандрит Дионисий запретил служение в церкви, и лишь 19 декабря специальным решением Синода, рассмотревшим вопрос на основании прошения Акинфия Демидова, служба в ней, при падении колокольни не поврежденной, была вновь разрешена.

Очень вероятно, что значительный масштаб разрушений и сопровождавшие их жертвы привели строителей к решению во избежание риска не восстанавливать колокольню на переложенных и укрепленных сводах трапезной, но возводить ее отдельно от основного здания, в качестве самостоятельной постройки на противоположной стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка.

Таким образом, закладка ныне существующей церковной колокольни относится по времени не ранее конца 1730 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой