Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Романтизм в творчестве Энгра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862—63) холодная чистота стиля сочетается с затаённой чувственностью; певучие линии контуров, изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике. С тщательным наблюдением натуры связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж… Читать ещё >

Романтизм в творчестве Энгра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Риме Энгр создает в 1807 г. один из лучших портретов своего друга художника Франсуа Мариуса Гране. Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере, в сизых тучах, нависших над Римом. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются с десятками полутонов, которыми написан зеленый плащ модели. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков. Так, вполне и в совершенстве постигший классицистическую методу, Энгр не всегда следовал только светотеневой, линеарно пластической моделировке. Наконец, неким отходом от привычной схемы классицизма, предвестием романтического направления было и само появление такого экзотического мотива, как одалиски, со всеми их условно восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр. Не светотенью, а тончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздушной среде лепит он объем тела одной из «ню», получившей в искусстве название «Купальщица Вальпинсон» — по имени первого владельца картины. Розовые пятна головной повязки «Купальщицы» возникают не случайно в дополнение к оливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению.

У Энгра эстетика обогащена мощным смешением точности деталей с чувственностью, впоследствии легко перешедшей в романтический мир одалисок и восточных купальщиц. В картине «Большая Одалиска» художник окружает натурщицу восточными атрибутами: на голову надет тюрбан, в руках у нее опахало, в ногах — курильница. Чтобы заставить зрителя еще сильнее воспринять пластичность тела, художник противопоставляет округлые плавные линии мелким складкам ткани (сложенным под острым углом), а чтобы придать всей композиции то же спокойствие, которое разлито во всей фигуре, художник слева дает тяжелые ниспадающие складки занавеса.

Именно влюбленность Энгра в натуру, позволила создать такие замечательные произведения, как «Купальщица» (1808; Лувр), «Большая Одалиска» (1814; Лувр) и много позднее «Источник» (начат ок. 1820, окончен в 1856; Лувр). На всех картинах изображены обнаженные юные женщины. Художник упивается пластичностью, чистотой формы, линейным ритмом. В этих произведениях как бы воплощен один из афоризмов Энгра: «стиль — это природа». Изображая обнаженные тела, он мог позволить себе, как говорил Бодлер, передавать мускулы, изгибы тела, ямочки, трепетание кожи. При всем том это ничего общего не имеет с простым копированием натуры; в интерпретации натуры в работах Энгра всегда очень ярко проявляется личность художника, его идеал красоты.

С тщательным наблюдением натуры связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж, Лувр), «Источник» (1820—1856, Париж, Лувр); в последней воплощен идеал «вечной красоты».

В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862—63) холодная чистота стиля сочетается с затаённой чувственностью; певучие линии контуров, изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике.

В период созревания и развития романтизма Энгр привносил в свои портреты изрядную долю романтической настроенности, что получило особенно яркое воплощение в портретах творческой интеллигенции. Когда же потребность в социальном анализе воспринималась как одна из актуальнейших задач искусства, Энгр-портретист отдал и ей щедрую дань. Наконец, художник сделал немало для развития идеализирующего портрета и, не будучи сам связан с искусством Салона, оказал влияние на развитие салонного портрета середины XIX века.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой