Военные действия летом и осенью 1918 г. Красный и белый террор
Политические изменения осени-зимы 1918 г. не означали приостановки военных действий. Все изменения происходили «на ходу», более того, в обострившейся не только военной, по и внутриполитической обстановке. В Советской России осень 1918 г. — это период красного террора, введенного согласно постановлению о красном терроре 5 сентября 1918 г. Покушение Ф. Каплан на В. И. Ленина и убийство 30 августа… Читать ещё >
Военные действия летом и осенью 1918 г. Красный и белый террор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Помимо внутренних противников советской власти в этот период пришлось иметь дело с активизировавшимися фронтами контрреволюции. Основными были в этот период два фронта: Восточный и Южный. На Восточном фронте Красной Армии противостояли разрозненные силы эсеровских правительств и их союзников. В июне 1918 г., когда перестройка РККА находилась в самом разгаре, чехословацкие части занимали один город за другим. Советское правительство не контролировало ситуацию не только в прифронтовых губерниях, но и в областях и городах, значительно удаленных от Восточного фронта.
Эти обстоятельства сыграли определенную роль при принятии решения о расстреле 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге царской семьи. Уничтожение последнего императора окончательно решало проблему внутрипартийных споров, «сплачивая партию» перед единым фронтом белой и демократической контрреволюции. Большевики демонстрировали свою решимость идти до конца в этом и других вопросах своей внутренней политики. Реорганизация Красной Армии, массовая мобилизация в ее ряды летом 1918 г. позволили большевикам переломить ситуацию в свою пользу.
В сентябре 1918 г. войска Красной Армии под командованием И. И. Вацетиса и С. С. Каменева перешли в контрнаступление. Первой 10 сентября пала Казань, затем 12 сентября — Симбирск (операцией руководил М.Н. Тухачевский) и уже в октябре — Самара. Попытки контрнаступательных действий белых частей, в том числе В. О. Каппеля на Симбирском направлении 18—24 сентября, оказались безрезультатными. 7 ноября был освобожден Ижевск. Итоги кампании на Восточном фронте в 1918 г. обозначали для белых потерю Поволжья и отход на Урал.
Военные неудачи обусловили политическое поражение демократической контрреволюции. 18 ноября 1918 г., разогнав Директорию и провозгласив себя Верховным правителем России, в Сибири к власти пришел адмирал А. В. Колчак (ранее военный министр Директории). Вскоре остальные лидеры белого движения заявили о поддержке Верховного правителя. На юге укрепилась диктатура командующего Добровольческой армией А. И. Деникина, который в январе, подчинив себе Донскую армию Краснова, создал объединенные Вооруженные силы юга России. На севере главенствующая роль принадлежала генералу Е. К. Миллеру. Эти события знаменовали перестановку сил в потерпевшем поражение осенью 1918 г. контрреволюционном лагере.
Политические изменения осени-зимы 1918 г. не означали приостановки военных действий. Все изменения происходили «на ходу», более того, в обострившейся не только военной, по и внутриполитической обстановке. В Советской России осень 1918 г. — это период красного террора, введенного согласно постановлению о красном терроре 5 сентября 1918 г. Покушение Ф. Каплан на В. И. Ленина и убийство 30 августа руководителя Петроградской губернской ЧК М. С. Урицкого подтолкнули правительство к этой мере. Террор был направлен преимущественно на те слои населения, которые могли выступить против советской власти (офицерство, зажиточное крестьянство), и носил превентивный (предупреждающий) характер. Наибольший масштаб он приобрел в Петрограде (800 человек), Москве (500 человек) и Поволжье, где только в городе Курмыше Симбирской губернии были расстреляны несколько сот человек. Всего в центральных губерниях органами ВЧК были расстреляны не менее 5 тыс. человек в сентябре и 2 тыс. — в другие осенние месяцы 1918 г. Существенное количество жертв приходилось на военные трибуналы, а также внесудебные расправы. Помимо расстрелов террор обозначал и введение системы заложничества с концлагерями. Террор вызвал волну индивидуальных терактов против руководителей ЧК различного уровня. Ответные расстрелы породили вторую волну красного террора и усиление дискуссии о ВЧК как органе, злоупотребляющем своим положением. Зимой 1918—1919 гг. были упразднены уездные ЧК, а губернские и областные ЧК в большинстве подверглись чистке. Результатом стало временное снижение роли ВЧК в карательной политике Советского правительства с одновременным усилением роли трибуналов.
Осенью 1918 г. усиливается и белый террор. Атаман Б. В. Анненков 10 сентября 1918 г. расстрелял более 1500 восставших против мобилизации крестьян Славгородского уезда, а генерал В. А. Покровский после взятия 18 сентября 1918 г. Майкопа уничтожил 2500 пленных. Обстановку взаимной ненависти хорошо передает высказывание генерала М. Г. Дроздовского: «Око за око, зуб за зуб, а я бы сказал: два ока за око, все зубы за зуб!».
Любое сражение по мере его завершения принимало характер кровавой бойни. Любой город становился «русским Верденом», под которым гибли сотни и тысячи солдат, как это было под Царицыном. Трижды предпринимал попытки взять город атаман П. Н. Краснов: июльское и сентябрьское наступление в 1918 г., а также январское наступление в 1919 г. окончились безрезультатно. П. Н. Краснов был снят с командования. И. В. Сталин, несущий ответственность за громадные потери при обороне города (до 50 тыс. человек!), был переведен из Царицына. В новом году этому городу, как и всей России, предстояли новые испытания — кампания 1918 г. не выявила явного победителя.