На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции — демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт показывает, что не существует универсальных рецептов решения стоящих в конкретный момент перед конкретной страной задач — только исходя из национально-культурных особенностей данного государства можно урегулировать имеющиеся проблемы. Так, после Второй мировой войны по-разному выходили из общего для этих стран социально-экономического кризиса Германия и Япония, СССР и Китай. Югославия и Польша. Опыт ФРГ показывает, что рыночные реформы 1945;1956 гг. вместе с крупными иностранными вложениями в условиях демократического общества способствовали бурному развитию страны. В то же время такие государства, как Индонезия, Сингапур, Малайзия, перешли к процветающему рыночному хозяйству в условиях авторитарных режимов. Причина этого в том, что наличие широких маргинальных слоев в этих странах создавало благоприятную почву для распространения популистских, уравнительных идей. Так что только введение запрета на деятельность коммунистических и подобных им радикальных партий способствовало появлению класса собственников, повышению уровня жизни всего населения.
XX в. показал подобные примеры различного подхода к решению государственных вопросов и в отношении других общественных тенденций. Германия и СССР в 30-е гг. были весьма похожи по типу государственного устройства — автократии, однако при этом политика Германии строилась на националистических идеях, а Советского Союза — на интернационализме. В начале 90-х гг. страны Западной Европы стремились к объединению и интеграции, в то время как федерации СССР, Югославии и Чехословакии распались. Все это еще раз подчеркивает уникальность исторического процесса, наличие собственного пути развития каждого государства.
XX в. по-новому открыл феномен «среднего класса». Именно «средний класс» на сегодняшний день является гарантией успешного поступательного развития государства. На смену резко проявлявшемуся в начале XX в. противостоянию богатых и бедных пришло разделение общества на три категории — правящую элиту, маргинальные слои и «средний класс». Большинство населения заинтересовано в стабильности для развития своего бизнеса и поэтому не поддерживает радикальные идеи переустройства существующей общественной системы.
На исходе XX в. существует пропасть в развитии между передовыми странами и так называемым «третьим миром» — многими государствами Африки Азии, Латинской Америки. Именно среди обездоленных жителей «третьего мира» различные радикальные организации находят своих сторонников. Отсюда идет угроза всему миру — терроризм не знает границ. Если имеющиеся тенденции не будут преодолены они могут привести к опасным для всего человечества последствиям — новым вооруженным конфликтам и социальным потрясениям с участием миллионов людей.