Философия истории — определённая область философии, которая пытается решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. Философию истории не следует путать с историографией (исследование науки как академической дисциплины с собственными определёнными методами, применяющиеся практически).
В философии истории используются следующие подходы:
- 1. формационный;
- 2. цивилизационный;
- 3. мир-системный;
- 4. школа «Анналов» ;
- 5. эстафетно-стадианальный.
Формационный подход — это подход, основной концепцией которого является прогресс в развитии, т. е. переход от более низкого к более высокому типу общества. Приверженцами такого подхода являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, и др. Основоположником формационного подхода К. Марксом предполагалось, что человеческое общество в своем развитии проходит несколько стадий (формаций); переход от одной к другой формации осуществляется путем социальной революции.
Цивилизационный подход — это подход, связанный с едиными культурными ценностями различных эпох, согласованных друг с другом и тесно взаимосвязанных. Его разрабатывали Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ш. Айзенштадт и др. Приверженцы цивилизационного подхода подчеркивают главную особенность в развитии человеческого общества — цикличность. С точки зрения сторонников этого подхода основной единицей процесса развития общества является цивилизация.
Мир-системный — это подход, основанный на мир-системном анализе. Если предыдущие подходы исследовали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем, то в этом подходе, наоборот, большее влияние уделяется системам. Многочисленные исследования в этой области проводили А. Г. Франк, И. Валлерстайн, С. Амин, Дж. Арриги, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, и др.
Школа «Анналов» — эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы»; оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века. Приверженцами были М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич.
Эстафетно-стадиальный (Ю.И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью — коммунизм.).
Эти подходы дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения, поэтому они не столько отрицают друг друга, сколько дополняют.