Сервисно-ориентированная архитектура.
Основы бизнес-информатики
До появления концепции сервисно-ориентированной архитектуры для разработки системы использовались диаграммы рабочих потоков и блоксхемы систем. Затем программы разрабатывались вручную, тщательно тестировались, и только после этого начиналось их внедрение. Однако сегодня ситуация коренным образом изменилась, поскольку с помощью SOA эффективность разработки систем повысилась многократно… Читать ещё >
Сервисно-ориентированная архитектура. Основы бизнес-информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сервисно-ориентированная архитектура (Service-oriented architecture, SOA) — парадигма организации и использования распределенных информационных ресурсов, таких как приложения и данные, находящихся в сфере ответственности разных владельцев, для достижения желаемых результатов потребителем, которым может быть конечный пользователь или другое приложение. Функциональные компоненты приложений представляются в виде доступных для использования другими приложениями сервисов с помощью подобного подхода к построению корпоративных систем.
До появления концепции сервисно-ориентированной архитектуры для разработки системы использовались диаграммы рабочих потоков и блоксхемы систем. Затем программы разрабатывались вручную, тщательно тестировались, и только после этого начиналось их внедрение. Однако сегодня ситуация коренным образом изменилась, поскольку с помощью SOA эффективность разработки систем повысилась многократно.
Использование концепции сервисно-ориентированной архитектуры востребовано бизнесом сразу по нескольким причинам. Во-первых, она позволяет бизнесу сократить время реализации проектов. Иными словами, компания получает конкурентное преимущество за счет быстрой трансформации или вывода нового продукта в кратчайшие сроки. Во-вторых, использование данной концепции существенно повышает производительность. В-третьих, сервисно-ориентированная архитектура обеспечивает быструю и недорогую интеграцию приложений и интеграцию В2В[1].
Преимущества SOA реализуются в большей степени для компаний, стремительно расширяющихся и/или имеющих большое число контрагентов, потому что уменьшаются время и стоимость для организации каждого из взаимодействий в среде бизнес-партнеров. Поскольку в основе SOA лежат открытые стандарты, нет зависимости от конкретных языков программирования/программных сред/платформ и технологий. Гораздо большее внимание уделяется формированию принципов, ликвидации дублирования функциональных элементов, унификации процессов, интеграции сервисов и др. Благодаря этому достигаются основные цели использования SOA предприятиями, а именно:
- • структурированность процесса разработки/построения систем и вытекающее из этого уменьшение издержек;
- • независимость организации системы от определенных языков программирования/инструментов, а значит, и независимость от конкретных вендоров и возможность выбора наиболее оправданных экономически технологий;
- • масштабируемость систем, увеличение числа их пользователей — как внутренних, так и внешних;
- • большая гибкость и прозрачность систем.
В соответствии с сервисно-ориентированным подходом нецелесообразно рассматривать описанные действия ни с точки зрения полезности для пользователя, ни с точки зрения отдельных систем. При работе клиента с пользовательским приложением банка с системной точки зрения могут быть задействованы такие приложения, как:
- • CRM-система (для предоставление Ф.И.О. клиента);
- • системы бухгалтерского учета (для ведения счетов клиентов);
- • собственная разработка (для рассчета кредитных ставок).
Соответственно, если каждое приложение создавалось в разное время различными командами разработки/внедрения и поддерживается отдельными группами специалистов, то любая необходимость масштабирования/ обновлений и любых других активностей приведет к крайней неэффективности, простоям или даже невозможности их реализации. В то же время сервисно-ориентированная архитектура позволяет все эти активности рассматривать с точки зрения полезности для пользователя, а не с точки зрения отдельных систем. Действия станет возможным рассматривать с перспективы внутренних действий, осуществляемых одной системой для предоставления результата другой. Сервисами будут: предоставление Ф.И.О. пользователя, предоставление деталей баланса пользователя по счетам и картам, предоставление информации о процентах, но кредитам.
Таким образом, среди возможных сфер применения архитектурного подхода:
- • формирование взгляда на предприятие как на единую взаимосвязанную систему;
- • определение взаимосвязей целей предприятия, бизнес-архитектуры и ИТ-архитектуры;
- • определение взаимосвязей архитектуры приложений, архитектуры данных, технической архитектуры, составляющих ИТ-архитектуры;
- • использование лучших практик;
- • управление жизненым циклом архитектуры предприятия.
- [1] 2 Сервис-ориентированная архитектура. URL: http://citforum.ru/internet/webservice/soa/.