Изменение и дополнение Закона о СМИ
Начиная с 1997 г., депутаты Государственной Думы ведут работу над коренной реформой Закона о СМИ, стремясь прежде всего ограничить гарантированную Конституцией РФ свободу массовой информации. Однако ни одна инициатива, предполагающая создание принципиального нового структурообразующего закона в этой сфере или даже новой версии существующего закона, как это случилось, например, с Законом… Читать ещё >
Изменение и дополнение Закона о СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Те изменения и дополнения, что были внесены в 1995—2016 гг., не поколебали концепцию закона, хотя и нарушили его архитектонику и логическую стройность. В некоторых случаях даже, казалось бы, незначительные, чисто юридико-технические поправки оказывались некорректными и контрпродуктивными. Так, в 1998 г. из ст. 36 Закона о СМИ были исключены максимальные квоты на объемы размещения рекламы в СМИ, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. Эти квоты ныне зафиксированы в ст. 15 и 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
(далее в данной главе — Закон о рекламе), а в ст. 36 Закона о СМИ оставлена лишь отсылочная норма: «Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе».
Однако законодатель не учел, что в Законе о СМИ, как и в ряде других федеральных законов (в том числе в Законе о рекламе), используется понятие «средство массовой информации, зарегистрированное в качестве специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера». Содержание этого понятия определялось ранее через отношение к установленным в ст. 36 квотам (если учредитель намерен отводить под рекламу больше места, чем установлено квотой, то должен в заявлении о регистрации СМИ указать, что оно будет специализированным рекламным). Перенос квот в Закон о рекламе привел к тому, что теперь, строго говоря, невозможно обязать учредителя СМИ рекламного характера заявить его на регистрацию именно в таком качестве, поскольку право на учреждение СМИ может быть ограничено только законодательством о СМИ (ст. 1 Закона о СМИ), а Закон о рекламе к этой отрасли законодательства не относится.
Начиная с 1997 г., депутаты Государственной Думы ведут работу над коренной реформой Закона о СМИ, стремясь прежде всего ограничить гарантированную Конституцией РФ свободу массовой информации. Однако ни одна инициатива, предполагающая создание принципиального нового структурообразующего закона в этой сфере или даже новой версии существующего закона, как это случилось, например, с Законом об информации, не имела успеха. Однако это не мешает законодателю последовательно сокращать пределы свободы массовой информации посредством поэтапного расширения перечня оснований для приостановления и прекращения производства и выпуска СМИ.
Конечно, потенциал Закона о СМИ далеко не исчерпан. В то же время очевидна необходимость его совершенствования.
Во-первых, есть настоятельная потребность привести Закон о СМИ 1991 г. в соответствие с Конституцией РФ 1993 г., а также с действующими Гражданским, Уголовным, процессуальными и другими кодексами.
Во-вторых, необходимо устранить те внутренние противоречия, неточности и пробелы в Законе о СМИ, что выявились в практике правоприменения. Одним из таких пробелов является регулирование вопросов распространения массовой информации в Интернете.
В-третьих, важно дополнить Закон о СМИ правовыми нормами, регулирующими общественные отношения в сфере экономики рынка средств массовой информации.
В-четвертых, нужно подготовить Закон о СМИ к ратификации Европейской конвенции о трансграничном телевидении, к которой Российская Федерация присоединилась еще в 2006 г.
Все это позволяет сделать вывод: реформа закона о СМИ необходима и возможна. Однако она будет успешна только в том случае, если, с одной стороны, учтет современные правовые, экономические и технологические реалии, а с другой — сохранит и укрепит гарантии свободы массовой информации.