Процесс и результат финансового анализа медицинской организации
Уровень расходов. Уровень расходов определяется путем сопоставления фактических и плановых показателей. Определив плановую сумму финансовых средств, требуемую на выполнение ТПОМС, мы можем сопоставить ее с фактической суммой, сформированной на выполнение ТПОМС. С точки зрения эффективности эти суммы должны быть равны, а их соотношение, или уровень расходов, равно 1. Пересмотр цен на медицинские… Читать ещё >
Процесс и результат финансового анализа медицинской организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Если в результате проведенного экономического анализа выводы оказались неудовлетворительными, необходимо составить и реализовать план оздоровления финансового состояния медицинской организации. Он может включать следующие мероприятия:
- • увеличение размера уставного капитала и других собственных средств;
- • ликвидацию убытков прошлых лет;
- • эффективную инвестиционную деятельность;
- • сокращение расходов на ведение дела;
- • увеличение объемов предпринимательской деятельности (например, платной медицинской деятельности) и доходов от нес;
- • пересмотр цен на медицинские услуги, приближение себестоимости к реальным затратам учреждения здравоохранения (формирование полного тарифа на уровне себестоимости, а для платных услуг, помимо этого, еще и наличие в тарифе расчетной прибыли) и, если этому способствует рыночная конъюнктура, увеличение доли прибыли в цене;
- • экономия имеющихся ресурсов учреждения здравоохранения;
- • более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга,
- • разрешение более свободно пользоваться арендной платой и формировать фонд амортизации как временно свободный источник денежных средств;
- • улучшение механизма взаимодействия федерального, регионального бюджетов и средств ОМС, других источников финансирования с тем, чтобы сбалансировать объемы гарантированной бесплатной медицинской помощи с реальными финансовыми средствами.
Удовлетворительная же финансовая ситуация проявляется в правильных денежных взаимоотношениях организации здравоохранения с финансовыми партнерами и прежде всего — в своевременности платежей.
Учреждения здравоохранения финансово взаимодействуют с ТФОМС и СМО.
Экономическая эффективность системы управления финансовыми ресурсами ТФОМС должна оцениваться на основе целого ряда показателей.
1. Коэффициент эффективности поступления страховых взносов. Этот показатель рассчитывается по формуле.
где КЭфПств — коэффициент эффективности поступления страховых взносов; ФОПств — фактический объем поступлений страховых взносов; ПОПств— плановый объем поступлений страховых взносов.
Если этот показатель равен или больше 1, то объем поступлений страховых взносов достаточен. Если это показатель меньше 1, то объем поступлений страховых взносов недостаточен.
- 2. Уровень расходов. Уровень расходов определяется путем сопоставления фактических и плановых показателей. Определив плановую сумму финансовых средств, требуемую на выполнение ТПОМС, мы можем сопоставить ее с фактической суммой, сформированной на выполнение ТПОМС. С точки зрения эффективности эти суммы должны быть равны, а их соотношение, или уровень расходов, равно 1.
- 3. Эффективность использования страховых взносов. В этом случае применяется коэффициент эффективного распределения финансовых средств на оплату медицинской помощи ТФОМС, который рассчитывается как
КЭфРф.е «Дср.ОМС / °ст.в>
где КЭфРфС — коэффициент эффективного распределения финансовых средств на оплату медицинской помощи ТФОМС; Дср.омс — Доля средств ОМС, направленных на финансирование учреждений здравоохранения; Ост в — объем поступивших страховых взносов, штрафов, пени.
- 4. Показатели эффективности управления финансовыми ресурсами СМО. К ним относятся выручка, прибыль, коэффициент снижения затрат, рентабельность. Важным условием финансовой устойчивости СМО является правильно сформированный тариф на медицинскую услугу. Здесь экономические интересы СМО и учреждения здравоохранения могут быть противоположными. Однако социальная ответственность СМО должна способствовать тому, чтобы тарифы на медицинские услуги окупали затраты учреждения здравоохранения. Это обеспечит финансовую устойчивость последнего.
- 5. Количество своевременно заключенных СМО договоров с учреждениями здравоохранения за текущий период является показателем деловой активности. Этот показатель должен в идеале равняться 100%.
Финансовый анализ в организациях здравоохранения является частью общего, полного анализа лечебной и хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансовый анализ и производственный управленческий анализ, на основе которых в дальнейшем формируется финансовая политика. Краткосрочная финансовая политика, как правило, определяется на период, равный году, долгосрочная — на период пять и более лет.
Помимо формируемой краткосрочной и долгосрочной финансовой политики в процессе управления организацией здравоохранения возникает необходимость ее оценки с позиций общественной результативности и эффективности. Общественная результативность в здравоохранении оценивается не по величине полученных доходов, а по степени защищенности населения в области охраны здоровья; степени реализации прав пациентов; увеличению продолжительности жизни; увеличению рождаемости; снижению заболеваемости населения (города, района); степени охвата населения диспансеризацией, профилактическими мероприятиями. Учреждение здравоохранения в своей деятельности должно стремиться к положительной динамике данных показателей, что будет отражать его обществен ну ю результативность[1].
- [1] Экономика здравоохранения / под общ. ред. А. В. Решетникова. Гл. 11. С. 138.