О есееях из Евангелия нам ничего не известно, но они тем не менее существовали в новозаветное время. Община ессев сохранила древнейшие из дошедших до нас библейские тексты, так называемые кумранские рукописи, которые по счастливому стечению обстоятельств были найдены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Это немногочисленная (около 4 тысяч человек), но влиятельная секта. Я упоминаю о ней потому, что было весьма распространено мнение о том, что секта ессеев являлась колыбелью христианства и что Иоанн Предтеча вышел именно из этой ессейской общины. Их главный центр — Кумран — как раз располагался в районе реки Иордан, в двух часах ходьбы от нее.
Однако, проходило время, и дальнейшие открытия, а также более тщательный анализ документов Кумрана показали, что ессейская идеология была диаметрально противоположна Евангелию.
Во-первых, поражает крайняя нетерпимость и отталкивающая сектантская гордыня по отношению ко всем «сынам тьмы», т. е. к любым людям, не принадлежащим общине. Более подробно обоснование того, что, невзирая на некоторый параллелизм евангельского учения и учения кумранитов, очевидна и принципиальная новизна христианства, объяснимая только личностью Иисуса Христа, содержится в обзоре «Кумранская община и христианство» (Мир Библии, № 1, с. 65−74). Примечательно, что в Новом Завете упоминаются все иудейские секты того времени, кроме ессеев. Существует гипотеза о том, что это можно объяснить обращением большинства кумранитов ко Христу.