Отношения с Россией
После Крымской войны началось решительное наступление русских войск на горные районы Чечни и закрепление занятых территорий. В 1858 г. против Шамиля восстали чеченские общества. Выход Чечни из войны был обусловлен и тем, что борьба под руководством Шамиля привела к небывалому прежде среди чеченцев явлению. В 1856 — 1857 гг. они оказались на грани голода. Чеченцы были измучены войной, деспотизмом… Читать ещё >
Отношения с Россией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В конце 1840-х — начале 1850-х гг. Россия ценой тяжелейшего опыта нашла эффективную стратегию на Кавказе. Отказавшись от беспорядочных экспедиций, русское командование перешло к планомерному «сдавливанию» имамата со всех сторон. И в 1850-е гг. наступил его кризис. Простым узденям надоело попусту проливать свою кровь на войне. Разбогатевшие на войне наибы и сподвижники Шамиля тяготились его деспотизмом и были озабочены сохранением своего богатства, так как нищавшие люди становились все более агрессивными и опасными для них. В поисках спасения от рассвирепевшего народа они вступали в тайные переговоры с российской администрацией, считая ее залогом сохранения собственности и привилегий. То один, то другой наиб переходил на сторону русских властей.
Крымская война (1853 — 1856 гг.) между Россией и Турцией создала Шамилю благоприятные условия для расширения зоны влияния, но он не смог воспользоваться ими из-за глубокого внутреннего кризиса имамата.
После Крымской войны началось решительное наступление русских войск на горные районы Чечни и закрепление занятых территорий. В 1858 г. против Шамиля восстали чеченские общества. Выход Чечни из войны был обусловлен и тем, что борьба под руководством Шамиля привела к небывалому прежде среди чеченцев явлению. В 1856 — 1857 гг. они оказались на грани голода. Чеченцы были измучены войной, деспотизмом Шамиля, губившего горцев для своих корыстных целей гораздо больше, чем русские войска.
В горах Шамиля глубоко и справедливо ненавидели, поэтому российские войска во время большого наступления на Чечню в 1859 г. почти не встретили сопротивления. Новый генерал-губернатор Кавказа князь А. И. Барятинский повел доброжелательную политику в отношении мирных чеченцев, принялся за восстановление прежних основ народной жизни. Его политика была противоположностью деспотическим порядкам имамата. Милосердие стало оружием русских.
Ситуация вышла из-под контроля Шамиля. Он стремился укрепить личное господство жестокостью, чтобы удержать возле себя наибов, брал в заложники их родственников, проводил карательные экспедиции и предавал мучительной смерти горцев за связи с русскими. Но террор и репрессии возбуждали у обездоленных горцев отчаянную ненависть и жажду мщения.
Имамат распался, подавляющее число наибов и жителей аулов, пользовавшихся особым доверием Шамиля, целыми общинами стали переселяться под защиту российских властей. Беженцев милостиво встречали, выдавали провиант и денежные ссуды для обзаведения хозяйством.
Депутации горцев шли к русским генералам с изъявлением покорности, просьбами защитить их от Шамиля, предложениями помощи в борьбе против него. Население аулов выходило навстречу наступавшим войскам во главе с князем Барятинским. Женщины и дети подносили ему виноград, пели, плясали. Мужчины, не так давно воевавшие в армии Шамиля, салютовали ему, устраивали джигитовку, показывая почтение.
Большинство дагестанских обществ и аулов объявили о покорности России. Многие соратники Шамиля покинули его, ограбив обоз с имуществом и казной. В горной крепости Гуниб отряд Шамиля был намерен сражаться до конца. 24 августа 1859 г. князь Барятинский объявил вознаграждение в 10 000 рублей за пленение живого Шамиля, имаму поступило предложение сдаться в плен. Он сначала ответил отказом, но потом согласился на переговоры с полковником Лазаревым, который убедил его прекратить сопротивление.
Если в 1832 г. в подобной ситуации Шамиль бросился на русские штыки, в 1939 г. дрался с остервенением, то в 1859 г. сделал противоположное. Имам призывал мюридов сражаться с «неверными» до конца, погибая на поле боя, становиться «шахидами», а сам предпочел плен, тем самым фактически предав свое учение и учеников. Изменив клятве стать «шахидом», он 25 августа 1859 г. сдался на милость губернатора Кавказа.