Эволюция градостроительных идей в Европе и США в XX веке
Конец XIX — начало XX в. стали толчком в развитии европейских городов: в этот период численность их населения стала возрастать ударными темпами, вызвав проявление ряда характерных проблем, требующих эффективных градостроительных решений. Начиная с конца XIX в. ученые начинают разрабатывать модели территориального планирования, призванные смягчить последствии промышленного развития, сопровождаемые… Читать ещё >
Эволюция градостроительных идей в Европе и США в XX веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конец XIX — начало XX в. стали толчком в развитии европейских городов: в этот период численность их населения стала возрастать ударными темпами, вызвав проявление ряда характерных проблем, требующих эффективных градостроительных решений. Начиная с конца XIX в. ученые начинают разрабатывать модели территориального планирования, призванные смягчить последствии промышленного развития, сопровождаемые деградацией окружающей среды и ухудшением условий проживания. В 1899 г. в Великобритании была создана Ассоциация городского и сельского планирования, а в Университете Ливерпуля в 1909 г. предложен учебный курс по вопросам городского планирования. Возникновение системы территориального планирования вызвало к жизни профессию градостроителя (проектировщика). Градостроителем называли профессионала, работающего в области городского планирования и нацеленного на достижение эффективности использования общинной земли и ее инфраструктуры.
Похожие тенденции наметились и в США, где в начале XX в. на восточном побережье стали формироваться мощные агломерации. Выделилось два основных направления. Одно из них было продолжением идеи Э. Говарда о приближении города к природе, повышении качества комфортности проживания. Примечательным в связи с этим выглядит проект американского архитектора Фрэнка-Ллойда Райта (1867—1959), призывавшего к ограничению численности города, этажности застройки и закреплению за каждым жителем одного акра земли, который может стать источником пропитания и гарантией социальной защищенности. Такой проект предполагал строительство малоэтажного индивидуального жилья, связанного мощной транспортной сетью. Другое направление, опирающееся на идеи Лучезарного города Ле Корбюзье, напротив, предполагало застройку городов высокими зданиями и высвобождение городских площадей иод сады и парки. Между этими направлениями не было противоречия: в одном и том же городе могла реализовываться как одна, так и другая стратегия. Гораздо большее внимание уделялось тому, как спланировать локальный участок городской территории, являющийся предметом купли-продажи или аренды и выступающий источником получения прибыли для застройщика.
Стремление определить первичную ячейку города, служащую вместе с тем и основой формирования общественных коммуникаций, привело градостроительную мысль к открытию соседского сообщества (neighbourhood unit), что на русский язык было переведено как микрорайон. Прообразы такой единицы можно наблюдать в территориальнообщинном расселении феодального города, где расслоение населения на цехи и общины способствовало разделению городской территории на обособленные районы. Такое разделение предполагает выделение в планировочной структуре города изолированных друг от друга улиц, не пересекающихся центральными магистралями. Роль этой схемы переоткрыл американский планировщик Кларенс Артур Перри (1872— 1944), который попытался внедрить эту схему в некоторых районах Ныо-Иорка. В своем проекте он исходил из необходимости сформировать локальные жилые участки, сконцентрированные вокруг школ, вместимость которых находилась в связи с численностью населения в районе и его площадью. Границы соседского сообщества должны быть расположены таким образом, чтобы избавить детей школьного возраста от необходимости ежедневно пересекать магистральные городские улицы. В то же время обеспечение безопасной пешеходной доступности школ обусловливало местоположение школы в самом центре микрорайона при максимальном радиусе обслуживания в полмили (800 м). Таким образом, кроме своей основной функции, школы могли выполнять и другие общественные функции, в том числе по налаживанию коммуникативных связей внутри поселения. Линии пешеходных маршрутов полностью исключали пересечение с оживленными трассами и компактно связывали жилые дома с общественными зданиями и остановками городского транспорта (Организация культурно-бытового обслуживания в жилом квартале).
Эволюция городов в странах с развивающейся экономикой вызвала к жизни еще одну проблему, связанную с дороговизной земли в центральных районах и сложностью в реализации масштабных девелоперских проектов. Это обстоятельство способствовало интенсивной застройке центральных районов города, в первую очередь многоэтажными домами, и невозможности налаживания в них соседских отношений. Микрорайоны разделялись по экономическому или этносоциальному критерию, что вызывало социальные разрывы в целостной городской системе.