В Норвегии и Швеции на престоле утвердилась династия Ииглиигов. Правление Харальда Прекрасноволосого (860—931/933) стало периодом собирания обособленных областей — фюльков. Объединение страны началось в 860-е гг. в Западной Норвегии, где Харальд пользовался наибольшим влиянием, поскольку там располагались его личные владения, а закончилось в битве при Хаврфьорде (ок. 870), когда король одержал победу над местными вождями и ополчением бондов. Королевство Харальда сохраняло немало черт племенного союза, но уже при его преемниках стало превращаться в государственное образование.
Хакон Добрый (945—960) использовал «главные тинги» в качестве связующего звена между верховной и региональной властью, обеспечив тем самым легитимную поддержку своего волеизъявления на общенациональном и местном уровнях. Была разработана новая система ополчения, согласно которой от каждого фюлька выставлялось определенное число ополченцев, а от приморских фюльков — боевых кораблей. Однако попытки Хакона распространить христианство натолкнулись на противодействие со стороны бондов Трандхейма (Северо-Западная Норвегия).
Первым христианским королем Норвегии стал Олаф (Олав) Трюггвасон (995—1000), избранный на общем тинге в Эйрире. В результате последовательной политики христианизации ему удалось добиться серьезных успехов. Так, согласно археологическим данным, количество языческих погребений значительно сократилось. В королевских сагах упоминается о том, что одной из причин принятия христианской веры стала «воинская удача» конунга, которая служила наиболее убедительным доказательством превосходства Христа, нежели миссионерская проповедь. Под влиянием Олафа в 1000 г. на альтинге в Исландии было принято решение о крещении жителей острова. Однако власть родовой аристократии оставалась достаточно сильной, поэтому в войне против датского и шведского конунгов его не поддержали многие местные хавдинги (представители родовой знати). В 1000 г. в битве при Свельде Олаф погиб, а Норвегия вновь перешла иод власть датской короны.
Олаф Святой (1015—1028) и его сын Магнус Добрый (1035—1047) продолжили политику христианизации, превратив ее в своеобразный способ подчинить себе родовую аристократию. Принятие крещения из рук конунга воспринималось в скандинавском обществе как одна из форм политической зависимости. Снорри Стурлусон, знаменитый исландский поэт и политический деятель, писал: «Олав конунг предложил ярлу, чтобы сохранить жизнь, креститься, принять праведную веру, стать его человеком и ввести христианство… Олав взял заложником его сына»[1].
- [1] Стурлусон С. Круг земной / изд. подгот. А. Я. Гуревич [и др.]. М.: Наука, 1980. С. 242.