Организации функционируют успешно, когда все взаимосвязанные действия понятны и управляются системно, а решения в отношении текущих операций и запланированных улучшений принимаются на основе достоверной обновленной информации и знаний, которые отражают опыт лучшей практики и мнение заинтересованных сторон. При этом важной задачей является рациональное использование наработок, осуществленных в организации, опыта работы специалистов, подходов к решению производственных задач, примеров успешной деятельности [Гаврилова Т.А., 2003; Попов Э. В., 2001, Тельнов Ю. Ф., 2002].
В данной работе рассматривается информационная составляющая функционирования современных организаций, связанная с накоплением знаний из успешных примеров и опыта работы организаций (компаний), и при получении сформированных знаний из других источников. Эта задача может реализовываться с помощью двух функций: получения информации и ее систематизации (структурирования).
Большинство практических подходов к структуризации данных предполагает участие эксперта, что связано с динамичностью и неполнотой данных используемых для решения задач. При формировании закономерностей могут учитываться оценки сходства (полезности) рассматриваемых и существующих моделей сущностей через обобщенную близость (комбинацию близостей, вычисленных на множестве частичных описаний). В настоящее время существует много направлений решения этой задачи, среди которых можно отметить [Трембач В.М., 2005]:
основанные на символьном представлении знаний, информации;
на основе сетей взвешенных связей;
использующие эволюционное моделипрование.
Одной из сложных проблем работы со знаниями является выбор адекватной модели их представления. В настоящее время разработано множество подходов к представлению знаний, в основе которых заложено использование таких моделей представления знаний, как формальные логические, продукционные, семантические сети, фреймовые модели. Эти модели представления знаний имеют ограниченные области решаемых задач в силу присущих им свойств и ограничений.