Итак, более 80-ти лет назад наступил конец 300-летней российской династии Романовых.
Парадоксы царствования Николая II можно объяснить объективно существовавшими противоречиями российской действительности начала XX века, когда мир вступал в новую полосу своего развития, а у царя не хватило воли и решимости овладеть ситуацией. Пытаясь отстоять «самодержавный принцип», он маневрировал: то шел на небольшие уступки, то отказывался от них. Удивительным образом натура последнего царя соответствовала сущности режима: избегать изменений, сохранять статус-кво.
В результате режим загнивал, толкая страну к пропасти. Отвергая и тормозя реформы, последний царь способствовал началу социальной революции, которая не могла не нести в себе всего туго, что накопилось в российской жизни за многие десятилетия ее попрания и угнетения. Это следует признать при абсолютном сочувствии к страшной судьбе царской семьи и при категорическом неприятии преступления, которое было совершено по отношению к ней и другим представителям Дома Романовых.
В критическую минуту февральского переворота генералы изменили присяге и принудили царя к отречению. Потом Временное правительство по политическим расчетам попрало принципы гуманизма, оставив отрекшегося царя в революционной России, свергнувшей царизм. И, наконец, классовые интересы, как они понимались в разгоревшейся гражданской войне, взяли верх над нравственными соображениями. Итогом всего этого и стало убийство императора.
Трагедией последних Романовых я считаю и судьбу царских останков, которые оказались не только предметом подробных исследований, но и разменной монетой в политической борьбе. Захоронение царских останков, к сожалению, не стало символом покаяния, тем более, примирения. Для большинства эта процедура прошла мимо сознания. Но, все же, их захоронение стало реальным шагом к исчезновению затянувшейся неопределенности взаимоотношений сегодняшней России и ее прошлого.
Драму русского царя, по всей вероятности, правильнее рассматривать в контексте мировой истории с позиций ее поступательного движения и принципов гуманизма по отношению к человеческой личности. Триста лет назад скатилась на плаху голова английского короля, сто лет спустя — французского, а еще через сто с небольшим — российского. Первые две трагедии давно стали историей без всплесков классовой ненависти с той и другой стороны. история император монархия Видимо, и к третьей трагедии пора отнестись так же, предварительно сказав о ней всю правду, как в интересах истины, так и сохранения согласия в обществе.