Для составления проекта необходимо знать точное расположение будущей трассы на местности, иметь ее профиль, знать геологические и гидрологические условия по трассе, особенно на неблагоприятных участках (овраги, карсты, оползни, болота). Кроме того, надо выявить и изучить места для добычи строительных материалов — песка, гравия, камня. Все эти сведения и материалы получают в результате инженерных изысканий дороги.
Составление технического проекта начинают с камеральных работ: для проектирования используют топографические карты:
- — масштабов 1:10 000 — 1:25 000 — в равнинных районах;
- — 1:5000 — 1:10 000 — в холмистой местности;
- — 1:2000 — в горной местности.
На карте выбирают наилучшее положение трассы, выполняют подсчет объема земляных работ по насыпям и выемкам. Путем полевого обследования камеральный вариант уточняется и производится окончательная укладка отдельных ее участков на местности.
При перенесении проекта трассы с плана или карты в натуру выполняют следующие геодезические работы:
- — детальная рекогносцировка местности;
- — определение в натуре положения углов поворота трассы;
- — вешение линий;
- — измерение углов и сторон хода;
- — разбивка пикетажа и поперечников;
- — нивелирование, закрепление трассы;
- — крупномасштабная съемка переходов, пересечений, примыканий, мест со сложным рельефом.
Одновременно выполняют детальные инженерно-геологические, гидрометрические, почвенные обследования трассы, детальную разведку карьеров строительных материалов.
На основании подробных полевых изысканий составляют проект трассы, состоящий из рабочих чертежей, пояснительной записки с обоснованиями, расчетами, ведомостями объемов работ, документами согласований, геодезическими данными и других смет.
Данные разбивки заносят в пикетажную книжку (трасса шириной 2040 м). В пикетажном журнале фиксируют вершины углов поворота оси трассы, измеренные значения углов и элементы кривых по трассе.
Рис. 9.14 Разбивка трассы, углов поворота, пикетажа