Заключение.
Партийная система
Принято считать, что президентские режимы в целом неблагоприятны для развития партий; более того, президентские режимы плохо сочетаются с наличием партийных систем с числом партий более двух. Сочетание же президентско-парламентской модели со смешанной электоральной формулой — наиболее неблагоприятный конституционный выбор для развития молодых демократий. Применительно к развитию партийной системы… Читать ещё >
Заключение. Партийная система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, достигнув цели нашей курсовой работы, попытаемся кратко сформулировать основные положения.
Избирательная реформа оказала стимулирующее влияние на развитие российских партий, а конституционная реформа, напротив, во многом подорвала этот процесс. Заложенная в Конституции России 1993 года модель взаимоотношений «ветвей власти» может быть охарактеризована как «президентско-парламентская» республика с сильным президентом. Основные черты такой модели связаны не только с ограниченностью полномочий парламента по контролю над правительством, но и с почти безраздельным господством президента по отношению к правительству.
Принято считать, что президентские режимы в целом неблагоприятны для развития партий; более того, президентские режимы плохо сочетаются с наличием партийных систем с числом партий более двух. Сочетание же президентско-парламентской модели со смешанной электоральной формулой — наиболее неблагоприятный конституционный выбор для развития молодых демократий. Применительно к развитию партийной системы в России подобное сочетание дало целый ряд негативных эффектов.
В условиях нынешнего политического режима в России наблюдается режим благоприятствования для существования правящих партий и коалиций. В то время как для оппозиционных партий и коалиций ситуация обстоит не лучшим образом, поскольку для них возникает вызов превращения в полуответственную оппозицию (не готовую к участию в правительстве и не имеющую шансов на вхождение в его состав) либо в полуоппозицию (не представленную в правящей группировке, но готовую в нее войти без фундаментальных изменений режима). Развитие этих процессов в условиях, когда партии являются основным субъектом парламентской политики, в перспективе может привести к дискредитации политических партий как института. С другой стороны, при дальнейшей демократизации режима не исключен и переход к формированию партийных или коалиционных правительств (например, в случае избрания на пост президента представителя КПРФ), и, следовательно, укрепление партий и партийной системы в целом.
Современная партийная система России, может быть охарактеризована как многопартийная, находящаяся в состоянии перехода от поляризованной партийной системы к системе ограниченного плюрализма, с элементами мнимой и искусственной многопартийности, политически фрагментированная.
Мы можем заключить, что развитие партийной системы идёт по пути постепенного перерастания поляризованной партийной системы в систему ограниченного плюрализма. Число реально действующих партий сокращается (хотя формально они продолжают существовать, чаще всего они примыкают к какой-либо сильной партии, стоящей на сходных идеологических позициях).
Низкая стабильность партийной системы связана с, во-первых, социальной структурой общества, а именно, отсутствием четких социальных групп (отсутствием среднего класса как основы политического центра, гаранта стабильности, во-вторых, отсутствием консенсуса в обществе по вопросам о путях развития и сути реформ, в-третьих, отсутствием в обществе определенного взгляда на территориально-государственной устройство) — эти расколы в обществе приводят к фрагментации и низкой стабильности партийной системы.
Однако, необходимо отметить, что наличествуют и постоянные участники избирательных кампаний, которые получают места в Государственной Думе и формируют собственные депутатские объединения. Наличие такого элемента как «партия власти» показывает, что российская партийная система не является институтом сформировавшимся, принявшим конкретные формы, функционирующим по определенным правилам.