Феномен политической культуры
Важным моментом в процессе создания политической культуры является ее объективирование, т. е. отделение результата человеческой деятельности от его конкретного творца, когда выработанное им суждение начинает не только быстро распространяться в социуме, но и восприниматься как объективное мнение, когда модель взаимодействия, сложившаяся по конкретному поводу и в конкретной ситуации, начинает… Читать ещё >
Феномен политической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие политической культуры
В научный оборот понятие «политическая культура» было введено благодаря работам Г. Алмонда. Он одним из первых обратил внимание на то, что политическое поведение лишь частично определяется институциональной системой. Не менее важным является то, как люди воспринимают, оценивают политические процессы.
Концепт «политическая культура» был предложен Г. Алмондом для обозначения совокупности сложившихся и складывающихся в обществе ориентаций граждан на политику. Он выделял три уровня ориентаций:
- 1) ориентации системного уровня, которые отражают представления людей о ценностях и организациях, скрепляющих политическую систему;
- 2) ориентации уровня процесса, которые отражают представления о том, как должна функционировать политика;
- 3) ориентации политического курса, в которых выражены ожидания граждан от политического курса правительства[1].
С помощью концепта «политическая культура» Г. Алмонду, его соавторам и последователям удалось раскрыть не только многообразие представлений людей о политике, но и их глубину, выражающуюся в том, что ориентации могут существовать в виде знаний о политических явлениях, а также в эмоциональном отношении к этим явлениям и соответствующих оценочных суждениях. Однако такой подход нередко упрекали в излишнем психологизме, ориентирующем исследователя на изучение субъективных представлений о политике.
В отличие от социально-психологического подхода Г. Алмонда, в современной политической науке широко представлен и другой подход, который условно можно назвать объективистским. В его рамках политическая культура рассматривается как часть общей культуры общества, сложившейся в результате деятельности многих поколений и обретшей объективность, т. е. способность воспроизводиться и развиваться помимо воли и желания отдельных людей. В этом случае политическая культура рассматривается как система сложившихся в обществе политических символов и значений, моделей политического поведения, устойчивых представлений о политике, способов оценки и объяснения политических явлений.
Политическая культура создана и создается людьми. Люди не просто устанавливали правила властного взаимодействия, они запечатлевали их в образах, символах, вырабатывали суждения о справедливости, о наилучших формах общественно-политического устройства и т. д. Чем сложнее, многограннее становились отношения политической власти, тем многообразнее становились политические представления.
Важным моментом в процессе создания политической культуры является ее объективирование, т. е. отделение результата человеческой деятельности от его конкретного творца, когда выработанное им суждение начинает не только быстро распространяться в социуме, но и восприниматься как объективное мнение, когда модель взаимодействия, сложившаяся по конкретному поводу и в конкретной ситуации, начинает воспроизводиться новыми поколениями, становясь традицией, а некогда выработанные воззрения о важном и значимом становятся ценностными ориентирами для многих людей.
Главным итогом объективирования политической культуры является превращение ее во внешний фактор человеческого поведения. Люди в своих действиях неизбежно ориентируются на сложившиеся традиции, обычаи, нравы, черпают из многообразия политических ценностей те, которые кажутся им наиболее правильными и важными.
Таким образом, политическая культура одновременно существует и как объективная реальность, и как процесс ее создания, и как проявление ее элементов в действиях индивидов, и как мысли, устремления, ориентации многих людей, вовлеченных в политику.
- [1] Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / Г. Алмоид [и др.]. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 94−95.