Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятие культуры. 
Методологический анализ содержания архитектурной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второе — деятельностное понятие культуры, под которым понимаются хранящиеся в тех же хранилищах и архивах описания способов, методов и образцов, собственно различных деятельностей, с помощью которых и были созданы упоминаемые в предыдущем абзаце продукты мышления и деятельности. То есть, другими словами, это как бы «арсенал» инструментов и их описаний такого рода, которые позволяют воспроизвести… Читать ещё >

Понятие культуры. Методологический анализ содержания архитектурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Латинский корень слова «культура» означает буквально «возделывание» и возникновение слова связано с культурой земледелия или возделывания земли.

Позднее этим словом стали обозначать «возделывание» или облагораживание человека, его улучшение через обычаи и способы поведения.

Ю. Лотман в беседах о «культуре и интеллигентности» разводит два понятия — природы, как того, что дано человечеству, и культуры, как того, что человечество создало само, своим мышлением и деятельностью.

Как особое человеческое качество он определяет культуру или интеллигентность, как особый культурный психотип человека, которого характеризуют умение сострадать и душевная чуткость. «Интеллигентные люди — это люди более широкого ума и более напряженной совести». В этом смысле социальная функция культуры — своего рода «экологическая духовная», как-то, что сохраняет человечество от самоуничтожения и совершенствует его нравственные качества./16/.

По Яну Щепанскому «культура — это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях и передаваемые другим общностям и последующим поколениям».

Часто разводят понятие материальной культуры или цивилизации как совокупности предметов созданных человечеством для удобства собственной жизни, то есть, с утилитарной функцией, и понятие духовной культуры, как всего того, что создано на основе идеалов (красоты, добра, правды и справедливости). Это и идеи, обычаи, а также символы, учреждения и институты, в которых эти идеи закреплены и воплощены.

«Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых, главным образом, с помощью символов. Они представляют собой характерное достижение человеческих групп, включая и их воплощение в материальных произведениях. Существенное ядро культуры составляют традиционные, (т.е., исторически отобранные и переданные) идеи и, прежде всего, связанные с этими идеями ценности.» / Кребер, Клакхон. «Понятие культуры. Критическое обозрение дефиниций"/.

В системомыследеятельностной методологии в качестве рабочих понятий культуры выделены два понятия.

Первое — морфологическое понятие культуры, под которым понимается культура как совокупность всех продуктов человеческого мышления и деятельности, как материальных, так и духовных или идеальных (идей и ценностей). Это своего рода архив или музей всех достижений человеческой мысли без разделения его на «хорошие и плохие». В таком понимании культура анравственна, так как представляет собой некоторый «склад» идей, ценностей и материальных следов человеческой деятельности. Нравственный выбор вынуждены делать люди в процессе своего образования, обучения и социализации, в том случае, если они свободны, и могут реализовать эту свою свободу выбора.

Второе — деятельностное понятие культуры, под которым понимаются хранящиеся в тех же хранилищах и архивах описания способов, методов и образцов, собственно различных деятельностей, с помощью которых и были созданы упоминаемые в предыдущем абзаце продукты мышления и деятельности. То есть, другими словами, это как бы «арсенал» инструментов и их описаний такого рода, которые позволяют воспроизвести «канувшую в лету» и давно исчезнувшую деятельность. Это качество культуры отражено на одной из базовых схем СМС-методологии — схеме воспроизводства деятельности через трансляцию культуры.

Все мы живем в социокультурном мире. Но одни живут по законам социальности, а другие — по законам культурного содержания. И это делит людей на два больших класса: одни живут по социальности, а другие — по законам содержания или культуры… С того момента, когда человек становится содержательным, его жизнь управляется развитием этого содержания (культурного), а не законами человеческой жизни./ 4/.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой