Понятие «кулак». Образ кулака в документах и мемуарах 1930 годов
М. И. Калинин, в своей статье в газете «Известия» от 22 марта 1925 года «Говорить о кулаке как об общественном слое сейчас можно только в том случае, если считать, что всякий сельскохозяйственный предприниматель есть кулак». Кулак-зажиточный крестьянин, эксплуатирующий односельчан. Кулаки, т. е. богатые крестьяне, которые угнетают чужой труд, либо нанимая работников, либо давая денег в рост… Читать ещё >
Понятие «кулак». Образ кулака в документах и мемуарах 1930 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, сначала я посмотрела словари, в которых было представлены варианты толкований термина кулак.
Толковый словарь Ефремовой.
Кулак-1) Богатый крестьянин-собственник, постоянно использующийц наемную рабочуб силу. 2) перен. Разг. Скупой, корыстолюбивый человек.
Толковый словарь Ушакова.
Кулак-зажиточный крестьянин, эксплуатирующий односельчан. Кулаки, т. е. богатые крестьяне, которые угнетают чужой труд, либо нанимая работников, либо давая денег в рост.
Словарь Даля.
Кулак — скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш, перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обсчетом, обмером, торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лен, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота.
Таким образом, из словарей я выяснила, что кулак это богатый собственник, использует наемную силу, торговец ростовщик и так далее. Но есть вторая сторона этого понятия, где кулака называют скрягой, скупым, кровопиица. Почему? Так кто такой все-таки кулак? Изучив разные документы, я узнала, что понятие кулака появилось еще при П. Столыпине.
Кулаки (также мироеды) в Росси до Октябрьской революции-зажиточные крестьяне, пользующие наемным трудом (крестьяне-работодатели), а также занятые в сфере перепродажи готового сельхозтовара, ростовщичества, посредничества.
В дореволюционной российской деревне «кулаком» чаще всего называли зажиточного крестьянина, получившего достаток на «закабалении» своих односельчан и державшего весь «мир» (сельскую общину) «в кулаке» (в зависимости от себя). Прозвище «кулак» получали сельские крестьяне, имевшие нечистый, нетрудовой доход, по их мнению-ростовщики, скупщики и торговцы. Сознание крестьян всегда основывалось на идее, что единственным честным источником достатка является тяжелый физически й труд. Происхождение богатства ростовщиков и торговцев связывались, прежде всего, с их непорядочностью в торговле, к примеру, считался «паразитом» общества, наживающим барыш на предметах, добытым чужим трудом, ведь, по убеждению крестьян, занятых в непосредственном производстве, «не обманешь — не продашь» .
В 1922 году согласно теории и практике российских марксистов, крестьянское население страны разделялось на три основные категории:
- 1) кулаки — зажиточные крестьяне, использующие наемный труд, сельская буржуазия, спекулянты;
- 2) деревенская беднота, в первую очередь наемные работники (батраки);
- 3) середняки — крестьяне, занимавшие среднее экономическое положение между бедняками и кулачеством.
Само понятие «кулак» В. И. Ленин оценивает следующим образом:
" кулак «: всякий крестьянин, который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наемного труда, но прячет хлеб, превращается в эксплуататора, кулака, спекулянта.
А.И. Рыков на ХIII съезде ВКП (б) в мае 1924 года заявил о кулачестве следующее: «Несомненным признаком является то, что оно живет не только своей работой, но и от работы других, от эксплуатации чужой рабочей силы, от торговли, от сдачи в аренду и т. д. «.
М.И. Калинин, в своей статье в газете «Известия» от 22 марта 1925 года «Говорить о кулаке как об общественном слое сейчас можно только в том случае, если считать, что всякий сельскохозяйственный предприниматель есть кулак» .