Биологическое значение условных рефлексов
Образование и торможение условных рефлексов. К основным условиям формирования условных рефлексов относятся: Торможение условных рефлексов может быть безусловным (внешним и запредельным) и условным (внутренним). Отсутствие постороннего раздражения или другой деятельности во время выработки рефлекса. Достаточная возбудимость безусловной реакции (деятельное состояние коры головного мозга… Читать ещё >
Биологическое значение условных рефлексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Безусловные рефлексы обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования.
Основные безусловные рефлексы:
- · пищевые (жевания, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.),
- · оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание),
- · половые и др.
Условные рефлексы обеспечивают организму более совершенное приспособление к меняющимся условиям существования.
Они вырабатываются на базе безусловных. Примером формирования условнорефлекторной реакции может быть сочетание звукового раздражителя (например, звонка) с кормлением животного. После ряда повторений такого сочетания, у животного будет наблюдаться слюноотделение, возникающее при звуке звонка даже при отсутствии предъявления пищи.
Процессы торможения. Большое значение для рефлекторной реакции наряду с возбуждением имеет торможение. В ряде случаев возбуждение одного нейрона не только не передается другому, а даже угнетает его, то есть вызывает торможение. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивает согласованную работу всех органов и организма в целом.
Для обеспечения адекватного поведения требуется не только способность к образованию условных рефлексов, но и возможность, устранять условнорефлекторные реакции, необходимость в которых отпала. Это обеспечивается процессами торможения.
Торможение условных рефлексов может быть безусловным (внешним и запредельным) и условным (внутренним).
- · Внешнее торможение происходит, если в момент действия условного сигнала начинает действовать посторонний раздражитель.
- · Запредельное торможение наблюдается, когда интенсивность условного сигнала превышает определенный предел. В обоих случаях условная реакция тормозится.
- · Внутреннее торможение проявляется в угасании условного рефлекса с течением времени, если он не подкрепляется действием безусловных рефлексов (то есть если условия его выработки не повторяются).
Существует разные классификации условных рефлексов.
Образование и торможение условных рефлексов. К основным условиям формирования условных рефлексов относятся:
- · повторное сочетание ранее индифферентного (нейтрального) раздражителя (звукового, светового, тактильного и т. д.) с действием подкрепляющего безусловного (или хорошо выработанного условного) раздражителя;
- · незначительное предшествование по времени индифферентного раздражителя по отношению к подкрепляющему стимулу;
- · достаточная возбудимость безусловной реакции (деятельное состояние коры головного мозга);
- · отсутствие постороннего раздражения или другой деятельности во время выработки рефлекса.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Условнорефлекторная деятельность является общей и для высших животных, и для человека. И у человека, и у животных имеется первая сигнальная система — анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира. У человека, кроме того, развивается вторая сигнальная система — речь, письменность, абстрактное мышление. Ее возникновение связано с коллективной трудовой деятельностью и жизнью в обществе. Слова — это сигналы второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система социально обусловлена — вне общества, без общения с другими людьми она не формируется. Некоторые животные способны издавать звуки. Однако слово для человека не просто сочетание определенных звуков, а, прежде всего его значение, содержащийся в нем смысл. С помощью слов люди способны обмениваться мыслями. Речь и письменность позволяют человеку накапливать и передавать опыт из поколения в поколение. Появление речи привело к возникновению абстрактного мышления — мышления с помощью абстрактных понятий, отвлеченных от конкретных предметов и явлений.