Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Роль Национального Банка в области валютной политики и перспективы развития денежно кредитных отношений в период кризиса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейские исследователи единодушны в том, что эффективная денежно-кредитная политика может проводиться только при условии отказа от двойственной цели борьбы с инфляцией и стабилизации обменного курса. «Гибридные» режимы использовались в разных странах с переходными экономиками, однако неудовлетворительные результаты привели к отходу от этой практики, в частности, в ряде стран Восточной Европы… Читать ещё >

Роль Национального Банка в области валютной политики и перспективы развития денежно кредитных отношений в период кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Валютное регулирование и политика по укреплению тенге

Понятие «валютное регулирование» включает в себя разработку нормативных актов, сбор информации, контроль за соблюдением валютного законодательства и применение санкций к лицам, допустившим его нарушения. Национальный банк осуществляет функции валютного регулирования. Данный принцип — одно из условий сохранения независимости страны, средство накопления валютных резервов и надежная защита денежного обращения от влияния валют других стран. Автономия Центрального банка закреплена законодательством суверенных государств. Банки независимы от правительственных и исполнительных органов власти при принятии ими решений связанных с оперативной банковской деятельностью. Национальный банк подотчетен лишь Парламенту и Президенту Республики Казахстан. Дело в том, что интересы Национального банка как защитника долговременных интересов всей Республики могут не совпадать кратковременными интересами правительства; правительство же при дефиците государственного бюджета старается, кредитные ресурсы Национального банда использовать для покрытия дефицита это делалось систематически за время существования советской власти), что нарушает стабильность денежного обращения, способствует нарастанию инфляции. Центральный банк полностью отвечает за проведение денежно-кредитной политики в стране. В свою очередь, денежно-кредитная политика составляет основу государственного регулирования всей экономики. Поэтому без автономного ведения денежно-кредитной политики не может быть и речи об эффективной рыночной экономике в республике.

Цель валютной политики — поддержание стабильности курса национальной валюты, что необходимо для обеспечения стабильности цен и денежного обращения.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице Минфина и т. п.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

В регулировании валютных отношений основную роль играет специальное валютное законодательство. Основным нормативным актом по валютному регулированию является Закон «О валютном регулировании».

Нацбанк разрабатывает единые формы учета, отчетности, иной документации и статистики валютных операций, а также определяет порядок и сроки их представления, готовит и публикует сведения о валютных операциях.

Нацбанк вправе вести следующие операции с валютными ценностями:

покупать и продавать иностранную валюту;

покупать, продавать или производить операции с казначейскими векселями и другими ценными бумагами, выпущенными и гарантированными правительствами зарубежных государств или международными финансовыми организациями;

обеспечивать прием, хранение, обработку золота, других драгоценных металлов и природных драгоценных камней, соответствующих международным стандартам;

производить на территории Республики Казахстан и на внешнем рынке операции по покупке и продаже золота, других драгоценных металлов в слитках, самородках и иных формах, а также природных драгоценных камней в сыром и обработанном виде.

Нацбанк вправе выполнять иные функции в области валютного регулирования и валютного контроля, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

До недавнего времени в Республике Казах стан действовал Закон «О валютном регулировании», принятый 24 декабря 1996 года.

Новый Закон РК «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года закрепляет переход на принципы полной конвертируемости национальной валюты с 2007 года. Национальный банк подготовил комментарии к данному закону.

4 июля 2009 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» № 167-IV (далееЗакон).

Этот Закон был разработан в целях принятия мер по дальнейшей либерализации валютного режима и совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан.

Законом предусмотрены следующие меры по упрощению режимов валютного регулирования:

отмена лицензирования деятельности по осуществлению розничной торговли и оказанию услуг за наличную иностранную валюту (магазины беспошлинной торговли, реализация товаров и услуг пассажирам при международных перевозках);

отмена требования уведомления об открытии счетов в иностранных банках для физических лиц;

включение операций по покупке и продаже аффинированного золота в слитках в перечень разрешенных между резидентами валютных операций;

право экспортера и импортера самостоятельно устанавливать срок репатриации, исходя из условий контракта;

возможность увеличения пороговых значений по регистрации, уведомлению и паспортизации, а также сокращения перечня операций, подлежащих регистрации и уведомлению, путем принятияподзаконных НПА.

В частности, с принятием Закона предполагается увеличение порога паспортизации экспортно-импортных сделок с эквивалента 10 тыс. долл. США до эквивалента 50 тыс. долл. США, а также порога для сделок, подлежащих регистрации и уведомлению.

Кроме того, расширяется и более конкретно определяется спектр антикризисных мер в части введения валютных ограничений, которые могут быть приняты Главой государства при наличии угрозы экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы.

Более четко и однозначно определена ответственность за нарушение требования возврата в страну экспортной валютной выручки и нарушение специального валютного режима.

В целях защиты интересов населения Национальному Банку Республики Казахстан на законодательном уровне предоставлено право на ограничение маржи между курсом покупки и курсом продажи иностранной валюты в обменных пунктах.

Таким образом, законопроект с одной стороны, содержит нормы, упрощающие ведение бизнеса, а с другойусиливает эффективность применения антикризисных мер, в случае если экономическая ситуация потребует их введения.

Изменения и дополнения вносятся в Уголовный и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Национальном Банке Республики Казахстан» и «О лицензировании».

В течение июня 2009 года курс тенге к доллару США изменялся в диапазоне 150,13−150,54 тенге за 1 доллар США. За июнь 2009 года тенге укрепился на 0,01% (с начала года ослаб на 24,5%) и на конец месяца биржевой курс тенге составил 150,43 тенге за доллар США.

В июне 2009 года объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с учетом сделок на дополнительных торгах увеличился по сравнению с маем 2009 года на 9,3% и составил 1,9 млрд долл. США (с начала года -26,6 млрд долл. США). На внебиржевом валютном рынке объем операций увеличился на 74,8% и составил 4,1 млрд долл. США (с начала года -29,4 млрд долл. США).

В рамках проводимой Национальным Банком денежно-кредитной политики особое внимание уделялось поддержанию низкого уровня инфляции. В области политики обменного курса сохранялся режим плавающего обменного курса тенге, в рамках которого колебания курса зависят от спроса и предложения денег, что способствовало сохранению ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках и повышению интеграции страны в мировое экономическое пространство.

На фоне общего улучшения макроэкономической ситуации, устойчивого экономического роста, в эти годы наблюдается рост инфляционных факторов в экономике.

Европейские исследователи единодушны в том, что эффективная денежно-кредитная политика может проводиться только при условии отказа от двойственной цели борьбы с инфляцией и стабилизации обменного курса. «Гибридные» режимы использовались в разных странах с переходными экономиками, однако неудовлетворительные результаты привели к отходу от этой практики, в частности, в ряде стран Восточной Европы. В Болгарии, Черногории, Боснии и Герцеговине во второй половине 1990;х годов были изменены валютные режимы и в том или ином виде осуществлена привязка сначала к немецкой марке, а затем к евро.

Выводы:

  • 1. Денежно-кредитная политика Нацбанка будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.
  • 2. Наряду с продолжением работы по сохранению стабильности финансового рынка, укреплению банковской системы и созданию условий для дальнейшего роста кредитования банками экономики, Нацбанк нацелен активизировать свое участие на рынке ценных бумаг, операции на открытом рынке (операции РЕПО и переучетные операции с векселями). Усиление регулирующей роли своих официальных ставок с поддержанием их слабо положительными в реальном выражении даст возможность в последующем перейти к инфляционному таргетированию денежно-кредитной политики.

В целях обоснования своей позиции Национальный Банк Казахстана для успешного введения системы целевых показателей инфляции выделяет следующие факторы: устойчивое состояние бюджета, гарантия макроэкономической стабильности, стабильность финансовой системы, независимость центрального банка, достаточное понимание взаимосвязей между инструментами центрального банка и инфляцией, информационная открытость.

  • 3. Активная функциональная деятельность Национального банка Казахстана, как центрального банка страны, на макроэкономическом уровне четко подтверждается результатами. Во-первых, это нормативно-правовая база, получившая признание на практике, во-вторых — авторитет «главного» банка страны на международном уровне, в-третьих — разрабатываемые конкретно денежно-кредитные инструменты, которые определяют место и роль банка во всей банковской системе.
  • 4. Для решения возникших в казахстанской экономике проблем наиболее применимой представляется модель Манделлы-Флеминга, разработанная в 60-е гг. XX в. Робертом Манделло, за которую он был удостоен Нобелевской премии в 1999 г. Особенность данной модели заключается в том, что она эффективно реализуема в открытой экономике, и рассматриваемая экономика должна быть малой, то есть страна не должна иметь возможности влиять на общемировые экономические параметры. Главным выводом модели Манделлы-Флеминга является то, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика становится абсолютно неэффективной, а фискальная политика, наоборот, может эффективно влиять на экономические показатели. При плавающем обменном курсе монетарная политика становится очень эффективной, а фискальная — нет. При фиксированном курсе можно изменять параметры денежного предложения, но на производство и спрос это не влияет. С другой стороны, изменения в фискальной политике самым непосредственным образом влияют на объем производства, доходы и т. д. В теории фиксированный обменный курс определяется политикой центрального банка, когда он вмешивается в паритет валют путем покупки или продажи своих резервов, тем самым устанавливая некий фиксированный курс национальной валюты. При плавающем обменном курсе центральный банк не вмешивается в эти процессы.

Принимая во внимание почти фиксированный курс тенге, наиболее эффективными методами на сегодняшний день могут стать не монетарные, а фискальные методы. Необходимо развитие производств в Казахстане через увеличение спроса, потребителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой