Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

История изучения керамики срубной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В частности преемственность прослеживается в орнаменте — кружковые композиции, вдавливания. Более глубокий анализ керамики на рассматриваемом периоде изучения, провёл П. С. Рыков. В 1921 году он начинает раскопки Покровского селища в степном Заволжье, которые дали обширный материал, который им исследован. Отмечая сходство покровской керамики с ивановской, П. С. Рыков разделяет весь комплекс… Читать ещё >

История изучения керамики срубной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая половина ХХ века — первая половина 1960;х гг.

В истории изучения срубной культуры выделяются несколько этапов.

Основным содержанием первого этапа (начало XX века — первая половина 60-х годов) является сам факт выделения срубной культуры в 1905 году В. А. Городцовым среди ямной и катакомбной культур.

Большое значение для изучения срубных племен Поволжья в 20-х годах имеют исследования П. Д. Рау. Его работы впервые создали представления о том, что срубная культура в Поволжье развернулась непосредственно из полтавкинской культуры, или, как её назвал П. Д. Рау, полтавкинской ступени.

В это же время В. В. Гольмстен на основе керамического материала установила преемственность ямной, полтавкинской, а затем и срубной культуры в Поволжье.

К аналогичному выводу пришел В. А. Городцов. Он также считает основу срубной культуру — полтавкинская и называет исконной территорией формирования срубных племен территорию Поволжья, а не Украины, как это считалось ранее.

В 50-е годы раскопки Смирнова в Волгоградской области, подтвердили представления о том, что в основе полтавкинской культуры лежала ямная, и развития их привело к появлению срубной культуры.

Эти представления о формировании срубных групп были, в большей своей части, основаны на керамики. Кривцова-Гракова О.А., 1955. Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы // МИА. 47. С. 10−14.

В частности преемственность прослеживается в орнаменте — кружковые композиции, вдавливания. Более глубокий анализ керамики на рассматриваемом периоде изучения, провёл П. С. Рыков. В 1921 году он начинает раскопки Покровского селища в степном Заволжье, которые дали обширный материал, который им исследован. Отмечая сходство покровской керамики с ивановской, П. С. Рыков разделяет весь комплекс на две группы сосудов: неорнаментированные и орнаментированные. В свою очередь последние он делит на три типа: печатный (нитчатый, веревочный, личиночный), чеканный (треугольники, продолговатые ямки, ромбы) и резной («волчий зуб» — каплевидный оттиск). Лопатин В. А. Срубные поселения степного Волго-Уралья. Саратов. 2002. С. 8.

В 1955 году в свет выходит монография О. А. Кривцовой-Граковой «Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней Бронзы», в которой отдельная часть отведена срубной культур. Основой формирования срубной культуры О. А. Кривцова-Гракова считает территорию Нижнего Поволжья и источником возникновения всей срубной общности — полтавкинскую культуру.

Срубную культуру О. А. Кривцова-Гракова разделяет условно на два периода: ранний и развитой (хвалынский). Первый период (XVI — XIII вв. до н. э.) характеризуется содержанием полтавкинских керамических традиций — крупно-зубчатый штамп, кружковый орнамент, вдавливания.

Второй этап (XIII — VIII вв. до н. э.) — явное влияние андроновских традиций и значительное число керамики с налепными валиками, заштрихованные, довольно крупные ромбы, уступчатое плечо, большой черепок шейки с профилем. Автор четко разделяет полтавкинскую и срубную керамику, отмечая в последней более четкие пропорции не имеющих ярко выраженной шейки, что не присутствует в полтавкинской керамике. Кривцова-Гракова О.А., 1955. Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы // МИА. 47. С. 27−47.

Мерперт Н. Я. Из древнейшей истории Среднего Поволжья // Материалы и исследования по археологии. М., 1958. С. 63.

В 1958 году выходит статья Н. Я. Мерперта «Из древнейшей истории среднего Поволжья» где даётся характеристика племен населявших Среднее Поволжье, в том числе и срубных. Он рассматривает полтавкинскую ступень как ранний этап срубной культуры. В настоящее время его предположение подвергается пересмотру.

Особое внимание археологов привлекают сосуды со знаками. Впервые находки подобных сосудов были связаны с исследованиями В. А. Городцова в 1903 году, когда при раскопках курганов в Донбассе было получено из погребений срубной культуры 8 горшков с «загадочными» значками в виде крестов косых и прямых, упрощенных изображений свастик, зигзагов и кругов.

В 1953 году выходит статья А. А. Формозова «Сосуды срубной культуры с загадочными знаками», в которой он рассматривает весь имеющийся материал по данной тематике. Автор подвергает анализу три предположения о значении знаков: 1) это — вид орнаментации сосудов; 2) это — значения типа тамг; 3) это — знаки письменности. Останавливаясь на последнем, А. А. Формозов выдвигает предположение о местном происхождении письменности, происходящей от орнамента. Формозов А. А. Сосуды срубной культуры с загадочными знаками. — ВДИ, 1953, № 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой