Средства здоровьесбережения на уроках информатики
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста. Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1−2… Читать ещё >
Средства здоровьесбережения на уроках информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Форма здоровьесбереженияспособы работы учителя и учащихся направленные на сбережение здоровья учащихся.
Выделяют следующие формы здоровьесбережения: урочные и неурочные. Они подразделяются индивидуальные и групповые. На каждую из этих форм применяют следующие средства здоровеясбережения на уроках:
1. Средства двигательной направленности.(физкультурные минутки, «минутки покоя», гимнастика, подвижные игры, массаж, психо-физические тренировки.).
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1−2 минуты) и физкультурные паузы (3−4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется преподавателем, ведущим урок. Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы); упражнения выполняются сидя за партой или стоя около неё. Комплекс состоит из 4−6 упражнений, повторяемых 4−6 раз.
Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествующей работы. Так письменная работа требует упражнений для мышц кисти (сгибание-разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), при длительном сидении — упражнения для мышц спины (потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными.
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста.
Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, в кругу или шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.
Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой инертности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.).
Танцевально-ритмические физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудио запись с заранее записанным музыкальным произведением и ритмическим стихотворением. Данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания и т. д.).
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
На каждом уроке следует проводить по две физкультминутки на 10-й и 20-й минутах урока. Темп медленный и средний. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашнего задания, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телевизора.
В физкультурные минутки включается обычно не менее трех упражнений.
Первое — типа «потягивания» — воздействует на позвоночник и грудную клетку (выпрямляющее), второе — для ног и третье — для туловища. Упражнения для рук отдельно не проводятся, их следует сочетать с другими упражнениями. В тех случаях, когда физкультминутки проводятся на уроках информатики, следует в сочетании с другими упражнениями проводить упражнения для пальцев рук.
Дети должны понимать значение физкультминуток и сознательно выполнять включенные в них упражнения. Педагог проводит с учащимися краткую беседу, разъясняет значение упражнений и порядок проведения физкультминутки. В определенный момент, когда учитель сочтет необходимым провести физкультурную минутку, он объявляет: «Физкультурная минутка». По этому сигналу учащиеся готовятся к выполнению упражнений.
2. Оздоровительные силы природы (аромаи фитотерапии).
С давних времен человечество обращалось к природным лечебным средствам — целебным растениям.
Современная ароматерапия — это профилактический, оздоровительный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы.
Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии как средства оздоровления и восстановления у детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости.
В силу того, что детский организм находится в состоянии развития, применять средства ароматерапии для дошкольников и младших школьников следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на глиняные и деревянные фигурки, аромамедальоны, подушечки.
Достаточно эффективно использование смеси для поднятия настроения — масло апельсина — 2 капли, масло иланг-иланга — 2 капли.
Весной и летом лучше использовать эфирные масла с ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год — более теплые (цветочные, пряные).
К отрицательным аспектам воздействия летучих веществ растений на организм детей относятся возможные аллергические реакции, распространенные в последнее время довольно широко, а так же возможна повышенная утомляемость и раздражительность в случае избытка ароматических веществ (в период цветения магнолии, олеандра, гордензии, мураий, не рекомендуется находиться в помещении более 1 -1.5 часа).
С целью использования положительного влияния отдельных растений на состояние педагогов и учащихся рекомендуется создавать уголки фитодизайна с размещением определенных видов растений.
Этот уголок фитодизайна может быть как стационарным, так и передвижным.
Составляя подбор растений для уголка фитодизайна рекомендуется проконсультироваться с медицинскими работниками.
Существуют особые правила проведения занятий в уголках фитодизайна:
- — Уголок фитодизайна целесообразно разместить около окна.
- — Школьники размещаются вокруг растений в радиусе 3 метров, т.к. на более дальнем расстоянии снижается эффект воздействия фитонцидов.
- — Для повышения влажности воздуха и образования аэроионов между растениями размещается емкость с водой.
- — перед сеансом растения опрыскивают дегазированной водой.
- — Целесообразно использовать музыкальное сопровождение.
После уроков, в конце дня очень эффективно будет проведение сеанса фитотерапии с учащимися с целью восстановления, расслабления, релаксации с учетом той напряженной нагрузки, которую школьники испытывают на протяжении урока.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии — это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог — учащийся», осуществляемых посредствам системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения. Как и любые педагогические технологии здоровьесберегающие технологии реализуют ряд целей: образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных. На уроках информатики возможна реализации следующих средств здоровьясбережения: физкультминутки, физкультурные паузы, элементы аромотерапии и фитотерапии, гимнастика, массаж, подвижные игры. Все эти средства необходимы для успешного осмысления материала урока, а также сохранения здоровья детей, что является необходимым в процессе обучения.