Итак, целью аудита расчетов является формирование мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности, о составе дебиторской задолженности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период расчетов требованиям нормативных актов.
В соответствии с данной целью выделяют задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками, которые помогают проверить состояния расчетов различным субъектами.
Для аудита расчетов с покупателями и заказчиками используются носители необходимой информации, позволяющие решить поставленные задачи. Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками состоит в разработке плана аудита, аудиторской программы и вопросника, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения аудитора. В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В качестве методов получения аудиторских доказательств при проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать проверку расчетов клиента, инспектирование, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение.
Также аудитор использует источники получения аудиторских доказательств, с помощью которых осуществляет основные контрольные процедуры при проведении проверки расчетов с покупателями и заказчиками. Наиболее типичные ошибки и нарушения, возникающие в учете расчетов с покупателями и заказчиками, которые обычно выявляются в процессе аудита расчетов с покупателями и заказчиками — отсутствие документов, которые подтверждают расчеты с покупателями или оформление документов с нарушениями и отступлениями от установленных законодательством требований. Часто возникают ошибки в корреспонденции счетов при отражении в учете, в исчислении НДС с авансов.