Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Классы расчлененных сложноподчиненных предложений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложения обусловленности, которые, в свою очередь делят на а) причинные: Я был счастлив в ту ночь, потому что ночным катером приезжала она (Ю.К.); Оттого лес называется тёмным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не всё видит (Пр.); Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермонтова, — благо лермонтовское. Кропотово было в двадцати пяти верстах, да и вообще… Читать ещё >

Классы расчлененных сложноподчиненных предложений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для расчлененных сложноподчиненных предложений дифференцирующим признаком является характер используемых в них союзных средств. Классификация этих сложных предложений подготовлена традицией и не вызывает больших разногласий. Совершенно очевидно, что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы сложноподчиненного предложения. Различие в средствах связи отражает более глубокое различие в характере самой подчинительной связи, которая является детерминантной у предложений первого типа и корреляционной — у предложений второго типа. Эти два типа назовем детерминантным и относительно-распространительным.

Детерминантные предложения — класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды:

предложения обусловленности, которые, в свою очередь делят на а) причинные: Я был счастлив в ту ночь, потому что ночным катером приезжала она (Ю.К.); Оттого лес называется тёмным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не всё видит (Пр.); Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермонтова, — благо лермонтовское. Кропотово было в двадцати пяти верстах, да и вообще чуть не все большие писатели родились поблизости (Бун.); б) условные: А мне всегда казалось, что я перестал бы понимать Пушкина, если бы допустил, что он нуждался в нашем понимании больше, чем в Наталии Николаевне (Паст.); Если испугаешь тетёрку и она взлетит, то и самец взлетит (Пр.); И коли ты стоящий генерал, про тебя, так и быть, скажут: «Это солдат!», а если нестоящий, так и не дождёшься этого услышать (Сим.); в) целевые: Мы, держась за руки, стали подниматься вверх среди редких деревьев, в светлом лесу, чтобы посмотреть ещё раз на Оку сверху (Ю.К.); Казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть (И. и П.); г) уступительные: Несмотря на то, что Чехов стоял в литературе уже высоко, занимая своё особое место, он всё же не отдавал себе отчёта в своей ценности (Бун.); Оттаявшая земля резко шибала в нос, хотя из оврага тянуло ещё снежным холодом (Ю.К.); д) следствия: Голос у лектора оказался негромок и глуховат, так что Поля не разобрала вступления (Леон.);

временные предложения: Когда мне хорошо или, наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию (Ю.К.); Как подошла сеноуборка, установилась сухая, жаркая погода (Наг.); Как только замёрзли к вечеру лужи, запах вечернего мороза опять вернул меня к весне света (Пр.); Только-только мать успела ссадить Чука с Геком и принять от военного вещи, как поезд умчался (Гайд.);Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока его не настигал новый удар хандры (Пауст.);

сравнительные предложения: В глубине души маленькая женщина счастлива, как все влюблённые или вообще преданные какой-нибудь страстной мечте люди (Бун.); Прохожие вдруг заторопились, будто бы их погнал ливень (И. и П.); Приближение к полузабытым местам волнует особенно свежо и сильно, словно едешь в прошедшие годы на свидание со своей молодостью (Ант.); Лягушка приходила смотреть на яркий огонь, так же как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку (Пауст.);

предложения соответствия (с союзами по мере того как, чем… тем): По мере того как стрелка часов приближалась к семи, возрастала тоска Буланина (К.); Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета (Пауст.).

В рамках отдельных разрядов сложноподчиненных предложений выделяются семантические разновидности, которые отличаются друг от друга значением, создаваемым под воздействием определенного лексического наполнения предложения. Так, среди целевых предложений выделяют собственно целевые, имеющие в главной части значение произвольного целенаправленного действия, и предложения антицели, передающие в главной части значение непроизвольного действия; ср.: Антипыч, чтобы не мешала ему Травка, привязал её дома (Пр.);Его [лагеря] легкие постройки возникали по утрам, чтобы с заходом солнца исчезнуть, оставив на песке городские отходы: увядшие дынные корки, яичную скорлупу и газетные лоскутья (И. и П.).

Относительно-распространительные сложноподчиненные предложения составляют небольшой и внутренне цельный класс. Эти предложения организуются любым союзным словом с вмещающим значением; придаточная часть, вводимая союзным словом, всегда постпозитивна (или — при осложнении главной части полупредикативной конструкцией — интерпозитивна): Шаврину принято называть сказочницей, что вообще-то верно (Е.Д.); Корейко, вздыхая, выдал недостающие деньги, взамен чего получил своё жизнеописание в жёлтой папке с ботиночными тесёмками (И. и П.); А деревья всерьёз начали стрелять, как бывает только в самый сильный мороз (Пр.); Покраснев сквозь загар, отчего лицо его только стало ещё смуглей, Тройников сказал сдержанно: «Прошу извинить за опоздание» (Бакл.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой