Совершенствование локального модельного обеспечения компьютерных систем управления транспортными потоками
Качество управляющих воздействий на транспортные потоки в эрожной сети характеризуется набором показателей, поэтому учитывая ногообразие требований к управлению его оптимизацию необходимо эоводить в рамках многокритериальной задачи, однозначное решение >торой может быть получено путем введения дополнительных ограничений, эмпоненты целевой функции (длительность задержки, число остановленных 3… Читать ещё >
Содержание
- ЛАВА 1. АНАЛИЗ МОДЕЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ
- ЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МАКРО ПОДХОДА К МОДЕЛИРОВАНИЮ ГРАНСПОРТНОГО ПОТОКА
- 2. 1. Особенности компьютерных систем управления ТП
- 2. 2. Макроскопические модели транспортного потока
- 2. 3. Основные понятия и определения, касающиеся транспортного потока
- 2. 4. Объект управления
- 2. 5. Критерии качества
- ЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ /ПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ
- 3. 1. режимы работы пересечений
- 3. 2. Оценка критериальных функций
- 3. 3. Учет неоднородности состава потока
- 3. 4. Расчет схем организации движения и управляющих воздействий
- 3. 5. Формализация оптимизационной задачи
- 3. 6. Описание постановки задачи и алгоритмов решения
- 3. 7. метод решения многокритериальной задачи
- ЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ РАСЧЕТА /ПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ НАТУРНЫХ И МОДЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
- 4. 1. Задачи, объект и методика проведения исследования
- 4. 2. Стохастическая модель пересечения
- 4. 3. Анализ аварийности на объекте исследования
Рост темпов автомобилизации сопровождается рядом негативных юследствий, характерных в первую очередь для крупных городских эбразований, такими, как перенасыщенность транспортными средствамилично-дорожных сетей, загрязнение атмосферы отработавшими газами, аварийность и др.
В развитых странах признано в качестве важнейшего условия нормализации ситуации в городах применение компьютерных систем для управления транспортными потоками. В большинстве крупных городов мира функционируют и постоянно развиваются подобные системы, :овершенствуется их программно-алгоритмическое обеспечение.
В Российской Федерации в 70-х, 80-х годах в рамках государственных научно-технических программ проводились работы по созданию подобных юмпьютерных систем в городах. Были введены в строй более 150 магистральных и несколько десятков общегородских систем, технические зредства некоторых из которых базировались на микропроцессорной технике 1 по существу представляли из себя распределенные вычислительные системы.
Однако в последнее десятилетие резко сократились как объемы исследований, так и объемы опытно-конструкторских и внедренческих работ, направленных на создание систем управления движением. Лишь в последнее зремя наблюдается некоторое оживление деятельности в этой области. Причем, поскольку стоимость систем весьма значительна, а ресурсы, соторые могут быть направлены в рассматриваемую область ограничены, эсобое внимание стало обращаться на отечественные изделия. В этой связи: ледует отметить разработки АОЗТ «Автоматика» (г. Омск), традиционно с fO-x годов ведущее предприятие по реализации информационных гехнологий в управлении движением. о
Особенно активно стали развиваться технические средства при существенном отставании в развитии от потребности практики модельного эбеспечения.
В связи с изложенным, как первоочередная, возникает задача совершенствования модельно-алгоритмического обеспечения компьютерных систем управления транспортными потоками (ТП) и, в частности, методов эасчета воздействий, обеспечивающих оптимизацию принятия решений.
Моделированием, а также методами управления ТП занимались в ЗССР, США, Великобритании, Японии и др. специалисты в различных эбластях знания. Однако вопросы моделирования и управления ТП на локальных пересечениях недостаточно исследованы и освещены в литературе. Поэтому необходимо, наряду с развитием моделей, разработать методы принятия управленческих решений. Изложенное явилось предметом исследования.
Научные основы исследования — фундаментальные работы Моисеева H.H., Растригина Л. А., Бусленко H.H., а также разработки Робертсона Д., Питтла Д., Хилажева Е. Б., Клинковштейна Г. И., Кременца Ю. А., Печерского VI.П. и др.
Работы этих и многих других авторов создали предпосылки дальнейшего совершенствования математического обеспечения <омпьютерных систем управления ТП.
Настоящее исследование базируется также на результатах разработок03 «Автоматика», «Мосгортрансниипроект», НИЦ ГИБДД МВД России, VI АД И, МГИЭМ.
Цель диссертационной работы — создание путем теоретического эбобщения моделей ТП, а также методов принятия на их основе локальных /правляющих решений.
Достижение этой цели связано с необходимостью решения следующих задач: разработка методов, математических моделей и алгоритмов) птимизации воздействий на ТП, включая распределение потоков на юкальном пересечении- разработка стохастической модели для оценки качества принятия юшений- анализ работоспособности методов и моделей.
Основным научным результатом диссертации является создание сомплекса моделей и алгоритмов, в совокупности составляющих методологию расчета воздействий на ТП на локальном пересечении.
Новизна работы заключается в постановке, формализации и решении задачи расчета воздействий на ТП по комплексу показателей, а также в стохастической модели анализа качества принятия решений.
На защиту выносятся следующие научные результаты:
1. Постановка и формализация задачи принятия управляющих решений на локальном пересечении.
2. Математические модели, методы решения.
3. Стохастическая модель оценки качества принятия решений.
Достоверность результатов работы подтверждается апробированием научных основ исследования, базированием на фундаментальных трудах этечественных и зарубежных ученых, внедрением в практику.
Основной практический результат исследования — внедрение разработанных методов, математических моделей и алгоритмов в практику проектирования и функционирования автоматизированных систем управления дорожным движением в городах.
Результаты диссертационной работы используются при чтении лекций .
Основные результаты диссертации опубликованы в 4 работах. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и
приложений.