Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная тенденция представляет значительную угрозу большинству государств мира, характеризующихся полиэтническим составом общества. Так, на фоне обострения национального самосознания и стремления к цивилиза-ционно-культурной интеграции объективно изменяются принципы социального и политического строительства, ведя к центробежным тенденциям, дестабилизируя общество и ослабляя государство. Это делает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методология исследования национального вопроса
    • 1. Национальный вопрос как политико-правовая категория
    • 2. Правовые и политические способы решения национального вопроса
    • 3. Национальный вопрос как предмет государственной национальной политики России
    • 4. Институционализация национального вопроса в российском законодательстве
  • Глава II. Национальный вопрос в эпоху глобализации: регионализация национальной политики и права
    • 1. Институционализация права наций на самоопределение в международном законодательстве: история и современность
    • 2. Легитимация национальных интересов и национальные проблемы в современном мире
    • 3. Национальное государство в эпоху глобализации: институциональные политические и правовые подходы
    • 4. Политико-правовая регионализация национального вопроса: традиционализм, национализм, ксенофобия
  • Глава III. Институциональные политические и правовые особенности национального вопроса в России
    • 1. Национальный вопрос в истории России: проблемы этнокультурной самоидентификации и становления государственности
    • 2. Институт этнических прав и свобод по российскому законодательству: основные проблемы и противоречия
    • 3. Мультикультурализм как политико-правовая доктрина решения национального вопроса
    • 4. Российский федерализм и национальный вопрос: политико-правовые тенденции

Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Политико-правовой опыт последних десятилетий показывает, что процессы глобализации сопровождаются обострением межнациональных отношений во многих регионах мира. Причины такой парадоксальной ситуации кроются в противоречии между общей тенденцией универсализации политики и права, которая в сфере межнациональных отношений выражена как легитимация этнонациональных прав и свобод и региональными трудностями импликации данной тенденции. Унифицирующая функция глобализации в сфере этнокультуры фактически приводит к наращиванию консервативных ориентаций не только в общественном сознании, но и в политико-правовой практике многих государств. Процессы глобализации в сфере национальной жизни характеризуются тремя основными признаками: 1. Рост национального самосознания, стремление к самоопределению и самореализации. 2. Интернационализация жизни наций, стремление к сближению и интеграции на основе обмена материальными, духовными и научными ценностями. 3. Цивилизационная интеграция, объединение в целях самозащиты на основе родственности истории и культуры, религии и мировоззренческих стереотипов.

Данная тенденция представляет значительную угрозу большинству государств мира, характеризующихся полиэтническим составом общества. Так, на фоне обострения национального самосознания и стремления к цивилиза-ционно-культурной интеграции объективно изменяются принципы социального и политического строительства, ведя к центробежным тенденциям, дестабилизируя общество и ослабляя государство. Это делает национальный вопрос основным вопросом национальной политики многих государств. К сожалению, политико-правовая практика часто идет по пути нивелирования этнокультурной определенности либо основывается на прямом или косвенном регулировании этнического состава населения. Последнее наглядно пред" ставлено в правовой национальной политике государств Западной Европы и США, что является прямым нарушением принципов и норм прав и свобод человека и не может вести к эффективному решению национальных проблем. Поскольку национальный вопрос отражает уровень реализации этносами и нациями закрепленной в международном праве возможности реализации своей этнокультурной идентичности, своего дальнейшего развития и самоопределения, то его адекватное решение возможно лишь на основе последовательной реализации прав и свобод человека, включающих этнонациональную определенность в качестве одного из основных компонентов. При этом необходимо признать, что универсальных политико-правовых технологий решения этой проблемы не существует, поскольку во многом содержание национального вопроса определяется особенностями истории, культуры, социума народов, представляющих единое государственное целое.

Для России национальный вопрос всегда был предметом особого внимания. Государство, в котором проживает более 180-и национальностей, должно рассматривать национальную политику одним из основных приоритетов в своей деятельности по обеспечению безопасности и процветания граждан. Следует отметить взвешенность и эффективность государственной национальной политики России на всех этапах ее истории. При этом отмечаемая порой некоторыми учеными и публицистами русификация никогда не имела места. Имперская Россия выработала такой эффективный принцип национальной политики, позволяющий реализовывать в большом объеме национальную идентичность народов, ее населяющих, как сотрудничество. Нужно признать, что больших успехов национальная политика достигла в Советском Союзе в ходе формирования новой гражданской идентичностисоветского народа. Однако практика репрессий и депортаций значительно снизила достижения в этой сфере. Современная Россия отличается достаточно последовательной национальной политикой, правовую основу которой составляет значительный законодательный пласт, включающий международные и внутренние нормативно-правовые документы, реализующие нормы эт-нонациональных прав и свобод.

Вместе с тем следует признать и то, что нормы и институты, действующие в сфере регулирования этнонациональных отношений России, чаще всего представляют собой рецепции западноевропейского политико-правового опыта. В то же время национальный вопрос в России имеет собственную историю и социокультурную специфику, что должно быть выражено в политике и праве. В этом смысле количество принимаемых нормативно-правовых актов, защищающих этнические права и свободы, не может быть свидетельством благополучия в этой сфере общественных отношений. В таком контексте институционально-правовой анализ национального вопроса является практически своевременным и теоретически актуальным, способствует выработке адекватной политической стратегии государства и формированию адекватного правового обеспечения сферы межнациональных отношений.

Степень научной разработанности проблемы. Национальный вопрос давно стал предметом исследования социологов, политологов, юристов, этиологов, социальных психологов, большое внимание рассмотрению этой проблемы уделяют конфликтологи. Между тем, институционально-правовой анализ национального вопроса предпринимался крайне редко, и автору диссертации неизвестны специальные исследования, посвященные этой теме. Тем не менее, следует отметить, что разработанность методологической и концептуальной составляющей этой проблемы позволяет проводить достоверную институционально-правовую интерпретацию национального вопроса в России.

Так, говоря о методологическом аспекте, необходимо указать на важность для проводимого исследования работ таких социологов, политологов, этнологов и демографов, как Г. С. Денисова, С. Р. Дерябина, JI.JI. Рыбаков-ский, JI.JI. Хоперская, А. А Сусоколов., М. Н. Губогло, Н. М. Лебедева,.

М.О. Мнацаканян, Э. А. Паин, B.C. Белозеров, А. В. Топилин, М.А. Фадеиче-ва, С. М. Широкогорова и некоторых других, которые исследуют систему понятий, используемых при анализе этнодемографических и этнополитических процессов, вопросы, связанные с адаптационными процессами этнических групп, их субъективной и объективной сторонами.

В концептуальном плане теоретико-методологический и политико-правовой анализ национального вопроса, который представлен такими авторами, как Р. Г. Абдулатипов, П. П. Баранов, В. Ю. Верещагин, Ю. Г. Волков, Л. М. Дробижева, В. Н. Карпов, В. И. Мукомель, Э. В. Пономарева, В.А. Тиш-ков, В. Ю. Шпак, А. А. Контарев, В. В. Черноус, Д. Ю. Шапсугов, Ю.Г. Запруд-ский, Е. И. Степанов, Е. И. Филиппова, И. П. Чернобровкин и некоторыми другими исследователями. В их работах исследуется комплекс социокультурных и правовых условий интеграции социумов, влияние политических и мировоззренческих факторов на институцианализацию национального вопроса, проблемы, связанные с национальной и этнокультурной идентичностью народов России.

Для институционально-правовой постановки проблемы национального вопроса важное значение имеет научный подход, культивируемый такими авторами, как М. В. Пучкова, Р. В. Сапожников, С. В. Соколовский и некоторыми другими юристами. Данные исследователи внесли большой вклад в исследование социокультурных, политических и правовых аспектов национального вопроса, в научную разработку проблемы формирования этнона-циональной политики Российской Федерации.

Тем не менее, институционально-правовой подход в этих работах не получил достаточного развития. Поэтому национальный вопрос требует специальной институциональной интерпретации, что может сыграть важную роль в формировании адекватной системы политико-правового регулирования этнокультурной сферы в российском варианте.

Объектом диссертационного исследования является национальный вопрос как совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между этносами, нациями, национальными группами и народностями в России.

Предметом диссертационного исследования выступает институционально-правовое измерение национального вопроса.

Цель диссертационного исследования заключается в институционально-правовом анализе национального вопроса как предмета государственной национальной политики России. ^ Реализация цели исследования достигается посредством решения следующих задач:

1. Интерпретировать национальный вопрос как политико-правовую категорию.

2. Систематизировать правовые и политические способы институцио-нализации национального вопроса и определить его место в структуре предмета государственной национальной политики России.

3. Обосновать специфику институционально-правового анализа этно-национальных и этнокультурных отношений в России.

4. Выявить современные формы легитимации и легализации нацио-* нальных интересов.

5. Классифицировать политические и правовые подходы к рассмотрению национального и государственного суверенитета и политико-правовые формы регионализации национального вопроса.

6. Дать политико-правовую трактовку этнокультурной самоидентификации в контексте становления российской государственности и институцио-нализации этнических прав и свобод в российском законодательстве.

7. Критически оценить альтернативные политико-правовые доктрины решения национального вопроса в контексте институционально-правового анализа тенденций развития российского федерализма.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В реализации поставленных задач были использованы современные научные методы, применяемые в юриспруденции: сравнительно-правовой, логико-правовой, статистический, социально-правовой, юридической компаративистики и конфликтологии, контент-анализ газет, журналов и другие.

Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя: сравнительный анализ информационных источников, содержащих сведения о национальных отношенияхвсесторонний анализ статистических данных о национальном составе населения Российской Федерацииизучение научной и публицистической литературы по данному вопросу.

Нормативно-правовой основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области этнических меньшинствфедеральные и региональные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к этничностиКонцепция государственной национальной политики Российской Федерациимеждународные документы в области предотвращения и ликвидации расовой и этнической дискриминации, защиты прав национальных меньшинств.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

— дано определение национальному вопросу как политико-правовой категории;

— обоснованы роль и значение национального вопроса как элемента государственной национальной политики;

— выявлены институциональные противоречия российского законодательства, имеющего отношение к этничности;

— систематизированы формы правовой институционализации права наций на самоопределение в международном законодательстве;

— показана ведущая роль правовой институционализации национального и государственного суверенитета в решении национального вопроса;

— классифицированы и критически оценены основные институционально-правовые подходы к решению национального вопроса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальный вопрос как политико-правовая категория выражает содержание, форму и структуру общественных отношений, возникающих по поводу реализации этносами, нациями и народностями права на реализацию самобытности своей культуры, образа жизни, государственных ценностей и традиций, составляющих основу их исторического существования в миресоставляет предмет политической и правовой науки в части, касающейся познания политических и правовых методов этнонациональной идентификацииобозначает проблемное политико-правовое поле формирования правового государства и гражданского общества в условиях полиэтничности.

2. Национальный вопрос является основным элементом государственной национальной политики в полиэтническом обществе, определяющей деятельность государства, политических партий и объединений, общественных неправительственных организаций и граждан, направленную на реализацию потребностей и интересов наций, этносов, народностей, национальных и этнических групп. Концептуализация национального вопроса в политической стратегии государства позволяет сформировать систему институционализированных в политике и праве этнополитических отношений по поводу социального, политического, культурного осуществления национальной, этнической и культурной идентичности.

3. Российское законодательство, имеющее отношение к национальному вопросу, содержит институциональные противоречия, выражающиеся в непоследовательном политико-правовом обеспечении реализации этнических прав и свобод. Основные группы противоречий формируются, во-первых, на основе двойственной нормативно-правовой регламентации статусности (гражданской и этнической составляющих) — во-вторых, на нарушении принципа правового равенства в регулировании общественных отношенийв-третьих, поскольку законодательство, имеющее отношение к этничности, в первую очередь направлено на реализацию прав и свобод малых этносов и наций, объем этнических прав и свобод значительно уже гражданских, что также ведет к правовому неравенствув-четвертых, на фактическом ущемлении прав и свобод русского народа, поскольку он не рассматривается в качестве объекта и предмета этноправового регулирования.

4. Глобализационные процессы, основанные на современной концепции прав и свобод человека, инициируют три объективные тенденции правовой институционализации национальной идентичности в международном законодательстве:

— формирование нормативно-правового обеспечения развития наций, их самореализации, политического и культурного самоопределения;

— универсализация права, обусловливающая интернационализацию культуры, общественной и политической жизни;

— политико-правовая регионализация, определяющая цивилизационную интеграцию как средство обеспечения безопасности, сохранения и развития культуры, религии и мировоззренческих установок.

Для российского политико-правового пространства решения национального вопроса это имеет следствия, во-первых, в виде универсализации, ведущей к этнонациональному нивелированиюво-вторых, в интернационализации, означающей взаимопроникновение культурв-третьих, в регионализации, ведущей к развитию консервативных тенденций в политике и праве национальных государств.

5. В современной России ведущую политико-правовую роль в решении национального вопроса играет государственный и этнический суверенитет. Государственный суверенитет представляет собой территориальную целостность, политическую самостоятельность государства в вопросах внутренней и внешней политики. Этнический суверенитет есть правовая возможность этносов, народов, наций выражать свою политическую волю посредством публичных институтов власти. Поэтому государственный суверенитет является необходимым институциональным политическим и правовым условием реализации национального суверенитета. Соответственно возникающая в контексте современной глобализации тенденция редукции государственного суверенитета является угрозой этническому суверенитету.

6. В решении национального вопроса используются два основных институциональных политико-правовых подхода: паритетный, реализующийся в политике обеспечения этнических меньшинств всей совокупностью прав и свобод наравне с этническим большинствомдоминантный, предполагающий политику особой защиты национальных и этнических меньшинств, которая обусловлена признанием их особых потребностей и отсутствием возможности их обеспечения. В российской национальной политике институционализирован доминантный подход, который ведет к противоречиям в реализации этнических и национальных прав и свобод.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке институционально-правовой характеристики национального вопроса. Материалы диссертации могут быть основой более глубокого и детализированного научного исследования по вопросам регулирования правоотношений государства, этносов, наций и народностей.

Материалы диссертационного исследования и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке комплексных федеральных программ для планомерного обеспечения решения национального вопроса в России, в разработке и проведении новой национальной политики государства в целях совершенствования законодательства, имеющего отношение к этничности.

Материалы диссертации могут быть также использованы в учебном процессе при преподавании курсов по юридической конфликтологии и этнологии, при проведении занятий со специалистами служб органов внутренних дел, работающими с категорией этнических меньшинств.

Апробация результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертационного исследования отражены в статьях, опубликованных в академических журналах, сборниках материалов конференций, межвузовских сборниках научных трудов докторантов, адъюнктов и соискателей.

Полученные результаты исследования представлялись автором в научных докладах и сообщениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях и совещаниях, проводимых в Ростовском юридическом институте МВД России: «Миграционная политика в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2004), «Особенности международной миграции на юге России и Украины» (Ростов-на-Дону: Администрация Ростовской области,.

2004), «Миграционные процессы в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону,.

2005), «Национальная безопасность современной России: основные угрозы» (Ростов-на-Дону, 2005), а также нашли отражение в трех авторских публикациях. Работа обсуждена на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Национальный вопрос как совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между этносами, нациями, национальными группами и народностями в Россииэто один из актуальных вопросов государственной политики России. Главные особенности нашей страны заключаются не в том, что в ней проживает 180 национальностей. Сегодня в мире трудно найти моноэтническое государство. Глобализация и ее воздействие на миграционные процессы делают большинство современных государств полиэтническими. Главная особенность России заключается в том, что народы, составляющие государственное целое, веками проживают на своих территориях, обладают самобытной культурой, характеризуются существенными особенностями образа жизни, идентичностью в сфере государственности. Поэтому, в отличие от большинства стран, где количество национальностей даже больше, чем в России, наша страна должна рассматривать и фактически рассматривает национальный вопрос в ряду основных приоритетов государственной политики, поскольку он входит в сферу задач государственного строительства и управления. Специфика национального вопроса в России, таким образом, предполагает особенности реализации суверенитета наций, политико-правовых способов национального самоопределения, которые формировались в течение нескольких столетий и обрели форму современного российского федерализма.

Сказанное говорит о необходимости институционального уровня исследования национального вопроса в России, которое и было предпринято в диссертации.

В ряду основных задач исследования мы особое место отводим рассмотрению национального вопроса в структуре государственной национальной политики, операциональному применению его как категории анализа и как феномена политической и правовой жизни. Так, в диссертации обосновано, что национальный вопрос как политико-правовая категория выражает содержание, форму и структуру общественных отношений, возникающих по поводу реализации этносами, нациями и народностями права на реализацию самобытности своей культуры, образа жизни, государственных ценностей и традиций, составляющих основу их исторического существования в миресоставляет предмет политической и правовой науки в части, касающейся познания политических и правовых методов этнонациональной идентификацииобозначает проблемное политико-правовое поле формирования правового государства и гражданского общества в условиях полиэтничности.

При такой интерепретации полагаем очевидным, что национальный вопрос является основным элементом государственной национальной политики в полиэтническом обществе, определяющей деятельность государства, политических партий и объединений, общественных неправительственных организаций и граждан, направленную на реализацию потребностей и интересов наций, этносов, народностей, национальных и этнических групп. Концептуализация национального вопроса в политической стратегии государства позволяет сформировать систему институционализированных в политике и праве этнополитических отношений по поводу социального, политического, культурного осуществления национальной, этнической и культурной идентичности.

В контексте данных положений, позволяющих методологически корректно поставить проблему национального вопроса в теоретической области и найти адекватные средства ее анализа, выглядит обоснованным анализ российского законодательства, регулирующего сферу национальных отношений, ведущий к достоверным выводам. Существенным представляется вывод о том, что российское законодательство, имеющее отношение к национальному вопросу, содержит институциональные противоречия, выражающиеся в непоследовательном политико-правовом обеспечении реализации этнических прав и свобод. Основные группы противоречий формируются, во-первых, на основе двойственной нормативно-правовой регламентации статусности (гражданской и этнической составляющих) — во-вторых, на нарушении принципа правового равенства в регулировании общественных отношенийв-третьих, поскольку законодательство, имеющее отношение к этничности, в первую очередь направлено на реализацию прав и свобод малых этносов и наций, объем этнических прав и свобод значительно уже гражданских, что также ведет к правовому неравенствув-четвертых, на фактическом ущемлении прав и свобод русского народа, поскольку он не рассматривается в качестве объекта и предмета этноправового регулирования.

Национальный вопрос не является сферой, изолированной от многих других проблем. Всегда важны политический, правовой, идеологический, экономический и др. контексты, придающие смысловую направленность решению национального вопроса. В этом смысле глобализация является тем важнейшим контекстом, в котором национальный вопрос приобретает особое звучание, наполняется системой новых значений. Дело в том, что глобализа-ционные процессы, основанные на современной концепции прав и свобод человека, инициируют три объективные тенденции правовой институциона-лизации национальной идентичности в международном законодательстве:

— формирование нормативно-правового обеспечения развития наций, их самореализации, политического и культурного самоопределения;

— универсализация права, обусловливающая интернационализацию культуры, общественной и политической жизни;

— политико-правовая регионализация, определяющая цивилизацион-ную интеграцию как средство обеспечения безопасности, сохранения и развития культуры, религии и мировоззренческих установок.

Для российского политико-правового пространства решения национального вопроса это имеет следствия, во-первых, в виде универсализации, ведущей к этнонациональному нивелированиюво-вторых, в интернационализации, означающей взаимопроникновение культурв-третьих, в регионализации, ведущей к развитию консервативных тенденций в политике и праве национальных государств.

Так, основное следствие глобализации в сфере решения национального вопроса заключается в трансформации самого понятия суверенитета как ключевого института не только в международных отношениях, но и в процессе национального самоопределения наций. В настоящей работе показано, что в современной России ведущую политико-правовую роль в решении национального вопроса играют государственный и этнический суверенитеты. Государственный суверенитет представляет собой территориальную целостность, политическую самостоятельность государства в вопросах внутренней и внешней политики. Этнический суверенитет есть правовая возможность этносов, народов, наций выражать свою политическую волю посредством публичных институтов власти. Поэтому государственный суверенитет является необходимым институциональным политическим и правовым условием реализации национального суверенитета. Соответственно, возникающая в контексте современной глобализации тенденция редукции государственного суверенитета является угрозой этническому суверенитету.

В этих условиях важна политико-правовая стратегия решения национального вопроса, реализующаяся в соответствующих политико-правовых подходах. Так, выяснено, что в решении национального вопроса используются два основных институциональных политико-правовых подхода: паритетный, реализующийся в политике обеспечения этнических меньшинств всей совокупностью прав и свобод наравне с этническим большинствомдоминантный, предполагающий политику особой защиты национальных и этнических меньшинств, которая обусловлена признанием их особых потребностей и отсутствием возможности их обеспечения. В российской национальной политике институциализирован доминантный подход, который ведет к противоречиям в реализации этнических и национальных прав и свобод.

Полагаем, что выводы, сделанные в диссертации, в совокупности создают адекватную институционально-правовую модель содержания и функционирования национального вопроса в России, определяют перспективы его решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.) // Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  5. Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. // Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: Сборник документов / Сост. B.C. Овчинский. М., 2004.
  6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994.
  7. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 декабря 2000 г. // Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: Сборник документов / Сост. B.C. Овчинский. М., 2004.
  8. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169 МОТ) 1989 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  9. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1962 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  10. Декларация Организации Объединенных Наций о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. // Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
  11. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  12. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  13. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  14. Декларация о расе и расовых предрассудках 1978 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  15. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 2001 г.: Сборник нормативных правовых документов. М., 2004.
  16. Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности-и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994.
  17. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. Федеральный закон о его ратификации от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ.
  18. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1996.
  19. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 1998. № 1. Ст. 1.
  20. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 2001. 2 июня.
  21. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» //Российская газета. 2002. 2 февраля.
  22. Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269- 2000. № 1. Ст. 9- 2002. № 30. Ст. 3033.
  23. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ.
  24. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.
  25. Федеральный закон «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ.
  26. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации „О языках народов Российской Федерации“» от 11 декабря 2002 г. № 165-ФЗ.
  27. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. (с изменениями от 21.03.02).
  28. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ.
  29. Федеральный закон «Об общих принципах организации общественного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.
  30. Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. № 1550−1.
  31. Закон Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» от 9 октября 1992 г. № 1312−1 (с изменениями от 23.06.99 г., 27.12.2000 г., 30.12.01 г., 21.12.02 г.).
  32. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1
  33. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (с изм. от 25 декабря 1992 г.) // ВВС РФ. 1992. № 52. Ст. 3082.
  34. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. 1994. 24 декабря.
  35. ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212- 1997. № 3. Ст. 352- 2000. № 33. Ст. 3348.
  36. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
  37. Федеральный закон от 02.01.2000 года о ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 139.
  38. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 8. Ст. 659.
  39. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 5 июня (с изм. от 11.11.2003 г. № 151-ФЗ//Российская газета. 2003. 14 ноября).
  40. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий / Отв. ред. проф. В. Е. Севрюгин. М, 2004.
  41. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  42. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 26.
  43. Монографии, диссертационные исследования, статьи, тезисы и доклады на конференциях
  44. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М., 2000.
  45. Р.Г. Россия на пороге XXI в.: состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.
  46. А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995.
  47. С.С. Право: азбука, теория. Философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  48. С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1.
  49. С.А. Преступность и влияние на нее миграции населения: межэтнические конфликты. Незаконная миграция. Статистика // Следователь. 2002. № 3.
  50. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  51. А., Яковенко И. Что же такое общество // ОНС. 1997. № 2.
  52. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциоло-гия. М., 1999.
  53. М.М. Криминологическая характеристика последствий социально-демографических процессов // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1977. Вып. 27.
  54. П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов н/Д, 1996.
  55. В.П. Правовые режимы граждан и иностранцев в России и мире // Право и политика. 2003. № 4.
  56. В.П. Вторая всемирная конференция по правам человека // Московский журнал международного права. 1994. № 1.
  57. B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.
  58. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 2002.
  59. М.М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994.
  60. В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002.
  61. Г., Ильичев Г.В чем народ расходится с президентом // Известия. 2004. 20 марта.
  62. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Пер. с англ.: В 2 т. М., 1999. Т. 1.
  63. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  64. B.JI. Народ Вседержитель. М., 1997.
  65. Н.Ф., Гонов A.M. «По решению Союза ССР.». Нальчик, 2003.
  66. И.М. О состоянии немецкой нации: территориальный фактор в самосознании немцев // Полис. 1999. № 1.
  67. В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан //¦ Право и власть. 2002. № 3.
  68. И. Концепция национального развития, 1917−1989: элегия и реквиум // Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.
  69. И. Непреодолимые противоречия либерализма: права человека и права народов в геокультуре современной микросистемы // Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.
  70. А.А., Григорьянц В. Э. Региональное законодательство Ставропольского края в сфере национальных отношений // Право и этничность в субъектах Российской Федерации. М., 2004.
  71. В.Л. Правовая культура и экономические процессы в современной России // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.
  72. Н. Права национальных меньшинств в Российской Федерации // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия. Сборник докладов. Институт права и публичной политики. М., 2001.
  73. А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор // Общественные науки и современность. 2000. № 3.
  74. А.Г., Андреев Е. М., Трейвиш А. И. Перспективы развития России: роль демографического фактора // Научные труды ИЭПП. № 53.М., 2003.
  75. Н.Г. Основные демографические процессы // Культура и быт Северного Кавказа. М., 1968.
  76. М., Видра Д. Правовые аспекты межэтнических отношений в Российской Федерации // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.
  77. А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. № 5.
  78. Ю.В. Правовые основы статуса лиц, не являющихся гражданами России: история, современность, перспективы. М., 2003.
  79. У. Права человека. Демократия. Светская этика // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989.
  80. А.А. Воспоминания. М., 1980.
  81. М.Н. Развитие этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959—1989 гг. (по материалам переписи населения СССР) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1992. № 33.
  82. М.Н. О задачах этнополитической антропологии // Этно-политическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника: В 3 т. М, 1993. Т. 1.
  83. JI.O. Русский неотрадиционализм и сопротивление временам. М., 1998.
  84. А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2005. № 8.
  85. Ю. Глобализация преступности и преступность глобализации // Федерализм. 2002. № 1.
  86. П.Н. Об источниках законов некоторых губерний и областей России. СПб., 1875.
  87. Действующее международное право. М., 1995.
  88. Демографическая ситуация и формирование общего рынка труда государств-участников СНГ. Аналитический доклад // Экономика СНГ. М., 2001. Вып. 5.
  89. М.Р. Проблемы межэтнической дистанции: культурологические аспекты // Москва Кавказ: диалог культур. М., 1994.
  90. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.
  91. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996.
  92. Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов н/Д, 2003.
  93. С.Р. Россия и опыт мультикультурализма: «за» и «против» // Этнопанорама. 2005. № 1−2.
  94. А. Российский национальный проект: ответ на угрозы ксенофобии и терроризма // Российская газета. 2005. 19 января.
  95. В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1998.
  96. В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994.
  97. В.Д., Гонов A.M. Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма. Нальчик, 1995.
  98. В., Кадилаев А. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.
  99. А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Социологические исследования. 2004. № 10.
  100. А.В., Пядухов Г. А. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда // Социологические исследования. 2005. № 8.
  101. А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики: Этнополитический очерк. СПб., 1995.
  102. JI.M. Этничность в современном обществе: Этнополи-тика и социальные практики в Российской Федерации // Мир России. 2001. Т. X. № 2.
  103. JI.M., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
  104. .В. Запад для внутреннего потребления // Космополис. 2003. № 1,
  105. Закон о гражданстве Латвийской Республики // www.am.gov.lv
  106. А., Вовченко О. Ближнее 'зарубежье: республики бывшего СССР. М., 2001.
  107. В.Ю. Этничность и власть: некоторые аспекты становления новой этнополитики в современной России // Свободная мысль. 2003. № 6.
  108. Т. Граница без замков: Россия и Казахстан решили обойтись без вспаханных полос // РГ. 2005. 19 января.
  109. А. Экстремизм исламский или вахабистский? // Угроза ислама или угроза исламу? М., 2001.
  110. Н. Очерк демографического развития России в XX веке // Обозреватель. 2001. № 5−6.
  111. В.А. Экономические и демографические аспекты «внешней» миграции населения в России // Эмиграция и репатриация в России. М., 2001.
  112. ИА. История государства и права России: Учебник. М., 2001.
  113. В. Русские в мире. СПб., 1996.
  114. В.Т. Принцип равноправия избирателей и правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации // Конституционное развитие России. Саратов, 2000. Вып. 3.
  115. Кара-Мурза Г. С. Советская цивилизация. М., 2001.
  116. Карапетян J1.M. Государственно-национальные конфликты в регионах СНГ и международно-правовые основы их урегулирования // Московский журнал международного права. 2000. № 2.
  117. В.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений XXI века: Матер, междунар. симпозиума // Государство и право. 1998. № 7.
  118. В.В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2000.
  119. С. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001.
  120. С.И. Демократические шансы и этнополитические риски в современной России // Полис. 1999. № 2.
  121. Г. М. Некоторые вопросы переселенческого движения в Терскую область в пореформенный период // Из истории феодальной Кабар-ды и Балкарии. Нальчик, 1980.
  122. А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905.
  123. Р. Кооперативная безопасность: модель для 21 века. Гармиш-Партенкирхен, 1994. •
  124. С.В. Национальная политика и формирование территориально-законодательного устройства Российской империи (1800−1850-е гг.) // Политика и право. 2003. № 2.
  125. Г. Н. Реализация принципа равноправия в национальной политике Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3.
  126. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета. 1996. 16 июня.
  127. А.Г. Этнотерриториальный аспект становления Кабардино-Балкарской автономии //Res Publica. 2000. Вып. 1.
  128. Р. Кооперативная безопасность. Структурная схема для лучшего будущего? Ч. 1 // Терроризм и антитеррористическая деятельность. Гармиш-Партенкирхен, 1999.
  129. Ю. Роль органов исполнительной власти в обеспечении, национальной безопасности // Государственная служба. 2005. № 3.
  130. И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии. Избранные статьи. М., 1984.
  131. П. Еврейские объединения России на современном этапе. М., 2000.
  132. Г. Н. Принцип равенства прав человека: конституционное закрепление в России и государствах СНГ // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М., 2004. Т. I.
  133. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлова. М., 1996.
  134. Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М., 2004.
  135. А.А. Защита прав человека и основных свобод: перспективы формирования государственности современной России • // Полиция/милиция и права человека: Сб. статей. Ростов н/Д, 2001.
  136. А.А. Права и свободы человека в контексте формирования государственности современной России // Юрист-правовед. 2001. № 2.
  137. А.А. Идеи российской государственности. Ростов н/Д, 2001.
  138. А.А. Идеология национального консерватизма // Философия права. 2001, № 2.
  139. А.А. О роли социального законодательства в контексте правопонимания //Юрист-правовед. 2002. № 1.
  140. А. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.
  141. А.И. Глобальные.проблемы и политическое самосознание населения России // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.
  142. Е.А. Права человека в свете миграционных процессов // История государства и права. 2004. № 3.
  143. В. В начале пути: Ч. 3: Демографические и миграционные процессы среди немецкого населения СССР (СНГ') /./ Восточный экспресс. 1997. № 8.
  144. В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 2000. № 1.
  145. М.Н. Дискриминация // Национальная газета. 2001. № 4−5.
  146. О.Е., Пучков П. И. Основы этнодемографии. М., 1994.
  147. М.Н. Актуальные вопросы демографии. М., 1976.
  148. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.
  149. Курс демографии. М., 1985.
  150. Л.В. Комментарий к постановлениям Конституционного суда Российской Федерации. М., 2000.
  151. Н.М. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7.
  152. В.В. Универсальная цивилизация: болезнь роста и ее симптомы // Полития. 1999. № 3.
  153. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.
  154. М.М., Мельвиль А. Ю. «Переходный возраст» современного мира// Международная жизнь. 1999. № 10.
  155. К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции // Наш современник. 1990. № 7.
  156. А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997.
  157. И.И. Глобализация, государство, право, 21 век. М., 2000.
  158. В. Иностранцы в России и принцип «равенства всех перед законом и судом» // Правозащитник. 2000. № 1.
  159. Н.О. История русской философии. М., 1994.
  160. Ш. Р. Осуществление ленинской национальной политики на Северном Кавказе. Махачкала, 1979.
  161. В.В. Неравномерность развития создает' империю, изживание неравномерности ведет империю к кризису. Закат империй: Семинар // Восток. 1991. № 4.
  162. О. Права человека в современной России // Власть. 2003. № 10.
  163. О.А. Европа как конституирующий иной России // Россия и Европейский союз: Матер, междунар. конф. Калининград. 2003.
  164. Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и матер. М., 1993.
  165. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
  166. М.О. Нации и национализм. М., 2004.
  167. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. № 1.
  168. В.И. Доклад на Междунар. конф. «Межэтнические отношения на Северном Кавказе: деятельность НПО по обеспечению равных возможностей для этнических меньшинств». Москва, 10 июня 2004 г.
  169. Народонаселение. Энциклопедический словарь / Под ред. А .Я. Кваша, Г. Г. Меликьян, А. А. Ткаченко. М.: Большая российская энциклопедия, 1994.
  170. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1997.
  171. Население России за 100 лет 1897−1997: Стат. сб. Государственного комитета по статистике. М., 1998/
  172. А.И. Конец эпохи большого модерна. М., 1999.
  173. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  174. Нухаев Х.-А. Ведено или Вашингтон. М., 2001.
  175. Обзор положения афганских детей-сирот на территории Российской Федерации. М., 2000.
  176. Обеспечение национальной безопасности России: проблемы, пути решения. Ростов н/Д, 2003. Ч. 1−2.
  177. А.Г., Черепова О. И. Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. Положение мес-хетинских турок. П., 1996.
  178. С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
  179. JI.B. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5.
  180. Э.А. Традиционализм национализм — ксенофобия // Этно-панорама. 2004. № 1.
  181. А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.
  182. В.Б. Национальные и государственные интересы России: игра слов или игра слова? // Полис. 2000. № 1.
  183. В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951. .
  184. Политическая социология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.
  185. Политический дискурс: национальный и государственный интерес в современной мировой политике // Полис. 2000. № 1.
  186. Правовое и политическое взаимодействие: Сб. тезисов всероссийской науч.-теоретической конф. Ростов н/Д, 2004.
  187. Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона: Матер, междунар. конф. Ставрополь, 14−17 сентября 1998 г. Ставрополь, 1999.
  188. В. Геополитика и безопасность России: цивилизационный аспект//Обозреватель. 2000. № 2.
  189. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи. 1897. Краткие общие сведения по империи. Распределение населения по главнейшим сословиям, вероисповеданиям, родному языку и по некоторым занятиям. СПб., 1905.
  190. В.Т. Этносы и национальные интересы народов России // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
  191. Пути мира на Северном Кавказе. М., 1999.
  192. М.Р. Проблема оптимизации межэтнических отношений в условиях многосоставного общества (южно-российский контекст) // Философия права. 2003. № 1.
  193. М.Ш. Дагестанские русские. Махачкала, 2001.
  194. .Б. Введение в социальную географию. М., 1999.
  195. Российская Федерация сегодня. Общественно-политический журнал Федерального собрания-Парламента РФ. 2005. 17 сентября.
  196. Российская Федерация сегодня. Общественно-политический журнал Федерального собрания-Парламента РФ. 2005. 18 сентября.
  197. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
  198. Российский статистический ежегодник. М., 1997.
  199. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. Кн. 1. М., 2001.
  200. М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе: философско-методологический анализ. СПб., 1996.
  201. Роттердамская хартия. Охрана правопорядка силами полиции в полиэтническом обществе. Составлена на Роттердамской конференции 30 мая 1 июня 1996 г. Ростов н/Д, 2003.
  202. А.Д. Международная безопасность: формирующаяся повестка дня // Вооружения, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ. 1997.
  203. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. 1998. № 6.
  204. М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.
  205. Р.В. Постсоветское государство как генератор конфликтов // Социологические исследования. 1999. № 5.
  206. П.Н. Миграция культуры // Исход к Востоку. София, 1921.
  207. М.С. Договорно-правовое регулирование федеративных отношений в России // Российский юридический журнал. 1998. № 4.
  208. А.Т. Глобализм: суть, угрозы, альтернативы. Ростов н/Д, 2003.
  209. В.Н. Социальное законодательство в США (историко-tei- правовые аспекты) // Государство и право. 1999. № 1.
  210. Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. 1998. № 9.
  211. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
  212. Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. XLVI.
  213. Сборник постановлений пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). М., 2003.
  214. А.П. Российская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
  215. В.Н. Правовые системы и правовые семьи // Теория государства и права: Курс лекций. М, 1957.
  216. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.
  217. Словарь иностранных слов. М, 1979.
  218. И. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И. Национальный вопрос. JI., 1996.
  219. Статистический ежегодник. Ростов н/Д, 2002.
  220. Статистический сборник. Социально-экономическое положение России. М., 2001.
  221. Ф.А. Россия между Европой и Азией // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993.
  222. A.JI. Униполярность (Концентрическая структура нового миропорядка и позиция России) // Полис. 1997. № 2.
  223. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  224. С.В. Концептуализация этнонациональной политики в текстах республиканских конституций // Право и этничность в субъектах Российской Федерации. М., 2004.
  225. А.В. О некоторых аспектах права на национально-культурную автономию // Политика и общество. 2005. № 1.
  226. П.П. К преодолению революции // Наш современник. 1992. № 2.
  227. Н. «Горячие точки» России. М., 1999.
  228. А.А. Русский этнос в двадцатом веке: этапы кризиса экстенсивной культуры // Мир России. 1994. № 2.
  229. А.А. Роль миграции в истории русского этноса. М., 1998.
  230. Теория государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1985.
  231. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005.
  232. В.Б. «Глобальное содружество»: разумное единство противоположностей в мировой системе государств // Политические исследования. 1997. № 2.
  233. Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8.
  234. В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996.3.
  235. В. Этничность и право в современной России // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.
  236. В.А. Забыть о нации // Полис. 2001. № 1.
  237. В.А. Культурное многообразие в современном мире // Этнографическое обозрение. 2005. № 1.
  238. Толковый словарь современного русского языка / Под ред. Г. Н. Скляровой. М., 2001.
  239. А.А., Корюхина А. В. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Этнологическое обозрение. 1995. № 3.
  240. А.В. Взаимодействие этнодемографических процессов и их последствий: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 1993.
  241. О. Столкновение с будущим. М., 2004.
  242. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.
  243. Управление социальными процессами: теория и практика. Ростов н/Д, 1997.
  244. Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. М., 2002.
  245. Э. Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм. М., 2002.
  246. А.И. Этнические меньшинства и национализм // Российский бюллетень по правам человека. 1996. Вып. 8.
  247. С. Столкновение цивилизаций? // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  248. Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Социально-философский анализ. Ростов н/Д, 2001.
  249. Хомяков А. С Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. № 3.
  250. Н. Межнациональные отношения и безопасность России // Россия и мусульманский мир. 1998. № 4.
  251. JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1997.
  252. Т. Правовые механизмы и процедуры для предотвращения и решения национальных конфликтов из опыта швейцарской Конституции // Казанский федералист 2003. № 3.
  253. П.А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений // Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.
  254. П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная.
  255. Критический анализ международно-политической концепции // Полис. 2000. № 3.
  256. Я. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
  257. В.В. Опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе // Стратегия национальной политики на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1995.
  258. В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Советское государство и право. 1989. № 10.
  259. Т- 273. Шаклеина Т. А. Концепция «нового атлантического сообщества"и безопасность России//США. 1997. № 2.
  260. В. Этносы как открытые и закрытые системы // Этнопо-литический вестник. 1995. № 2.
  261. О., Тихонова Н., Пахомова Е- Человеческий потенциал России // Общественные науки и современность. 1995. № 4.
  262. И.Ч., Ефремова М. Ю. Работа полиции с населением и учет этнических особенностей граждан в деятельности полицейских ведомств. Анализ зарубежных стран: Монография. Ростов н/Д, 2004.
  263. В. Гражданин РФ, которому отказывают в признании ц- гражданства: Закон. Комментарий. Практика // Человек и закон. 2003. № 7.
  264. ., Карапетян Л. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
  265. Экономические интересы России на Дальнем Востоке. М., 1918. Вып. 1.
  266. М.Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений XXI века: Матер, междунар. симпозиума // Государство и право. 1998. № 7.
  267. Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.,. 999.
  268. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.
  269. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.
  270. Т.Н. Развитие российского законодательства в сферах конституционно-правового регулирования статуса иностранных граждан // Северо-Кавказский юридический вестник. 2003. № 3.
  271. А. Россия-Евросоюз: пространство свободы, безопасности и правосудия // Российская газета. 2005. 1 апреля.
  272. И.Л., Вощинин В. П. Учение о колонизации и переселениях. М.- Л., 1926.
  273. Martin Т. The Affirmative Action Empire. Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923−1939. Ithaca and London: Cornel University Press, 2001.
  274. Second report on Latvia. Adopted on 14 December, 2002 // European Commission against Racism and Intolerance. CRI (2002) 21// www.interethnic.ru
Заполнить форму текущей работой