Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Функциональное состояние студентов с нарушением осанки в процессе физического воспитания на младших курсах медицинского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, физическое развитие и медицинские проблемы студенчества все более привлекают пристальное внимание медицинской общественности. По данным К. Левит (1993), 50% детей школьного возраста страдают нарушением осанки, причем их доля растет в прямой зависимости от возраста и к моменту окончания школы, лицея или гимназии еще более возрастает. По данным А. Н. Каралин и соавт., 2001 в школах… Читать ещё >

Содержание

  • Список принятых сокращений

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ (обзор литературы)

1.1. Медико-социальные аспекты нарушения осанки

1.2. Медицинский статус студентов высших учебных заведений

1.3. Ранняя диагностика нарушений осанки у студентов-медиков

1.4. Современные подходы к функциональной коррекции нарушения осанки у студентов высших учебных заведений медицинского профиля

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика наблюдаемого контингента

2.2. Методы исследования

2.3. Методы статистической обработки

2.4. Организация исследования

Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ ПО ТИПУ ПЛОСКО-ВОГНУТОЙ СПИНЫ

Глава 4. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗа С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Глава 5. ДАННЫЕ КОМПЛЕКСНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

5.1. Результаты антропометрического обследования

5.2. Данные функциональных методов исследования

5.2.1. Результаты обследования студенток на аппаратном программируемом комплексе (АПК) «Валео-тест» в динамике

5.2.2. Характеристика наблюдаемого контингента по данным топографической фотометрии на АПК «Супер-М»

5.2.3. Данные динамического электронейромиографического тестирования на АПК «Оскор»

Функциональное состояние студентов с нарушением осанки в процессе физического воспитания на младших курсах медицинского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время в стране существенно возрос отряд студенческой молодежи, высшее образование стало приоритетным среди других ценностей цивилизации (Phan, 2003; Cole et al., 2004; Powis, 2004; Stetto et al., 2004; Zelano et al., 2004). Народное хозяйство страны испытывает серьезный дефицит в научных и инженерных, медицинских кадрах, который растет из года в год (П.И. Храмцов, 1993; А. П. Потапчук и соавт., 2001).

Вместе с тем, физическое развитие и медицинские проблемы студенчества все более привлекают пристальное внимание медицинской общественности. По данным К. Левит (1993), 50% детей школьного возраста страдают нарушением осанки, причем их доля растет в прямой зависимости от возраста и к моменту окончания школы, лицея или гимназии еще более возрастает. По данным А. Н. Каралин и соавт., 2001 в школах и других учебных заведениях России функциональные нарушения позвоночника выявляются у 50% мальчиков и у 70% девочек с тенденцией увеличения с возрастом. Еще более убедительны сведения из Московской государственной академии физической культуры, согласно которым нарушения осанки были выявлены у 80,8% обследованныхиз них: тот или иной эффект осанки был обнаружен у 60% дошкольников, у 80% школьников и у 92% взрослых (И.А. Котешева, 2002).

В последние годы отмечается существенный рост как уровня, так и тяжести вертеброгенной патологи (Е.Г. Бондаренко, 2001).

Доказано, что дефекты осанки оказывают неблагоприятное действие на состояние внутренних органов, отрицательно сказываясь, в первую очередь, на деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на работе пищеварительной системы. Эти изменения сопровождаются снижением адаптационных механизмов организма, их ослаблением и ухудшением сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, снижением трудоспособности человека. Эти изменения укладываются в рамки теории системогенеза, предложенной П. К. Анохиным (1980), и возникновения стресс-реакции.

В настоящее время население крупных городов и городов-мегаполисов страны обитает в условиях неудовлетворительного социально-экономического уровня развития города, а загрязнение окружающей среды приводит к напряжению гомеостатических систем организма с его отрицательными последствиями для физического развития. Последнее является важнейшим аспектом изучения здоровья населения в определенной социальной и природной среде, поскольку является объективным маркером уровня адаптации и здоровья населения (Г.Л. Апанасенко, 1985;Т. В. Хутиев и соавт., 1991; Р. Крейз, 1999; П. И. Храмцов и соавт., 1999; А. В. Чоговадзе и соавт., 2000; А. П. Потапчук и соавт., 2001; Ferrari et al., 2002; Patchay et al., 2003; Yakushin et al., 2003).

Оценка физического развития, выявление нарушений осанки у детей и подростков изучено достаточно полно, как и пути сохранения, профилактики и коррекции этих нарушений в фундаментальных научных исследованиях (Б.А. Причев, 1996; П. И. Храмцов, 1998; С. Н. Бакурский, 1999; Р. Крейз, 1999; Е. Г. Бондаренко, 2001; В. В. Клестов, 2004). Однако подобные исследования у студентов медицинских ВУЗов лишь единичны и посвящены отдельным аспектам проблемы, не решающие проблему в целом (В.П. Шлыков, 1974, JI.K. Протасова и соавт., 2000).

Ранняя диагностика нарушения осанки позволяет своевременно назначить соответствующие корригирующие мероприятия. Вместе с тем применяющиеся в настоящее время методики исправления даже незначительных отклонений в осанке требуют длительных целенаправленных занятий, тщательного и точного выполнения студентами целого комплекса мероприятий. Последнее особенно сложно, поскольку у студентов с их перегруженностью учебного процесса, различием в формах нарушений, а также разноречивостью в подходах и осуществлении разных по восприятию упражнений в связи с их однообразием и продолжительностью эффективность конечного результата сильно разнится. Поэтому очень важна разработка таких комплексов упражнений, которые бы включали в себя элементы спорта, игры, большего разнообразия и целенаправленного воздействия на наиболее заинтересованную группу мышц при конкретных формах нарушения осанки (Hawas et al., 2003; Weiss, 2003).

He меньшее значение имеет и эффективность применяемых мероприятий: лечебной физкультуры и массажа. Однако, к некоторым очевидным недостаткам этих методик можно отнести недостаточную нагрузку, оказываемую на мышцы спины и грудной клетки, и малое использование различного современного оборудования, используемого в ЛФК с другими целями. В связи с этим важной представляется разработка высокоэффективных методик реабилитации студентов медицинских ВУЗов с нарушениями осанки, что возможно лишь при углубленном исследовании костно-мышечной системы.

В настоящее время в оценке физического статуса студента превалирует субъективный подход. Поэтому актуальным является поиск новых объективных технологий диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата студента, позволяющего проводить динамическую оценку с точки зрения как целесообразности, так и эффективности мер физической коррекции.

Цель и задачи:

Цель: создание системы мониторинга и коррекции нарушения осанки по типу плоско-вогнутой спины и ассоциированных с ним изменений органов и систем организма студентов младших курсов медицинского ВУЗа.

Задачи:

1) Изучить характер заболеваемости студентов младших курсов медицинского ВУЗа с нарушением осанки по типу плоско-вогнутой спины;

2) Оценить особенности физического развития и функционального состояния у студентов младших курсов с нарушением осанки по типу плоско-вогнутой спины;

3) Разработать, обосновать и определить эффективность оздоровительной гимнастики, ориентированной на коррекцию и профилактику нарушения осанки по типу плоско-вогнутой спины у студентов первого года обучения.

Объект исследования — 483 студентки 1 курса с нарушением осанки.

Предмет исследования — функциональное состояние и состояние опорно-двигательного аппарата и его коррекция у студенток 1 курса с нарушенной осанкой.

Гипотеза исследования — уровень соматического здоровья и функционального состояния студенток 1 курса медицинского ВУЗа достаточен для использования активных корригирующих комплексов физических упражнений с применением вспомогательных приспособлений. Корригирующие методики могут быть достаточно эффективны в случае обеспечения повышения функциональных характеристик организма и состояния опорно-двигательного аппарата.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

Научная новизна исследования заключается в реализации системного подхода при решении вопроса выявления группы риска по развитию нарушений осанки у студентов младших курсов медицинского ВУЗа, коррекции этих нарушений и функциональных изменений у этой категории лиц, а также ранней профилактики висцеральных изменений.

Впервые проведена современная комплексная оценка нарушений осанки по типу плоско-вогнутой спины у студентов младших курсов медицинского ВУЗа с помощью системы мониторинга, установлена ее диагностическая значимость и прогностическая информативность. Показано, что комплексное обследование студентов позволяет получать необходимую информацию о состоянии мышечных групп, ответственных за конкретные функции опоры позвоночника у студентов и при различных видах нарушения осанки. Впервые использована высокоточная диагностическая технология для исследования функционального состояния студентов младших курсов с нарушением осанки, где оценка проводилась с использованием различных аппаратных программируемых комплексов: «Валео-тест» (психологический профиль, PWCno, вариационная пульсометрия, скорость реакции), «Супер-М» (компьютеризированная установка оптической топографии), устройство биологической обратной связи «Оскор» на основе анализа электромиографических сигналов. Использование метода БОС позволило получить объективные данные о роли и состоянии мышц в формировании статокинетической функции позы скелетными мышцами грудной клетки и позвоночника у студентов с нарушениями осанки.

На основании полученных данных разработан патогенетически обоснованный комплекс корригирующей гимнастики, дифференцированный по видам нарушения осанки и ориентированный на исправление и профилактику плоско-вогнутого типа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Практическая значимость работы, выполненной в соответствии с планом НИР Российского государственного медицинского университета (РГМУ) в рамках Региональной научно-технической программы «Здоровое население Российской Федерации», обеспечивается высокой эффективностью предложенной оригинальной методики при использовании ее не только в качестве способа коррекции различных нарушений осанки, но и как метода, предупреждающего развития функциональных изменений организма студентов в процессе учебы в медицинских ВУЗах.

Возможной областью применения результатов исследования являются медицинские ВУЗы и медицинские факультеты государственных университетов Российской Федерации.

Впервые разработаны подходы для индивидуализации диагностических и коррекционных мероприятий студентов младших курсов медицинского 8.

ВУЗа с нарушением осанки. Это обеспечивается более высокой информативностью диагностических манипуляций, а также более высокими клиническими результатами и их стойким характером.

Положения, выносимые на защиту:

1. Высокая частота нарушений осанки у студентов медицинского ВУЗа и индуцируемые ими функциональные изменения предопределяют необходимость совершенствования системы физического воспитания в высшей школе;

2 Изменения костно-мышечного аппарата, возникающие при дефектах осанки, являются факторами риска возникновения функциональных изменений в организме, способствующих нарушению регуляторных функций ЦНС, сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.;

3. В практику физического воспитания студентов с нарушением осанки целесообразно включать корригирующие комплексы, построенные с учетом онтогенеза функциональной системы движения и предусматривающие использование таких вспомогательных средства реабилитации, как физиоболлы.

Внедрение результатов в практику.

Результаты работы внедрены в практическую деятельность отделений функциональной диагностики и учебно-спортивного комплекса РГМУ (2005;2006 гг.), в работу поликлиники Российского государственного университета физической культуры и кафедры спортивной медицины Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Материалы диссертации используются при проведении занятий и чтении лекций на семинарах по повышению квалификации врачей спортивной медицины.

Апробация диссертационного материала.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований Российского государственного медицинского университета. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на совместной научной конференции кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физического воспитания ГОУ ВПО РГМУ Росздрава и медицинского центра РГМУ.

Публикации результатов исследования.

По теме диссертации опубликовано 15 печатных работ, сделан доклад на VI Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии» (Москва, РГМУ, 2007).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы. Работа изложена на 138 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц, 2 рисунка и 13 диаграмм. Указатель литературы включает 269 источника, из них 184 на русском языке и 85 на иностранных языках.

выводы.

1. Наиболее часто диагностируемой патологией у студентов младших курсов медицинского ВУЗа являются функциональные и структурные изменения органов опоры и движения. Распространенность нарушений осанки в студенческом контингенте варьирует в диапазоне от 50 до 60%- у студенток нарушения осанки чаще протекают по типу плоско-вогнутой спины — в 35−40% случаев, что обусловлено многофакторными влияниями (гипокинезия, развитие нерациональных статических и двигательных стереотипов, недостаточная мотивация к занятиям физической культурой).

2. Высокая распространенность нарушений осанки в студенческих коллективах не является значимым фактором риска для развития какой-либо соматической патологии. По данным АПК «Валео-тест», у студенток с нарушенной осанкой было выявлено напряжение адаптационных механизмов, что позволяет рассматривать плоско-вогнутую спину как фактор, способствующий возникновению стресс-реакции.

3. Функциональные характеристики студенток с нарушением осанки в большинстве случаев характеризуются разнонаправленными изменениямис одной стороны, им свойственны более высокие, нежели в общей популяции, физиометрические показатели, такие как: экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба Штанге, с другой — некоторое уменьшение абсолютных значений показателя PWC170.

4. Использование топографической фотометрии и электоромиографического тестирования, реализуемого в структуре БОС, дает возможность объективно оценить состояние костно-мышечной системы, в том числе в динамике, а также оптимизировать выбор адекватной методики коррекции нарушения осанки.

5. При коррекции нарушения осанки по типу плоско-вогнутой спины наибольший эффект (выраженная положительная динамика физиометрических показателей, данных АПК «Валео-тест», топографической фотометрии и электоромиографического исследования) достигается при использовании разработанного патогенетически обоснованного гимнастического комплекса с активным использованием вспомогательных средств — физиоболлов. Высокая эффективность применяемых корригирующих упражнений обусловлена использованием исходных положений, соответствующих основным этапам онтогенеза функции движения и оптимальных для стабилизации позвоночника (лежа на спине, лежа на животе, коленно-ладонная опора, сидя, стоя).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Разработанная методика ориентирована на применение преподавателями кафедр физического воспитания при работе со студентами, страдающими нарушением осанки, которые по результатам комплексного обследования были отнесены к основной, подготовительной и специальной группам. Методика может быть использована также сотрудниками врачебно-физкультурных диспансеров, реабилитационных центров и центров восстановительного лечения, а также физкультурно-оздоровительных комплексов.

Проведение занятий необходимо на протяжении не менее 1 года, оптимальным для студентов являются занятия не только на младших курсах, но и на протяжении всего времени обучения, включая 6 курс. Периодичность занятий — не менее 2-х раз в неделю.

Предлагаемая методика лечебной гимнастики ориентирована на коррекцию не только нарушений опорно-двигательного аппарата, но и общего состояния организма в целом. Следует использовать упражнения в исходных положениях, соответствующих основным позам, которые последовательно сменяют друг друга в ходе онтогенеза функциональной системы движения у человека (лежа на спине, лежа на животе, коленно-ладонная опора, сидя, стоя). Упражнения в методике корригирующего комплекса осуществляются именно в такой последовательности, чтобы обеспечить положение стабилизации (исходные положения). Эта последовательность предопределяет постепенное увеличение вертикальной нагрузки на позвоночный столб от минимальной (положение лежа) до максимальной (положение стоя). В предлагаемой методике корригирующей гимнастики этот переход реализован несколько раз.

По интенсивности предлагаемых нагрузок и их продолжительности (50 минут) корригирующие занятия должны соответствовать типовому занятию физической культурой в вузах.

Моторная плотность занятия должна составлять 80−85%- максимум пульсовой нагрузки — 120−130 ударов в минуту — должен приходиться на основную часть занятия. Т. е. верхняя граница пульса нагрузки находится в пределах аэробной зоны, что позволяет добиваться тренирующего эффекта.

В методике. 50% упражнений выполняются со вспомогательными средствами — физиоболлами. Диаметр мячей подбирается в зависимости от роста студенток и колеблется от 65 до 75 см. Основным критерием выбора размера мяча служит положение ног испытуемых — сидя на мяче, голени студенток должны находиться под прямым углом относительно бедер.

Для занятий предпочтительнее выбирать одежду из эластичного материала (например, спортивные костюмы из трикотажа или лайкры). Это особенно важно, при выполнении упражнений «на растяжку». Что касается обуви, то заниматься лучше в мягкой спортивной обуви или босиком. При выполнении упражнений на мяче, инструктору необходимо следить за положением головы, которая должна строго располагаться по вертикальной оси, а также отслеживать положение плеч, лопаток и позвоночного столба.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Ю. Некоторые результаты биохимического подхода к оценке психоэмоционального здоровья студентов / Д. Ю. Андрияшик // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирование здоровья. М., 1983. — С. 19.
  2. Е. Н. Нарушение осанки у школьников младших классов / Е. Н. Аксенова // Медицинские проблемы физической культуры: Респ. межвед. сб. Киев: Здоровья, 1973.- Вып. 3. — С. 42−45.
  3. Н.В., Мещенко В. М. Материалы по географическому распространению сколиозов в южной части Восточной Сибири // Сколиоз. — М.: Медицина, 1974. — 204 с.
  4. . И. Лечебное плавание в комплексной консервативной терапии сколиоза в условиях спецшколы-интерната / Б. И. Альтерман // Сколиоз: Материалы симп. / Под ред. А. И. Казьмина. М., 1974.- С. 8687.
  5. Е., Чхиквишвили М., Малолетнев В. Динамика показателей анаэробной и аэробной мощности у подростков при идентичных физических нагрузках // Изв. АН Грузии. Сер. биол. 2002. Вып.28, № 5−6. — С.471−476.
  6. Е.А. Содержание деятельности валеологической службы в системе непрерывного образования // Здоровье и образование. — 1999. С.36−38.
  7. Е.А., Филиппов А. Г., Мандриков В. Б. Актуальные вопросы медицинской реабилитации детей и подростков Волгоград: Станица-2. — 2000. — 64 с.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. —М.: Наука, 1980. -197 с.
  9. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека. // Гигиена и санит. — 1985. — № 6. — С.55−58.
  10. Л.Г., Ивахина О. В., Петров А. В. Исправление осанки физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие. — Пенза, 1999.-20 с.
  11. И.С., Баранова М. Н. Состояние здоровья и физическое развитие студентов младших курсов медицинского вуза // Сов. здравоохранение. 1981. — № 3. — С.41−44.
  12. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 259 с.
  13. С.Н. Топографо-анатомическое обоснование функциональной разновысокости ног и ее роль в развитии нарушения осанка у детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Воронеж, 1999. — 19 с.
  14. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы пути решения // Росс, педиатр, журнал. — 1998. — № 1. — С.5−8.
  15. Е.А., Дехтяр С. К., Смирнова Т. Н. Ультразвуковая допплеровская диагностика изменений церебрального кровотока у детей с нарушениями осанки // Кремлев. медицина. — 2001. — № 4. — С.69−71.
  16. В.И., Герасимов В. В., Седых А. И. Ключевые упражнения в лечебной физкультуре при осанке с круглой спиной у детей и подростков // Традиц. и нетрадиц. методы оздоровления детей: Тез. V Межд. съезда. — Смоленск, 1996. — С. 16−18.
  17. Е.В., Попова М. Ю. Корректор осанки // Биомеханика на защите жизни и здоровья человека. — Н. Новгород, 1992. — С.23−24.
  18. Л.М., Бахарева Е. Э., Орехова Г. И. Возрастные изменения осанки у детей // Традиц. и нетрадиц. методы оздоровления детей: Тез. V Межд. съезда. — Смоленск, 1996. — С. 16.
  19. Ф.Б. Изучение эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов /Ф.Б. Березин, В. А. Доскин, В. Б. Шарай // Гигиена и санитария. 1980. -№ 11. — С.27−29.
  20. Н.А. Физиология движения и активность. — М.: Наука, 1990.-495 с.
  21. А. П. Осанка, её пороки и их исправления: Метод, письмо / А. П. Биезинь, X. Ю. Лиепинь. Рига, 1963.- 25 с.
  22. Л. П. О нарушениях осанки и сколиозе у детей / Л. П. Биезинь, С. М. Лишневский, Л. И. Петухова // Ортопедия, травматология и протезирование. 1965.-№ 12.-С. 74−76.
  23. А.С. // Материалы Росс, науч.-практ. конф. — М., 1996. — С. 3−10.
  24. О.Н., Андреева А. А. Реабилитационно-восстановитель-ные мероприятия у детей с нарушением осанки // Биоуправление в медицине и спорте: Техн. средства. — Омск, 1999. — С.26.
  25. А.И., Никитин В. В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. — Уфа: Башкир. ГМУ, 1998. — 195 с.
  26. О.В., Николаева Н. И., Михайленок E.JI. Коррекция нарушений осанки и сколиоза у школьников методами функционального биоуправления // Журн. невропат, и психол. — 1990. — № 8. — С.47−49.
  27. Е.Г. Физиологические особенности формирования осанки у детей г. Архангельска: Дисс. д-ра мед. наук. — Архангельск, 2001. — 112 с.
  28. Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков Л. А Бородич, Р. Р. Назарова.- М.: Просвещение, 1988. 78 с.
  29. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии у человека. — М.: Медицина, 1988. 94 с.
  30. Л.Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека. — Иваново: МИК, 1996.-112 с.
  31. О.Л. Заболеваемость, образ жизни и пути совершенствования медицинского обслуживания студентов высших учебных заведения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Иваново. — 2001.—22 с.
  32. А.А., Канаева И. У., Новиков O.JI. Профилактика нарушений осанки у детей, занимающихся спортом // Традиц. и нетрадиц. методы оздоровления детей: Тез. V Межд. съезда. — Смоленск, 1996.-С.38.
  33. В.Г. Общие размеры и пропорции тела // Морфология человека. М.: МГУ, 1983. — С.48−76.
  34. С.А., Гавата В. Б. Мануальная терапия. — М.: 1989. — 201 с.
  35. Н.Я. Экзаменационный стресс как индикатор адаптационно-трофической функции нервной системы // Гигиена и санитария. 1983. — № 12. — С.76−78.
  36. Е.В. Комплексная оценка уровня соматического статуса студентов пединститута // Здоровье и образование, 1999. С.53−55.
  37. В. В. К вопросу о методике корригирующей гимнастики при сколиозах у школьников / В. В. Герасимов, Е. М. Герасимова // Тезисы докладов межкурортной научно-практической конференции по лечебной физкультуре. Нальчик, 1973. — С. 86−88.
  38. Н. В. Основные положения лечебной физической культуры при сколиозах у детей школьного возраста / Н. В. Головинская // Вопросы травматологии и ортопедии детскоговозраста: Сб. тр. пленума, г. Москва, 6−9 февраля 1956. М., 1958. — С. 279−283.
  39. А. Ф. Лечебная физкультура при лечении детей с дефектами осанки и сколиозами // Организация и оказание медицинской помощи / Под ред. Н. Д. Татаркиной.-Владивосток, 1981.-С. 184−186.
  40. М.А., Яруллин А. Х., Исмагилова Г. И. Раннее прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушения осанки // Казан, мед. журн. 1992. — № 2. — С.96−99.
  41. М.А. Этиопатогенез, раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: Дис.. канд. мед. наук. — Казань, 1996. — 154 с.
  42. О.А. Волгоградскому областному врачебно-физкультурному диспансеру 50 лет // Акт. вопр. медицинской реабилитации детей и подростков. Волгоград: 2000. — С.3−5.
  43. И.И., Доценко В. И., Дворяковский И. В. Возможности ультразвуковой оценки мышц спины и статокинетической устойчивости у детей с нарушениями осанки // Ультразвуковая диагностика. 1998. — № 3. — С.49−53.
  44. А.Д. Комплексный анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов-медиков: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Волгоград, 2005. — 23 с.
  45. М., Доэрти Д. Клиническая диагностика болезней суставов: Пер. с англ. — Минск.: Тивани, 1993. —144 стр.
  46. JI. А. Опыт применения лечебного плавания при сколиозах у детей в Заполярье / JI. А. Дрожжина // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. 1981.-№ 4.- С. 63.
  47. Н. Н. Профилактика нарушений и заболеваний у детей и подростков, связанных с воздействием факторов внешней среды: Лекция / Н. Н. Дюкова, В. И. Криворучко. Ташкент, 1987. — 8 с.
  48. Г. В. Функциональная диагностика нарушений осанки у детей: Методические рекомендации. — Ижевск, 1996. — 27 с.
  49. Г. В. Опыт лечения нарушений осанки методом устранения ошибок в положении частей тела // Традиц. и нетрадиц. методы оздоровления детей: Тез. V Межд. науч.-практ. конф. — Ижевск., 1996. — СЛ 55−156.
  50. Н.М. Мануальная и рефлекторная терапия в вертеброневрология: С.-Петербург. — 1992. — 321 с.
  51. Ф.Р. Роль психологических особенностей личности в формировании заболеваний внутренних органов среди студентов. // Новое в гастроэнтерологии. 1996, — T.l. — С.20.
  52. .В. Влияние экзаменационной обстановки на функциональное состояние организма студентов / Б. В. Задорожный, В. И. Иванов // Гигиена и санитария. 1983. — № 6. — С.85−86.
  53. Л. К. Дефекты осанки и сколиозы / Л. К. Закревский // Амбулаторная помощь детям с ортопедическими заболеваниями: Сб. науч. работ.-Л., 1971.-С. 100−105.
  54. В. Б. Особенности специализированной санаторной помощи детям с заболеваниями опорно-двигательной системы в Республике Татарстан и пути её улучшения / В. Б. Зиатдинов // Казань, мед. журн. 1997. — № 3.- С.224−226.
  55. М.Ф. Анатомия человека. — М.: Физкультура и спорт. — 1985. —544 с.
  56. Я.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.- 125 с.
  57. В. А. Ортоспондилография и. так называемый физиологический сколиоз // Ортопед, травматол. и протезир. 1983. -№ 5. — С. 16−20.
  58. В. А. К дискуссии о сколиозе / В. А. Ишал // Ортопедия, травматология и протезирование, — 1986. № 8.- С. 63−64.
  59. А.И., Кон И. И., Беленький В. Е., Сколиоз. М: Медицина, 1989. -С. 8 — 37.
  60. О.М. Физическая реабилитация в процессе хирургического лечения болезни Легга Кальве — Пертеса. Автореф.дисс.. канд.мед.наук. М.: 1997. -25 с.
  61. А.А. К вопросу о профилактике нервно-эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов / А. А. Калашников, B.C. Сауткин, Л. В. Косов // Гигиена и санитария. — 1982.- № 2. С.32−35.
  62. А.Н., Иванов Ю. В. Лечение нарушений осанки и сколиотической болезни методом мануальной терапии и лечебной гимнастики. — Чебоксары: ЧТУ — 2001. — 20 с.
  63. А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985. — 105 с.
  64. А.Т., Варламова Н. Г., Евдокимов В. Г. Антропометрические показатели и физическая работоспособность // Физиология человека.- 1984. — № 1. — С.112−116.
  65. В.В. Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Перьм, 2004. -26 с.
  66. И.А.Князева, С. А. Парсастаев, В. Н. Ерин.//Использование БОС под контролем ЭМГ в коррекции нарушений осанки.//Журнал Российской ассоциации спортивной медицины и реабилитации больных и инвалидов. Москва, 2007. № 3(23).- с.34−36.
  67. М.Г. Профессиональная валеологическая подготовка как средство обеспечения здоровья студентов педагогического колледжа. // Здоровье и образование. 1999. — С.106−108.
  68. Т.С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях Севера: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. — Архангельск, 1999. — 43 с.
  69. И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки — М.: ЭКСМО, 2002.-206 с.
  70. С.Ф. Состояние здоровья студентов по данным профилактических медицинских осмотров // Сб. матер, конф.: Пробл., пути развития. СПб., 2000. — 4.2. — С.53−54.
  71. Н.А. Нарушение мозгового кровообращения в вертебро-базилярной системе. — Алматы, 1995. — 190 с.
  72. И.Л. Медико-социальное обоснование организационной системы сохранения и восстановления здоровья студентов в современных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Уфа, 2000. -26 с.
  73. Р. К здоровью через естественную осанку: Александер-метод / Пер. с англ. — М.: Гранд. Фаир-пресс, 1999. — 222 с.
  74. Г. В. Научно-педагогические подходы к валеологическому образованию студентов // Здоровье и образование. -СПб., 1999.-С.119−120.
  75. Н.И., Герусова Г. П. Подготовка врача по проблемам валеологии в медицинском вузе // Здоровье и образование. СПб. -1999. — С.123−124.
  76. Ю.В. Самооценка физического здоровья студентов-медиков // Дальневост. мед. журн. — 2000. — № 2. — С.52−53.
  77. К., Захое И., Янда В. Мануальная медицина. — М.: Медицина, 1993.-230 с.
  78. К., Захсе И., Янда В. Мануальная медицина. — 1995.
  79. Л.Я., Шоломов И. И. Осложненная родовая травма шейного отдела позвоночника. Материалы симпозиума: «Травмы позвоночника и спинного мозга». — Новокузнецк. — 1994. — С.35−40.
  80. A.M. Цит. по Кашуба (2003).
  81. Ляндрес 3. Я. О понятиях «нарушение осанки» и «сколиоз» у детей / 3. Я. Ляндрес, С. А. Бортфельд, Н. В, Головинская // Ортопедия, травматология и протезирование. 1964. -№ ll. — c 81−85.
  82. Ф. Г. К вопросу о нарушениях осанки и сколиозах у школьников крайнего севера / Ф. Г Лапицкий // Амбулаторная ортопедическая помощь детям: Материалы докл. X науч. сес. ин-та, г. Ленинград, 10 декабря 1966 г.-Л., 1966. -С. 59−63.
  83. Ю.Н. Проблема выявляемости вертеброгенной патологии в детском и подростковом возрасте. // Вертебрология. — М., 1998. — № 1.-15−17 с.
  84. Е.В. Электрофизиологическая характеристика состояния мышечной и нервной системы при сколиозах у детей: Автореф. дис. д-ра мед. наук. — Минск, 1967. — 29 с.
  85. В.Б., Неумоин В. В. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни учащейся молодежи // Акт. вопросымедицинской реабилитации и подростков. — Волгоград, 2000. — С.52−53.
  86. А.А. Физическая подготовка гимнасток в спортивной аэробике на начальном этапе тренировки: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Волгоград, 2004. -24 с.
  87. А.Н., Батурин А. К., Трофименко JT.C., Баева B.C., Пескова Е. В. Социальные факторы, определяющие характер питания школьников Москвы (в 1992—1995 гг.) // Рос. педиатр, ж. — 1998. — № 4. — С.39−44.
  88. Р.А. Методика коррекции осанки с помощью физических упражнений. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 23 с.
  89. Т. Т. Сколиоз у детей и подростков: Учеб.-метод, пособие / Т. Т. Михальченко Фрунзе: Кыргызстан, 1973. — 20 с.
  90. JI. К. Детензор-метод в комплексном лечении функциональных нарушений и заболеваний позвоночника у детей / JI. К. Михайлова, Т. Н. Смирнова, JI. В. Тощакова // Рос. мед. журн. -1998. № 2. — С. 32−34.
  91. М.В., Зайдман A.M. Этиология, патогенез и патомеханизм идиопатического сколиоза // Хирургия позвоночника (Новосибирск) -2004-№ 2 С.88−98.
  92. Е.А. Поздние неврологические изменения у детей, перенесших натальную травму шейного отдела позвоночника: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Казань, 1993. — 21 с.
  93. Е.В. Лечебная физическая культура при нарушении осанки — СПб., 1996.-53 с.
  94. А.А. Психофункциональное состояние студентов в отдаленные сроки обучения // Медицина труда. — 2003. № 10. — С.24−27.
  95. .А. Факторы роста и морфо-функционального созревания организма. — М.: Изд. МГУ, 1978. — 143 с.
  96. Н.И., Богданов О. В. Характеристика мышечной активности у школьников в норме, при нарушениях осанки и сколиозе // Физиология человека. — 1986. — № 5. — С.777−782.
  97. Е.К., Волкова М. В., Капелин А. Ф. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей // Хирургия. — 1963. — № 4. — С.109−114.
  98. Н.Г., Канторович JI.E., Голинская М. С. Корригирующая лечебная гимнастика в комплексном лечении детей с нарушением осанки // Традиц. и нетрадиц. метод оздоровления детей: Тез. V межд. съезда. — Смоленск, 1996. — 158 с.
  99. Е. Ж. Диагностика и мануальная терапия сколиотической болезни у детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. Ж. Нурпеисов. -Акмола, 1994.-15 с.
  100. В.А. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушении осанки во фронтальной плоскости и начальных форм сколиоза: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Л., 1988.-21 с.
  101. О.Ю. Комплексная оценка особенностей функционального состояния организма подростка // Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Сталинградской битвы. — Волгоград: ВолГМУ, 2003. С. 244.
  102. О.Ю. Индивидуально-типологические закономерности организации функционального состояния организма подростка: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Волгоград, 2005. 22 с.
  103. ИЗ. Павлова И. В. Формирование валеологических знаний у студентов физкультурного вуза // Матер. Междунар. конгресса валеологов. — СПб., 1999. С.140−142.
  104. В.П. Физическая реабилитация студентов с нейроциркуляторной дистонией: Автореф. дисс. докт. мед. наук. -Москва, 2002. 24 с.
  105. С.М. Психическое здоровье и психологические особенности студентов медицинского института // Актуальные проблемы современ. психиатрии и наркологии. М., 1994. — С.92−95.
  106. Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. -М.:ФиС, 2000.-232 с.
  107. В.П. Следите за своей осанкой — Магнитогорск: МГУ, 2002.-25 с.
  108. .А., Лайшева О.А., О.М. Калашникова. Правильная осанка: Памятка для родителей. М.: РАСМИРБИ, 2003.- 48 с.
  109. .А., Лайшева О. А., Парастаев С. А. и др. Теоретические основы современных технологий физической реабилитации в педиатрии // Дет. больница. — 2001. — № 2. — С.3−5.
  110. .А., Румянцев А. Г. Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания учащихся: Практическое руководство. М.: РАСМИРБИ, 2003.- 128 с.
  111. В.В., Прошляков В. Д., Дворецкий Э. Н. и др. Физическая культура и здоровье: Учебник / Под ред. В. В. Пономарёвой. -М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.-352 е.: ил.
  112. В.В., Мансурова Н. И., Арнст Н. В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы. -Красноярск: Изд-во Сиб. ПТУ, 2005. 120 с.
  113. А .Я., Попелянский Я. Ю. Пропедевника вертеброгенных заболеваний нервной системы. — Казань, 1985. — 243 с.
  114. А.А. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — СПб., 1998. — 17 с.
  115. А.А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей: прогр. диагностики и коррекции нарушений. — СПб.- Речь, 2001. — 164 с.
  116. Практическая биомеханика /А.Н. Лапутин, В. В. Гамалий, А. А. Архипов, В.А. кашуба и др./ Под общ. ред. А. Н. Лапутина К.: Знание, 2000. -296 с.
  117. Л.К., Смирнов В. М., Пчелинцев Ю. П. Корригирующие упражнения — эффективное средство для формирования правильной осанки: Учебное пособие — Тамбов: ТГУ, 2001. — 41 с.
  118. В.Д., Медико-биологическое обоснование физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья: Автореф. Дис. .д-ра мед. наук Рязань, 1997.- 27 с.
  119. В.В. Гониометрические исследования осанки тела девочек-гимназисток 10−15 летнего возраста // Вестн. новых мед. технологий. — 1997. — № 3. — С.74−77.
  120. Н. Ф. Физические методы лечения в системе реабилитации детей со сколиотической болезнью в школе-интернате / Н. Ф. Савенко // Доклады VII научной сессии по дефектологии, г. Москва, 25 28 марта 1975.- М., 1975.- С. 642.
  121. Т. Н. Система скрининга и первичной диагностики деформаций позвоночника у детей в амбулаторно-поликлинических условиях: Дис.. канд. мед. наук. / Т. Н. Садовая. Новосибирск, 1997. — 148 с.
  122. Сак А. Е. Некоторые методы оценки осанки человека // Сб. тр.: Теоретические и методические аспекты науч.-иссл. работы студентов: Харьков, 1994. С.202−206.
  123. С. С. Диагностика прогрессирования сколиотических деформаций у детей и подростков: Пособие для врачей С. С. Сальников.Ю. А. Гольцов. Н. Новгород, 1998. — 15 с.
  124. М.Т., Лака А. А., Дубов А. Б. Сколиоз. Клиническая картина и диагностика. М.: Изд-во РАМН, 2006. — 49 с.
  125. В. Н. Мониторинг деформации позвоночника методом компьютерной оптической топографии: Пособие для врачей. В. Н. Сарнадцкий, Н. Г. Фомичев, — Новосибирск, 2001.- 44 с.
  126. В. Н. Диагностика деформации позвоночника и нарушений осанки у детей и подростков методом компьютерной оптической топографии В. Н. Сарнадский, Н. Г, Фомичёв, С. Я. Вильбергер // Известия ТРТУ. Таганрог, 2000.- № 4. С. 65−73.
  127. У. Э. Методика измерения профиля позвоночника: Тезисы / В. Н. Сарчук // Вопросы антропологии.- Тарту, 1985. С. 26.
  128. О.Э. Обоснование нормативных требований физической подготовленности у детей младшего школьного возраста // Теоретические и методические аспекты научн.-иссл. работ студентов. Сб. научн.-метод. работ. — Харьков, 1994. — С. 184−192.
  129. Г. Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях школы. — Москва, 1993. -107с.
  130. Д.Б. Здоровье зависит от осанки! Каким образом? // Информ. технологии в здравоохранении. — 2001. — № 8−9. — С. 16−17.
  131. JI. А. Нарушения осанки и сколиоз у детей / Л. А. Ситко. -Омск: Изд-во ОГМА, 1996.- 22с.
  132. К., Шейфер Д. Прикладная кинезиология / Пер. с англ. — Англия-Италия, 1993. —451 с.
  133. В.И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков. — Киев: Здоров’я, 1985. — 288 с.
  134. А.С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. М., Терра-Спорт, 2001.-520 с.
  135. И.Л. Комплексная реабилитация детей с атаксическим синдромом. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М.: 2000. 25 с.
  136. М.А. Метод компьютерной оптической топографии в диагностике и динамике лечения нарушений осанки и деформаций позвоночника у детей и подростков. Дис.. канд. мед. наук. — Омск., 2002.- 168 с.
  137. О.Я. Рентгенодиагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.-К.: Здоровье, 1989, -245 с.
  138. С. Р. Электромиографическая оценка мышц спины в норме и при сколиотической болезни / С. Р. Тиллаев // Проблемы биологии и медицины. -1997. -№ 2.- С.39−42.
  139. Э.В., Мушкин А. Ю. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. СПб., 2004. — 145 с.
  140. Н. Г. Мониторинг детской и подростковой патологии методом компьютерной оптической топографии: Пособие для врачей / Н. Г. Фомичёв, В. Н. Сарнадский. -Новосибирск, 1997. С. 62.
  141. Н. Г. Неинвазивная диагностика деформации позвоночника (метод компьютерной оптической топографии) / Н. Г. Фомичёв, В. Н. Сарнадский, С. Я. Вильбергер // Врач. 2000. — № 1. -С. 33−35.
  142. М.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль. — М.: Медицина, 1990.— 311 с.
  143. П.И. Ранняя диагностика и прогнозирование нарушений осанки у младших школьников с помощью компьютерной стабилографии // Гигиена и санитария. — 1993. — № 9. — С.29−32.
  144. П.И. Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков: Дис.. д-ра мед. наук. — М., 1998. —333 с.
  145. Т.В., Антомонов Ю. Г., Котова А. Б. Управление физическим состоянием организма. // Тренирующая терапия. — М.: Медицина, 1981.-256 с.
  146. А. Г. Нарушения осанки и их профилактика / А. Г. Цейтлин,
  147. B. В Анисимова, JL А. Леонова // Вопросы профилактики нарушений осанки у детей / Под ред. А. Г. Цейтлина. М., 1960. С. 5−30.
  148. Я. Л. Деформации позвоночника и дефекты развития грудной клетки у школьников / Я. Л. Цивьян, М. А. Никольский, Г. М. Коржавин // Ортопедия, травматология и протезирование. 1978.- № 4.1. C.16−19.
  149. М.Б., Поляев Б. А., Малахов О. А. Диагностика и консервативная коррекция статических деформаций. М.: РАСМИРБИ, 2004. — 180 с.
  150. В.Д. Патология, клиника и лечение сколиоза. // Вопросы травматологии и ортопедии детского возраста. — М.: Медицина, 1960. -426 с.
  151. В.Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. — М.: Медицина, 1973.-255 с.
  152. В.В., Тимушкина Н. В., Котова Г. С. Развитие теории валеологии и совершенствование ее изучения в Российских вузах. // Матер. Междунар. конгресса валеологов. СПб., 1999. — С. 198−200.
  153. Т.Н., Мусатова Н. М., Савченко В. В. К патогенезу ротационного нарушения осанки у детей // Вертебралогия — проблемы, поиски, решения. — М., 1998. — С.70−71.
  154. Ю.С. Распространенность традиционных и психосоциальных факторов риска ИБС среди курсантов и слушателей высшего военно-медицинского учебного заведения Министерства обороны РФ: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Томск, 2004. -23 с.
  155. А.В. Двигательная активность и состояние здоровья студентов // Тезисы межвузовской научной конференции «Физическая культура личности студента». М., 1989. — С. 18−21.
  156. А.В., Поляев Б. А. Задачи специалистов амбулаторно-поликлинической службы в повышении физической активности и формировании физического здоровья различных групп населения // 1-й Всерос. съезд врачей общей практики. — Самара, 2000. — С.308−311.
  157. И.И. Раннее выявление пресколитического состояния у детей: Дис.. канд. мед. наук. — Казань, 1989. — 119 с.
  158. О.П., Мительов Д. А. Клинико-рентгенологические изменения в шейном отделе позвоночника при системной дисплазии соединительной ткани у подростков. // Укр. радиол, жур. — 2004. — Вып. 12, № 1. — С.7−10.
  159. А.А. Профилактика и лечение статико-динамического плоскостопия у школьников: Дис.. канд. мед. наук. — Самара, 2000. 126 с.
  160. А.П. Критерий эффективности занятий лечебной физкультурой при сколиотической болезни у детей // Возраст, функциональные системы, физическая культура и спорт. — Краснодар, 1997. — С.97−105.
  161. А.Н. Медицинские основы применения новых технологий в физическом воспитании студентов. Автореф. дис. док. мед. наук. М., 1998.41 с.
  162. В.П., Пальцев В. М. Сохранение и коррекция осанка у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Проблемыфизического воспитания и здоровья. — Благовещенск, 1974. — С. 142 143.
  163. Шулутко J1. И. Некоторые вопросы классификации и лечения сколиозов / JI. И. Шулутко // Труды юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию со дня рождения Г. И. Турнера. М., 1959. -С.284−291.
  164. Л.И. Боковое искривление позвоночника у детей. — Казань, 1988.- 133 с.
  165. Е.А., Шумахер Г. И. Мануальная терапия нарушений осанки у детей // Мануал. терапия. — 2001. — № 4. — С.34−37.
  166. А.Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влияния физического воспитания: Дис.. д-ра мед. наук. — Новосибирск, 1982.-443 с.
  167. М.А. К оценке комплексных лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников с нарушениями осанки: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Казань, 1972. 24 с.
  168. Adams J. Straining to describe and tackle stress in medical students. \ Med. Ed. 2004. Vol.38, N 5. — P.363−464.
  169. Altoff S., Heyden M., Robertson L. Mechanical properties of a single equivalent muscle producing forearm supination \ Clin. Kinesiol. — 1989. Vol.43, N 1.-P.5−10.
  170. Antonowsky H. Changes in Attitudes About Mental Health Among Medical Students: evaluation of a Clinical training Course. // Int. J. Hlth Educ., 1977. Vol.20, N 4. — P.259−270.
  171. Apelt G. Erfahrungen mit einem Lehrkabinett Schwimmen in Studentensport \ Tehor. Prax. Korperkult., 1980. Vol.29, N 11. — P.826−828.
  172. Arulampalan W. et al. Factors affecting the probability of first year medial student dropout in the UK: a logistic analysis for the intake cohorts of 1980−92 // Med. Educ. 2004. Vol. 38, N 5. — P.492−503.
  173. Arata C.M. et al. High school drinking and its consequences. \ Adolescence. 2003. — Vol. 38, N 15. — P.567−579.
  174. Asfour S. Biofeedback in back muscle strengthening \ Spine. — 1990. — Vol.15,N6.-P.510−513.
  175. Aziz Y. et al. Relation of body mass index with lipid profile and blood pressure in young healthy students at Ziauddin Medical University \ J. Yaub Med Coll Abbottabad. 2003. Vol.15, N4.-57 p.
  176. Basmajan J. Biofeedback in rehabilitation: A review of principles and partices \ Arch. Phys. Med. Rehabil. 1981. — Vol.62, N 2. -P.469−475.
  177. Bligh Y. More medical students, more stress in the medical education system \ Med. Educ. 2004. Vol.38, N 5. — P.460−462.
  178. Bragg P. The spine — the keey for health. — Boston, 2001. — 96 p.
  179. Bunnell W. P. An Objective Criterion for Scoliosis Screening / W.P. Bunnell, W. Delaware // The Journal of Bone and Joint Surgery. 1984. -Vol. 66-A.- № 9. — P. 1381−1386.
  180. Burton J., Prike L., Rob M. Treatment needs of high-school students in northern Sydney // Austr. dent. J., 1986. Vol.31, N 2. — P. 101−103.
  181. Campbell’s Operative orthopaedics N.Y.: Mosby Year Book, 1999. -542 P.
  182. Charrad A., Jouhri S. Les Etudiants de l’Universite de Tunis, au cours de PAnnee Scolaire 1974−75 Caracteristiques socials et demographiques // Tunis, med., 1977. Vol.55, N 3. — P.139−142.
  183. Chen Y.T. et al. Three-dimensional reconstruction and fusin for multy-modality spinal images \ Comput. Med. Image. — 2004. — Vol.28, N 1−2. — P.21−31.
  184. Cole C.M. et al. Academic progress of students across inclusive and traditional settings \ Ment Retard. — 2004. — Vol.42, N 2. — P. 136−144.
  185. Cotton-Huston A.L. Student Interests and Attitude Change Toward Drug Educators as a Function of Sex and Role Interaction // J. Drug Educ., 1982.- Vol.12, N 1.-P.43−54.
  186. Culbert T. Biofeedback with children and adolescents: clinical observation and patient perspectives \ J. Dev Behav Pediatr. — 1990. — Vol.17, N 5. -P.342−350.
  187. Dangerfield P.H. Classification of spinal deformities \ Pediatr. Rehabilit.- 2003. Vol.6, N 3−4. — P. 133−136.
  188. Dickson R. Etiology and pathogenesis idiopathic scoliosis \ Acta Orthop Belg. 1992. — Vol.58, N 1. — P.21−25.
  189. Edmonson A., Morris J. Follow-up study of Milwankee brace treatment I patients with idiopathic scoliosis \ Clin Orthop. — 1997. — Vol.126. — P.58−61.
  190. Ferrari F. et al. Early assessment of mobility and posture as prognosis indicators \ Pediatr. Med. Chir. 2002. — Vol.24, N 6. — P.441−446.
  191. Fischbach G. Entwicklungsprobleme des Freizeit- und Erholungssports in Studentenwohnheimen \ Theor. Prax. Korperkult., 1980. Vol.29, N11.-P.855−860.
  192. Goldberg C., Dowling F., Fogarty E. Adolescent idiopathic scoliosis \ Genetic. 1995. — Vol.96, N 3. — P.247−255.
  193. Gorczyca P.W. et al. Relation of health threats to other threats in everyday life. Studies performed among students of the faculties of medicine and psychology \ Wiad Lek. — 2002. — Vol.55. Suppl. 1. — P.97−101.
  194. Gordon W.D. Nonstandard vertebral rotation / W.D. Gordon 7 Spine. -1982.-Vol. -P. 50−54.
  195. Grien K.L. et al. Three-dimensional photon dosimetry: a comparison of treatment of the intact breast in the supine and prone position \ Int. J. Radiat Oncol Biol Phys. 2003. — Vol.57, N 3. — P.891−899.
  196. Hawes M.C. The use of exercises in the treatment of scoliosis \ Pediatr. Rehabil. 2003. — Vol.6, N 3−4. — P. 171−182.
  197. Janus D. et al. Assessment of nutritional status of prepubertal students in Southeast Poland \ Przegl Lek. 2003. — Vol.60, N 6. — P.400−403.
  198. Jonczyk H. et al. Self-assessment of nutrinal status in medical students and objective measures of estimating somatic development. \ Wiad. Lek. 2002. — Vol.55. Suppl.l. — S.341−346.
  199. Jones K. et al. Promoting professional behaviours. \ Med. Educ. — 2004. -Vol.38, N5.-566 p.
  200. Kanjwal M.Y. et al. Beginning of postural orthostatic tachycardia syndrome and inappropriate sinus tachycardia \ Curr. Cardiol. Rep. —2003.-Vol.5, N5.-32 p.
  201. Kliesling C. et al. First year medical studients' perceptions of stress and support: a comparison between reformed and traditional track curricula \ Med. Educ. 2004. — Vol.38, N 5. — P.504−509.
  202. Klosiewich J. et al. Assessment of medical students' intake of antioxidants and vitamins essential for homocysteine metabolism \ Wiad. Lek. 2002. — Vol.55. Suppl.l. — S.235−241.
  203. Knight J.F. et al. Neck muscle activity and perceived pain and discomfort due to variations of head load and posture. \ Aviat Space Environ Med. —2004. — Vol.75, N 2. P.123−131.
  204. Kumar S. Ergonomics and biology of spinal rotation. \ Ergonomics. — 2004. Vol.47, N 4. — P.370−415.
  205. Lang W., Hollinger P., Localization of motor processes in the primary and supplementary motor areas \ J. Clinical Neurophysiology. — 1994. — Vol. l 1. — P.397−399.
  206. T. / Moire topography in school screening for structural scoliosis T .aulund, J.O. Sojbjerg, E. Horlyck // Acta orthopaedica Scandinavica.-1982.- № 53.-P. 765−768.
  207. Leek M. et al. Fibrous dysplasia in the spine: prevalence of lesions and association with scoliosis \ J. Bone Joint Surg Am. — 2004. — Vol. 86. — N 3. — P.531−537.
  208. Li H. et al. A multiresolution segmentation technique for spine MRI images WProc. SPIE. 2002. — Vol.4684, N 3. — P. 1709−1717.
  209. Leserman J. Changes in the Professional Orientation of Medical Students: a Follow-up Study // J. med. Educ., 1980. Vol.55, N 5. — P." 15−420.
  210. Leyet Y. Et al. Spinal pathology in adolescents: its progression and treatment// Spine deformation in adolescence. -Boston, 2004. -P.38−48.
  211. Lloyd-Williams M. First year medical students' attitudes towards patients with lifelimiting illness: does age make a difference // Palliat Med. — 2004. -Vol.18, N2.-P.137−138.
  212. Lyon R. et al. Strategies for managing decreased motor evoked potential signals while distracting the spine during correction of scoliosis // J. Neurosurg Anesthesiol. 2004. — Vol.16, N 2. — P. 167−170.
  213. Martinek L. et al. Anticipated academic examinations induce distinct Cortisol responses in adolescent pupils // Neuroendocrinol Lett. — 2003. — Vol.24, N 6.-P.449−435.
  214. Matrick K. et al. Approaches to learning and studying in medical students: validation of a revised inventory and its relation to student characteristics and performance \ Med. Educ. 2004. — Vol.38, N 5. — P.535−543.
  215. McCarthy R.E. Prevention of the Complication of Scoliosis by Early Detection / R.E. McCarthy // Clinical Orthopaedics and Related Research. -1987. -№ 222. P. 73−78.
  216. Milinese S. et al. School furtinure and the user population: an anthropometric perspective. \ Ergonimics. — 2004. — Vol.47. — N 4. — P.416−426.
  217. Miley W. M! et al. Types of college student-to-student learning correlated interactions // Psychol Rep. 2004. Vol.94, N 1. — P.257−258.
  218. Mitchell R.E., Matthews J.R., Grandy T.G., Lupo J.V. The Question of Stress Among First-Year Medical Students // J. med. Educ., 1983. -Vol.58, N 5. -P.367−372.
  219. Moffat K.J. et al. First year medical student stress and coping in a problem-based learning medical curriculum \ Med. Educ. 2004. — Vol.38, N 5. — P.482−491.
  220. Ostrowska A. et al. Self-assessment of health status among Warsaw Medical University students \ Wiad Lek. — 2002. — Vol.55. Suppl. 1. — 374 S.
  221. Patchay S. et al. Effect of asymmetrical limb loading on early postural adjustments associated with gait initiation in young healthy adults \ Gait. Posture. 2003. — Vol. 18, N 1. — P.85−94.
  222. Phan T. Life in school: narratives of resiliency among Vietnamese-Canadian youths \ Adolescences. -2003. Vol.38, N 151. — P.555−566.
  223. Plucker J.A. et al. Evaluation of an alternative methodology for investigating leadership and binde drinking among sorority members \ Addict Behav. 2004. Vol.29, N 2. — P.381−388.
  224. Proctor M. et al. Redefining the magnetic resonance imaging reference level for the cerebellar tonsil: a study of 170 adolescents with normal versus idiopathic scoliosis \ Spine. 2004. — Vol.29, N 1- author reply 105 106.
  225. Powis D.A. Selecting medical students. \ Med. Educ. — 2003. — Vol.37, N 12. P.1061−1065.
  226. Rajwani T. et al. Using magnetic resonance imaging to characterize pedirle asymmetry in both normal and patients with adolescent idiopathic scoliosis \ Spine. 2004. — Vol.29, N 7. — P.145−152.
  227. Sakaki K. Investigation in Physique and Motor Fitness of the Freshman Students of Tokyo Women’s Medical College in the Recent Year // J. Tokyo Worn. med. Coll., 1978. Vol.48, N 7. — P.499−499.
  228. Sevastic В. Rib-vertebral angle asymmetiy in idiopathie neuromuscular and experimentally induced scoliosis \ Eur. Spine J. — 1997. — Vol.6, N 2. —P.84−88.
  229. Shen I.H., Kang S.M., Wu C.Y. Comparing the effect of different design of desks with regard to motor accuracy in writing performance of students with cerebral palsy \ Appl. Ergon. 2003. — Vol.34, N 2. — P. 141−147.
  230. Sibella F. et al. Biomechanical analysis of sit-to-stand movement in normal and obese subjects \ Biomech (Bristol, Avon). — 2003. — Vol.18, N 8. — P.745−750.
  231. Siecker T. Well-being in an academic environment. \ Med. Educ. 2004.- Vol.38, N 5.-P.465−478.
  232. Singh G. et al. Does medical school cause health anxiety and worry in medical students? Med. Educ. 2004. Vol.38, N 5. — P.479−481.
  233. Shier-Chieg H. Cut-Off Point of the Scoliometer in School Scoliosis Screening H. Shier-Chieg // Spine. 1997. — Vol. 22. — № 7. — P. 19 851 989.
  234. Sridhar P. A revised estimate of risk of carcinogenesis from X-ray to scoliosis patient / P. Sridhar, E.C. Gregg // Investigative Radiology. 1983.- P.58−60.
  235. Stecker J. Well-being in an academic environment // Med Educ. 2004. -Vol.38, N5.-P.465−478.
  236. Steke J.E. Motives for Occupational Goal Setting Among Male and Female College Students // J. appl. Psychol., 1978. Vol.63, N 5. — P.617−622.
  237. Stellto J.E. et al. Variables associated with attrition from Uniformed Services University of the Health Sciences Medical School. \ Mil. Med. — 2004. Vol.169, N 2. — P.102−107.
  238. Szewczynsky J.A. et al. Changes of dietary habits among Warsaw Medical University students in the years 1985−2001. \ Wiad Lek. — 2002. -Vol.55. Suppl. 1. — P.489−495.
  239. M. Suzuki, Y. Yamaguchi, Y. Yamashita, G. Armstrong. Measurement of posture using moire topography // Moire Fring Topography and Spinal Deformity. New-York, Oxford, 1981.-P. 122−1
  240. Takasaki H. Moire Topography / H. Takasaki Appl. Opt. 1970. № 9.P.1467−1472.
  241. Takyi E.E. Dietary selenium and copper intake by resident undergraduate students of the University of Ghana. \ East Afr. Med. J. — 2004. — Vol.81, N 1. — P.34−39.
  242. Tonhajzerova I., Javorka K., Petraskova M. Development of the heart rate variability in young subjects aged 15−19 years \ Physiol. Res. —2000. — N 4.-P.17−18.
  243. Voelker R. Stress, sleep loss, and substance abuse create potent recipe for college depression \ JAMA. 2004. — Vol.291, N 18. — P.21 477−2179.
  244. Willner S. A comparative study of the efficiency of different types of school screening for scoliosis / S. Willner // Acta orthop. Scand. 1982. -№ 53.-P. 769−774.
  245. Wilier В., Keill S., Isada C. Survey of U.S. and Canadian medical schools on admissions and psychiatrically at-risk students // J. med. Educ., 1984. — Vol.59, N 12.-P.928−936.
  246. Wojdak-Haasa E. et al. Ways of spending free time by students of the Medical University of Gdansk in relation to their health behavior \ Wiad Lek.-2002.-Vol.55. Suppl. 1.-S.565−70.
  247. Yakushin S.B. et al. Dependence of adaptation of the human vertical angular vestibule ocular reflex on gravity \ Exp. Brain Res. — 2003. — Vol.152, N 1.-P.137−142.
  248. Yamada M. Student-Apathy // Bull. Yamaguchi Med. Sch., 1977. -Vol.24, N 1−2.-P.65−80.
  249. Zarzeczsna B.M., Balkowska B. Matki nastoletnie I ich rodzice \ Ann. Acad. med. pol. 2001. — N 31. — P. 103−111.
  250. Zelano J. et al. The Medical Student’s Association: increased number of medical students in research programs as a result of reduced registration requirements \ Lakartidningen. 2004. — Vol.101, N 11. — P. 1026−1028.
Заполнить форму текущей работой