Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Финансовая глобализация и ее влияние на формирование региональной финансово-инвестиционной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научные исследования достаточно широко затрагивают теоретические проблемы процесса финансовой глобализации. В специальных источниках выделяется немалая совокупность взглядов, которая включает различные аспекты глобализации и ее финансовой составляющей. Исследованию данного вопроса посвящены работы Г. Александера, В. Д. Андрианова, П. Бергера, Бернара Бади, Ф. Броделя И., X. Булла, Дж. Бэйли… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность и тенденции развития финансовой глобализации
    • 1. 1. Экономическое содержание и формы финансовой глобализации как объективного процесса
    • 1. 2. Функции и последствия финансовой глобализации
  • 2. Влияние финансовой глобализации на движение потоков капитала
    • 2. 1. Формирование глобального финансового рынка
    • 2. 2. Иностранный инвестиционный капитал как форма проявления финансовой глобализации
    • 2. 3. Факторы, влияющие на процесс привлечения иностранного инвестиционного капитала в современных условиях
  • 3. Региональная финансово-инвестиционная политика: особенности формирования в условиях финансовой глобализации
    • 3. 1. Приток иностранного капитала как важнейшая задача региональной финансово-инвестиционной политики
    • 3. 2. Совершенствование финансово-инвестиционной политики субъекта
  • Федерации в условиях глобализации

Финансовая глобализация и ее влияние на формирование региональной финансово-инвестиционной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью осмысления причин и последствий финансовой глобализации как объективного процесса развития современной экономики и разработке предложений по формированию эффективной финансово-инвестиционной политики, использующей преимущества финансовой глобализации и сдерживающей ее негативные проявления.

Финансовая глобализация является составной частью глобализации мирового хозяйства и следствием экономической интеграции, интенсивно развившейся в течение второй половины прошедшего столетия. Она представляет собой финансовую взаимозависимость национальных экономических систем, обусловленную возрастанием объема международных финансовых сделок и мировых потоков капитала с использованием многообразия финансовых инструментов, внедрением в финансовую деятельность современных электронных технологий, средств коммуникации и информатизации. Финансовая глобализация затрагивает все области жизни и вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы развития всего мирового сообщества. Движущим фактором глобализации в области финансов являются, во-первых, внешнеэкономическая либерализация, характеризующаяся высокой интенсивностью экономической конкуренции, развитием рыночных институтов и институтов социальной инфраструктурыво-вторых, появление ряда стран, которым удалось адаптироваться к процессам глобализации и достигнуть стремительного роста (значительного притока иностранного капитала и технологий, развития экспортно-ориентированного производства, социальной и рыночной инфраструктуры, необходимых финансовых институтов).

Финансовая глобализация означает, прежде всего, формирование единого мирового (глобального) финансового рынка. Объективные законы развития мирового хозяйства обуславливают то, что Россия не может и не должна оставаться в стороне от процессов финансовой глобализации, в частности от активного привлечения иностранного инвестиционного капитала. Использование иностранного инвестиционного капитала обусловлено системой участия экономики страны в международном разделении труда и притоком капитала в отрасли, свободные для предпринимательства и нуждающиеся не только в дополнительных финансовых ресурсах, но и в новых производственных и управленческих технологиях.

Однако следует отметить, что помимо глобализации капиталов, финансовых инструментов, финансовых институтов и финансового законодательства, финансовая глобализация проявляется также в глобализации финансовых рисков. Это можно отчетливо наблюдать в связи с разразившемся в 2008 г. мировым финансовым кризисом, когда не достаточно взвешенная финансовая политика отдельных стран привела к серьезным потрясениям финансовых систем всех государств, объединенных в глобальную финансовую систему.

Таким образом, осознавая как неизбежность вовлечения России в процессы финансовой глобализации, так и соответствующие угрозы, необходимо особое внимание в современных условиях уделять разработке адекватной финансово-инвестиционной политики не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Это позволит, не отказываясь от преимуществ участия в глобальной финансовой системе, максимально элиминировать негативные факторы, связанные с присутствием иностранного инвестиционного капитала в российской экономике.

В связи с выше изложенным, предпринятое автором исследование влияния финансовой глобализации на функционирование российской экономики и формирование эффективной региональной финансово-инвестиционной политики представляется актуальным и своевременным. Данная проблема является относительно новой для отечественной финансовой науки и практики.

Научные исследования достаточно широко затрагивают теоретические проблемы процесса финансовой глобализации. В специальных источниках выделяется немалая совокупность взглядов, которая включает различные аспекты глобализации и ее финансовой составляющей. Исследованию данного вопроса посвящены работы Г. Александера, В. Д. Андрианова, П. Бергера, Бернара Бади, Ф. Броделя И., X. Булла, Дж. Бэйли, Валлерстайна, Ф.М., A.M. Гатаулина, Дефаржа П. Друкера, М. Кастельса, В. В. Ковалева, Т. Левита, К. Оме, Дж. Ю. Стиглица, А. А. Суэтина, И. П. Фоминского, С. Хантингтона, У Шарпа, Ю. В. Шишкова. В области вопросов, связанных с финансовой политикой значительный вклад внесли отечественные ученые-экономисты: А. Г. Грязнова, JI.A. Дробозина, Е. В. Кизиль, В. В. Ковалев, А. С. Нешитой. Существенный вклад в изучение вопросов инвестиционной политики внесены B.C. Бардом, И. И. Веретенниковой, Г. М. Костюниной, Н. Н. Ливенцевым, И. В. Сергеевым.

Вместе с тем нельзя не отметить, что проблема влияния финансовой глобализации на формирование региональной финансово-инвестиционной политики не нашла широкого освещения в научной литературе. Необходимость комплексного изучения данной проблемы находится в числе первоочередных задач. Так, необходимо дальнейшее исследование вопросов о функциях и последствиях финансовой глобализации с учетом последних тенденций развития глобального финансового рынка, а также выявление особенностей и элементов региональной финансово-инвестиционной политики, направленной на привлечение иностранного инвестиционного капитала.

Целью диссертационной работы Целью диссертационной работы является исследование теоретических и практических аспектов финансовой глобализации, ее влияния на финансово-инвестиционные процессы в российских регионах и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию региональной финансовоинвестиционной политики. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— определить экономическое содержание и формы финансовой глобализации как объективного процесса;

— уточнить функции и последствия финансовой глобализации;

— проанализировать тенденции развития глобального финансового рынка;

— изучить иностранный инвестиционный капитал как форму проявления финансовой глобализации;

— определить и проанализировать факторы, влияющие на процесс привлечения иностранного инвестиционного капитала в современных условиях;

— определить особенности и выделить элементы региональной финансово-инвестиционной политики;

— разработать рекомендации по совершенствованию финансово-инвестиционной политики субъекта Федерации в условиях финансовой глобализации.

Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при вовлечении страны и ее регионов в процесс финансовой глобализации, а также формировании региональной финансово-инвестиционной политики с учетом преимуществ и рисков привлечения иностранного инвестиционного капитала.

Объектом исследования являются глобальная финансово-экономическая система, финансово-экономическая система РФ и российских регионов.

Теоретическую базу исследования составили труды классиков теории финансов, публичных финансов, налогообложения, государственного регулирования экономики, работы отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики формирования финансовой и инвестиционной политики. В качестве методологической базы исследования использовались системный и комплексный подходы, диалектический метод познания, научная абстракция, моделирование, анализ и синтез, методы группировки, сравнения, экономико-статистические методы, методы опроса и другие.

Информационной базой исследования послужили федеральные законы Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран, материалы Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы государственной статистики, Саратовского областного комитета государственной статистики, нормативно-методические и инструктивные документы.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем:

— предложено определение финансовой глобализации как интернационализации финансов, достигающей уровня, при котором национальные и региональные финансовые рынки объединяются в единый мировой финансовый рынок, а также происходит усиление взаимозависимости и взаимопроникновения рынков отдельных финансовых инструментов;

— уточнены и расширены основные функции финансовой глобализации, среди которых, наряду с интеграционной, стимулирующей, перераспределительной, выделена рискообразующая функция;

— выделены формы финансовой глобализации: глобализация капиталов и финансовых инструментов, глобализация финансовых институтов, глобализация финансового законодательства, глобализация финансовых рисков, глобализация рынка квалифицированных специалистов в области финансов;

— определены особенности и тенденции развития глобального финансового рынка (масштабность, отсутствие четких пространственных и временных границ, относительная устойчивость институциональной структуры, высокие требования к заемщикам, использование в расчетах и финансовом регулировании валют ведущих стран и международных процентных ставок, универсальность и сравнительно высокая прибыльность операций, диверсификация секторов и инструментов финансового рынка и др-);

— дана комплексная характеристика иностранного инвестиционного капитала как формы проявления финансовой глобализации (уточнено определение, предложена классификация, выявлены тенденции, положительные и отрицательные последствия, дополнены и сведены в систему факторы, влияющие на приток иностранного инвестиционного капитала);

— разработаны меры налогового стимулирования притока иностранного инвестиционного капитала в регионы, предусматривающие внесение в НК РФ положения о налоговых каникулах для инвесторов по налогу на прибыль, а также смягчение условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

— раскрыты содержание и место финансово-инвестиционной политики как деятельности государства по привлечению и целенаправленному использованию инвестиционного капиталавыделены типы финансово-инвестиционной политикиобоснована необходимость разработки в условиях финансовой глобализации региональной финансово-инвестиционной политики, ориентированной на приток иностранного инвестиционного капитала;

— сформулированы условия повышения эффективности региональной финансово-инвестиционной политики, ориентированной на приток иностранного инвестиционного капитала, определены и детально охарактеризованы ее ключевые элементы;

— обоснована необходимость и предложен вариант разработки региональной комплексной программы привлечения иностранного инвестиционного капитала с выделением приоритетных отраслей и форм участия, созданием системы гарантий иностранным инвесторам и системы защиты от нежелательных инвестиций;

— для недопущения чрезмерного сокращения текущих бюджетных доходов в результате стимулирования регионом притока иностранного инвестиционного капитала предложено внести в БК РФ положение о неснижении межбюджетных трансфертов в случае снижения региональных ставок налога на прибыль.

Теоретическая и практическая значимость работы. Представленные в работе новые результаты вносят определенный вклад в развитие финансовой науки и могут послужить для дальнейших теоретических разработок проблем финансовой глобализации и ее влияния на формирование финансово-инвестиционной политики на уровне региона. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе органов государственной власти, а также в учебном процессе при преподавании курсов «Финансы», «Финансовая среда предпринимательства», «Иностранные инвестиции» .

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены pi получили апробацию в тезисах, статьях и выступлениях на научно-практических конференциях по итогам НИР Саратовского государственного социально-экономического университета за 2007 и 2008 гг., на межвузовской научно-практической конференции Саратовской государственной академии права «Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права (18 апреля 2008 г.), научно-практической (заочной) конференции Удмуртского государственного университета «Развитие финансовой системы страны» (Ижевск, 23−25 октября 2008г).

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в 7 публикациях автора общим объемом 2,95 п.л., в том числе две работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы определена необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация, объемом 184 страницы, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержит 12 таблиц, 6 рисунков, 120 наименований литературных источников.

Заключение

.

Изложенный в диссертации материал по проблемам исследования процессов финансовой глобализации и ее влияния на формирование региональной финансово-инвестиционной политики в России позволяет сделать следующие выводы.

По нашему мнению, финансовая глобализация представляет собой современный этап развития интернационализации финансов, который проявляется в объединении национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой финансовый рынок, а также в усилении взаимозависимости и взаимопроникновения рынков отдельных финансовых инструментов.

На наш взгляд, можно выделить следующие формы финансовой глобализации:

— глобализация капиталов и финансовых инструментов;

— глобализация финансовых институтов;

— глобализация финансового законодательства;

— глобализация финансовых рисков;

— глобализация рынка квалифицированных специалистов в области финансов.

Сущность финансовой глобализации, по нашему мнению, реализуется через выполнение интеграционной, стимулирующей, перераспределительной и рискообразующей функций. В отношении первых трех названных функций мы в основном разделяем мнения авторов, работы которых были проанализированы. В то же время мы считаем необходимым выделить рискообразующую функцию финансовой глобализации, которая проявляется в том, что международные перемещения капитала в большинстве случаев ориентированы краткосрочно и могут быстро изменять направления, улучшить или ухудшить условия в той или иной стране. В периоды процветания «горячие деньги» стимулируют экономический бум, а при спаде многократно усиливают кризисные проявления.

В соответствии с предложенным нами ранее определением финансовая глобализация ассоциируется, прежде всего, с формированием единого мирового (глобального) финансового рынка. Глобальный финансовый рынок — это как организованная, так и неформальная система торговли финансовыми активами и инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами и их эквивалентами, предоставление кредита и мобилизация капитала. В работе определены особенности, присущие глобальному финансовому рынку, а именно:

— огромные масштабы;

— отсутствие четких пространственных и временных границ;

— относительная устойчивость институциональной структуры;

— ограничение доступа заемщиков;

— использование валют ведущих стран и некоторых международных валютных единиц в качестве валюты сделок;

— универсальность рынка;

— применение международных процентных ставок при определении стоимости кредита, в которую входят проценты и различные комиссии;

— более высокая прибыльность операций в евровалютах, чем в национальных валютах;

— диверсификация секторов и инструментов проведения сделок (в условиях появления новых инструментов) на мировом финансовом рынке.

В рамках мирового финансового рынка автор выделяет и дает характеристику валютному рынку, кредитному рынку, рынку инструментов займа (долговых ценных бумаг), рынку инструментов собственности (долевых ценных бумаг), рынку гибридных и производных инструментов. Проанализировав функциональную направленность и тенденции их развития, автор пришел к выводу, что, несмотря на то, что валютный рынок является самым большим по величине сектором глобального финансового рынка, а.

164 кредитный рынок и долговой характер современной мировой экономики явились одной из основных причин финансовой глобализации, её движущей силой сегодня выступают прямые иностранные инвестиции. Национальные экономики становятся все более взаимозависимыми, и во многом это происходит как раз благодаря международным потокам капитала.

Финансовые отношения, опосредующие иностранные инвестиции, в том числе прямые, с точки зрения автора, могут быть охарактеризованы с помощью понятия «иностранный инвестиционный капитал», под которым понимается финансовая категория, характеризующая систему денежных отношений, возникающих в процессе привлечения имущественных и интеллектуальных ценностей зарубежного государства, иностранных юридических и физических лиц и направления их на создание новых предприятий, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения дохода. Мы предлагаем классификацию иностранного инвестиционного капитала по 7 классификационным признакам: по объектам вложения денежных средств (реальный и финансовый), по характеру участия в процессе инвестирования (в форме прямых и непрямых инвестиций), по периоду инвестирования (краткосрочный и долгосрочный), по форме собственности (частный, государственный и совместный), по уровню инвестиционного риска (низкорисковый иностранный инвестиционный капиталсреднерисковый инвестиционный капиталвысокорисковый иностранный инвестиционный капиталспекулятивные инвестиционный капитал), по направлению основной эксплутационной деятельности иностранных инвесторов можно классифицировать на индивидуальных и институциональныхпо целям Анализ показал, что происходивший в мире в последние десятилетия колоссальный рост масштабов иностранного инвестирования был обеспечен почти исключительно за счет взаимного обмена капиталами между развитыми странами. При этом львиная доля иностранных инвестиций была связана не с созданием новых производственных мощностей, а с перегруппировкой сил уже действующих компаний через механизмы слияний и поглощений. С нашей точки зрения, слияния и поглощения представляют собой механизм адаптации национальных экономик к новой обстановке, созданной финансовой глобализацией.

Следует также отметить, что в целях привлечения иностранных капиталовложений многие страны в последние десятилетия модернизировали национальное законодательство. Причем 90% всех изменений были направлены на либерализацию или содействие привлечению иностранных инвестиций посредством обеспечения более льготного режима функционирования осуществляемых капиталовложений, расширения поощрительных мер, либерализацию регулирования прав собственников капитала, упрощение разрешительных процедур, ослабление различных форм контроля.

Россия в последние годы становится все более важным участником процесса движения иностранного инвестиционного капитала. Текущая потребность в иностранных инвестициях связана прежде всего с необходимостью кардинального обновления технологий и оборудования для обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса. ¦

Наше исследование показало, что привлечение иностранного инвестиционного капитала позволяет улучшить состояние платежного балансаспособствует передаче технологий, организационного и управленческого опыта, результатов научно-технических разработок, воплощенных в технике, патентах, торговых марках и т. д.- повышению уровня занятости и квалификации местной рабочей силырасширению гаммы производимой продукцииповышению уровня жизни и покупательной способности населениястимулированию сферы услугпривлечению все нового инвестиционного капитала, поскольку растет доверие к странеснижению уровня монополизации национальной экономики и др.

В то же время, иностранный инвестиционный капитал не должен создавать угрозу экономической безопасности России, которая может проявиться в возможной репатриации капитала и перевод за границу прибылей от иностранных вложений в различной формеухудшении состояние платежного баланса принимающей страныподавлению местных производителей и поставщиков и ограничению конкуренции. Особенно важно принять меры по сдерживанию наиболее негативных проявлений глобальных финансовых кризисов.

Для управления процессом притока иностранного инвестиционного капитала важным является выделение факторов, определяющих перспективы его привлечения. На наш взгляд, такими факторами являются:

1. активность внутренних инвестиционных процессов и внутреннего инвестиционного капитала в стране;

2. стабильность законодательной базы, прозрачность законодательства об иностранных инвестициях;

3. прозрачность финансовой информации о потенциальных объектах инвестирования;

4. наличие специальных структур, работающих над формированием положительного имиджа государства;

5. целенаправленное государственное регулирование активизации инвестиционного процесса;

6. уровень налогообложения иностранных инвесторов.

Опираясь на положительный опыт зарубежных стран в области льгот для иностранных инвесторов, мы считаем целесообразным введение для инвесторов налоговых каникул сроком до 5 лет, а также смягчение условий предоставления инвестиционного налогового кредита. В этом случае зарубежные и отечественные инвесторы получат дополнительный стимул для вложения капитала.

Целенаправленную деятельность государства по мобилизации финансовых ресурсов и их использованию для создания новых объектов производственной и непроизводственной сферы, обновления основных средств и повышения их технического уровня, а также формирования условий для активизации инвестиционных процессов в экономике следует, на наш взгляд, рассматривать как финансово-инвестиционную политику. Финансовые ресурсы, используемые в инвестиционном процессе, принимают форму внутреннего (отечественного) или иностранного инвестиционного капитала.

Финансово-инвестиционная политика, по нашему мнению, может быть подразделена на политику страны в целом (макроуровень), региональную финансово-инвестиционную политику, отраслевую политику и политику субъектов хозяйствования. Под региональной финансово-инвестиционной политикой мы понимаем систему мер, проводимых на уровне региона, способствующую привлечению инвестиционного капитала и определению направлений его эффективного использования в интересах населения региона. Региональная финансово-инвестиционная политика во многом зависит от тех целей, задач и приоритетов, которые заложены в финансово-инвестиционной политике государства. Отличительной особенностью региональной финансово-инвестиционной политики являются объем полномочий региона и его специфические интересы.

При этом мы считаем необходимым выделить следующие типы региональной финансово-инвестиционной политики:

1. финансово-инвестиционная политика, ориентированная на приток иностранного инвестиционного капитала;

2. финансово-инвестиционная политика, ориентированная на приток только внутреннего инвестиционного капитала и ограничивающая иностранный капитал;

3. нейтральная финансово-инвестиционная политика.

Несмотря на существующее разнообразие регионов, как по уровню инвестиционной активности, так и по степени значимости, придаваемой руководством финансово-инвестиционному развитию, мы считаем возможным выделить наиболее значимые, ключевые элементы региональной финансово-инвестиционной политики, ориентированной на приток иностранного инвестиционного капитала:

— разработка регионального законодательства, регулирующего финансово-инвестиционные процессы и направленного на привлечение иностранного инвестиционного капитала;

— система льгот и стимулов финансового и нефинансового характера: о создание системы налогообложения, стимулирующей участников финансово-инвестиционного процессао содействие иностранным инвесторам в получении таможенных льгото гарантии области и поручительства банкам под выделенные ими средства для реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основео аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов и др.;

— создание региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры (создание организационных структур по содействию привлечению инвестиционного капитала, разработка и экспертиза иностранных инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования);

— обеспечение инвестиционной открытости региона предполагает стимулирование притока как иностранного, так и отечественного инвестиционного капитала;

— создание общей инфраструктуры региона, стимулирующей деловую активность, ориентировано на создание и поддержку финансовых институтов, содействующих выводу ценных бумаг региональных предприятий на мировые фондовые биржи.

Все элементы тесно взаимосвязаны между собой и все вместе они формируют определенное представление о регионе как о сфере вложения инвестиционного капитала.

В зависимости от условий и способа взаимодействия с владельцами иностранного инвестиционного капитала региональную финансово-инвестиционную политику, ориентированную на приток иностранного инвестиционного капитала, можно подразделить на агрессивную, консервативную и умеренную. Агрессивная финансово-инвестиционная политика преследует цель привлечения как краткосрочного (в том числе и спекулятивного), так и долгосрочного иностранного капитала. В связи с этим экономика региона является открытой для любого иностранного инвестиционного капитала, не зависимо от целей, которые ставят перед собой инвесторы. Консервативная финансово-инвестиционная политика является более жесткой и избирательной по сравнению с предыдущей. При этом потенциальные инвесторы должны соответствовать ряду критериев, выдвигаемых администрацией региона. Подобные критерии являются, своего рода, превентивными мерами по борьбе со спекулятивным капиталом, целью которого является получение сверхприбыли за короткие сроки времени. Вследствие этого далеко не каждый иностранный инвестор, заинтересованный в партнерстве, может вложить свой капитал. Наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является умеренная финансово-инвестиционная политика. В зависимости от экономического положения региона, а также целей и задач стратегического развития, администрация региона принимает решение о том, какой иностранный инвестиционный капитал (кратко-, средне-, или долгосрочный) является необходимым. При этом критерии «отбора» не будут столь жесткими как в случае консервативной финансово-инвестиционной политики.

Анализ регионального распределения иностранных инвестиций в России дает представление о том, что показатель финансово-инвестиционной привлекательности в стране имеет значительные межрегиональные отличия.

Комплексным показателем, дающим оценку эффективности финансово-инвестиционной политики региона, на наш взгляд, может служить оценка финансово-инвестиционной привлекательности регионов, которая может осуществляться различными методами (рыночный (сравнительный) подход, матричные методы, методы рейтинговых оценок и др.). Мы считаем наиболее целесообразным использование метода рейтинговых оценок, поскольку он легко интерпретируем, основан на комплексном многомерном подходе к оценке финансово-инвестиционной привлекательности региона, позволяет проводить многовариантные расчеты при варьировании различными показателями. В основу расчета итогового показателя рейтинговой оценки нами положено сравнение анализируемого региона по каждому выделенному экономическому показателю с условным эталонным регионом, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. При этом может быть использована следующая система базовых показателей:

1) инвестиционный риск — вероятность потери инвестиций и дохода от них, который включает экономический, политический, социальный, криминальный риски;

2) законодательная активность (наличие регионального инвестиционного законодательства);

3) физический объем промышленного производства;

4) число действующих предприятий с участием иностранного капитала и предприятий со ЮО-% иностранным капиталом;

5) инвестиционный потенциал.

Направления совершенствования финансово-инвестиционной политики субъекта Федерации в отношении привлечения иностранного инвестиционного капитала рассмотрены на примере Саратовской области. Структура экономики Саратовской области является типичной для среднего российского региона: с умеренной степенью риска и средним потенциалом. Проанализировав исторический, природный, научный, экономический факторы, мы пришли к выводу о возможности и необходимости активизации притока как российского, так и иностранного инвестиционного капитала в Саратовскую область. Решение этой проблемы предполагает концентрацию сил в двух основных направлениях — создание благоприятных экономических и правовых условий и осуществление ряда мероприятий организационного характера для активизации инвестиционного процесса.

Следует отметить, что реализуемая в области финансово-инвестиционная политика охватывает практически все выделенные нами ранее ключевые элементы. Предпринятые меры позволили обеспечить существенный рост притока иностранного капитала за последние годы. Однако, достигнутые результаты по привлечению иностранного инвестиционного капитала в Саратовскую область недостаточны. Для повышения эффективности региональной финансово-инвестиционной политики в области привлечения иностранного инвестиционного капитала, на наш взгляд, необходимо разработать комплексную программу привлечения иностранного инвестиционного капитала в Саратовскую область в соответствии с основными целями национального экономического развития. Мы считаем, что в Программе следует предусмотреть:

— отрасли, в которые необходимо направлять иностранный инвестиционный капитал, а именно, развитие экспортного производства в машиностроении, конверсионные оборонные предприятия, средние и мелкие предприятия в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и др.;

— создание системы гарантий, защищающих права зарубежных инвесторовв качестве источников гарантий со стороны правительства области могут выступать средства регионального бюджета, недвижимость и иное имущество, находящиеся в собственности области, природно-сырьевые ресурсы;

— система защиты от негативных последствий иностранных инвестиций, направленная на ограничение притока спекулятивного капитала, ограничение вложений в нежелательные (хотя и высокодоходные) производства, например, табачных изделий (ограничение размера денежных доходов, которые можно вывозить в страну происхождения инвестиций в течение первых 3−5 лет деятельности иностранного инвестора и направление их в социально-значимые отрасли (например, в производство медикаментов, производство товаров детского ассортимента и т. п.).

Для недопущения чрезмерного сокращения текущих бюджетных доходов в результате стимулирования регионом инвестиционной активности мы предлагаем внести в БК РФ положение о неснижении межбюджетных трансфертов в случае снижения региональных ставок налога на прибыль.

Автором рассмотрены разнообразные формы стратегического сотрудничества с владельцами иностранных финансовых ресурсов и сделан вывод, что определенную роль в привлечении иностранного инвестиционного капитала в Саратовскую область должно играть создание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием, поскольку серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством.

Безусловно, в данной работе охвачен не весь спектр проблем в области финансовой глобализации и ее влияния на финансово-инвестиционные процессы в регионах России. Вместе с тем, полагаем, что предложенные варианты решения некоторых основных, с нашей точки зрения, проблем в данной сфере могут быть использованы при разработки концепции оживления финансово — инвестиционных процессов на региональном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (с изменениями от 26 июня 2007).
  2. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3
  3. Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (с изменениями от 29.12.2004 г.).
  4. Закон «О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области» от 27 февраля 1997 г.
  5. Закон «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области» от28 июня 2007. № 116- ЗСО.
  6. Закон «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области» от 1 августа 2007. № 131−3CO.
  7. Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» от 24 ноября 2003 г. № 73-ЗСО (с изменениями от 1 августа 2007 г.)
  8. Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» от 25 ноября 2002 г. №Ю9-ЗСО (с изменениями от 2 августа 2007 г.)
  9. Налоговый кодекс РФ части первая и вторая (с изменениями и дополнениями на 15 ноября 2007 г.). М.: Эксмо, 2007. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 978−5-699−25 115−5
  10. В.Д. Россия: экономический и инвестиционной потенциал. М.: Экономика, 1999. — 662 с. — 5000 экз. — ISBN—282−1 957−4
  11. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. — М.: «Экзамен», 2000. 384 с. — 2000 экз. — ISBN 5−8212−0054−7/
  12. М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. -М: «БЕК». — 1998.-с. 185.
  13. Т. Коллективные инвестиции. — СПб.: «Норма». — 1997. с. 96.
  14. Бор М.З., Денисов А. Ю. Инвестиции и инновации: Словарь -справочник. М.: ДИС. — 1998. — С. 356.
  15. В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: «Питер». — 2000. -с. 160.
  16. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. Том 1−2. — СПб. «экономическая школа». 1997.
  17. В.В. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 1999. — с.41.
  18. Введение в институциональный анализ. — М.: «Дело ЛТД». 1996. -с.325.
  19. Влияние ситуации, сложившейся в 1990—1999 годах в Российской Федерации на перспективы активизации инвестиционной деятельности в 1999—2001 годах. М.- Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. — июнь 1999.
  20. А.А. Инвестиционные процессы в экономике переходного периода: методы исследования и прогнозирования. М.: ИМЭИ. -1997.-с. 203.
  21. А.Г. Организация и финансирование инвестиций. — Омск, издательство Омского государственного университета путей сообщения. 1999. — с. 100.
  22. А.В. Инвестиции и финансирование: методы оценки и обоснования. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. — 1998. — с.528.
  23. В.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие. М.: Финансы и статистика". — 1998. — с.352.
  24. JI. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. — М.: «Дело» -1997.-c.150.
  25. К. Шим, Джоэл Г. Сигел. Финансовый менеджмент. М.: Издательский дом Филин. — 1996. — с.369.
  26. Дож К., Ван Хорн. Основы управления финансами. — М.: «Финансы и статистика». — 1996. — с.472.
  27. А.Г. Иностранный капитал в России и СССР.- М.: «Международные отношения». 1990. — с. 150.
  28. О. В. Глобализация. Перспективы российской экономики. «Процессы глобализации современной экономики»: Тез. докл. науч,-практич. конф. / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2003. — 156 с.
  29. Н.В. Инвестиции: организация управления и финансирования. Учебное пособие. М.: Финансы, ЮНИТИ. — 2000. — с.413.
  30. Е. А. Финансовая глобализация: противоречия и перспективы. «Процессы глобализации современной экономики»: Тез. докл. науч.-практич. конф. / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2003. — 156 с.
  31. Ким А. Г. Управление инвестициями в переходной экономике. М.: «Экономика». 1998. — с.350.
  32. Е.В. Финансы и кредит / Серия «Учебники, учебные пособия» -Ростов н /Д: «Феникс», 2003. 352 с.
  33. М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: «Бизнес-пресса». — 1998. — с.315.35,36
Заполнить форму текущей работой