Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Партийное руководство деятельностью студенческих отрядов Среднего Поволжья. 
1965-1980 гг. (на материалах Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность СО, как одной из форм оказания помощи народному хозяйству страны, повышения общественно-политической активности юношей и девушек, рассматривается в ряде кандидатских диссертаций, посвященных проблемам коммунистического воспитания вузовской молодежи, комсомольской работы в вузах*. Часть работ в области коммунистического воспитания студентов посвящена обоб Камынин H.A. Деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Р, А 3 Д Е Л I. Партийное руководство развитием и организационным укреплением движения студенческих отрядов
  • Р, А 3 Д Е Л П. Деятельность партийных организаций по обеспечению эффективного использования студенческих отрядов в решении народнохозяйственных задач
  • Р, А 3 Д Е Л Ш. Общественно-политическая деятельность бойцов студенческих отрядов

Партийное руководство деятельностью студенческих отрядов Среднего Поволжья. 1965-1980 гг. (на материалах Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Партийное руководство становлением и развитием патриотического студенческого движения — часть многогранной деятельности партии по коммунистическому воспитанию молодежи, которая является важнейшей закономерностью развития социалистического общества. Эта закономерность определяется тем, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия'^.

Основоположники научного коммунизма видели в общественном воспитании и образовании составную часть борьбы рабочего класса за свое освобождение, за победу нового строя. «. наиболее передовые рабочие, — писал К. Маркс, — вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело завир сит от воспитания подрастающего рабочего поколения». I.

К.Маркс и Ф. Энгельс рассматривали воспитание пролетариата как совокупность объективных общественных условий и целенаправленной системы воспитательного воздействия. Они подчеркивали, что пролетариат, завоевав политическую власть, выработает новую систему воспитания. Новый строй, указывал Энгельс, «будет нуж3 даться в совершенно новых людях и создаст их. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. — М., 1977, с. 7. р

Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. — Маркс К., Энгельс Ф. — Соч., 2-ое изд., т.16, с. 198. о.

Энгельс Ф. Принципы коммунизма. — Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., 2-ое изд., т.4, с. 335.

По мысли классиков марксизма-ленинизма, содержанием пролетарского воспитания должно стать соединение труда, «умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения» «^.

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о сущности и основных принципах воспитания человека-созидателя нового общества получили дальнейшую разработку в трудах Б. И. Ленина.

Формирование личности, отмечал В. И. Ленин, происходит при активном влиянии объективных условий и субъективных факторов, в результате ее повседневной деятельности. Оно включает воздействие общей и непосредственно окружающей человека социальной среды, самовоспитание и организованную систему воспитания. Факторы воспитания неразрывно связаны друг с другом, однако общественная система воспитания играет первостепенную роль. Вождь партии подчеркивал необходимость углубления и расширения партийного влияния на массы, умелого педагогического подхода к ним**.

Процесс революционного преобразования общества на началах коммунизма, по мысли В. И. Ленина, — это комплексная задача, в которой решение экономических и социально-политических проблем органически связано с формированием всесторонне подготовленных людей, с их воспитанием и обучением. Воспитание людей он характеризовал как длительный процесс, как «грядущий результат вполне развитого, вполне упрочившегося и сложившегося, вполне раз Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. — Маркс К."Энгельс Ф. — Соч.,.

2-ое изд., т.16,с.198. р

Ленин В.И. О смешении политики с педагогикой. — Полн. собр.соч., т.10, с. 356.

— 5 вернутого и созревшего коммунизма. 11 ^ .

В условиях совершенствования развитого социализма, который партия определила как «общество, где уже полностью созданы экономическая база, социальная структура, политическая система, соответствующие социалистическим принципам, где социализм развивается, как принято говорить, на своей собственной, коллективист-р ской основе, возрастает руководящая роль КПСС в формировании нового человека, в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

В период развитого социализма партия и народ решают задачи небывалых масштабов. Советский народ под руководством КПСС осуществляет крупнейшие комплексные социально-экономические программы, добивается интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса, меняет облик громадных регионов, настойчиво борется за то, чтобы колоссальные возможности советской экономики, науки, культуры, природные ресурсы использовались как можно полнее и эффективнее. От того, как партия сумеет мобилизовать духовную энергию советского народа, поднять его трудовую и социальную активность,-отмечалось на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС, — во многом зависят темпы движения нашего общества вперед. Партия исходит из того, что формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие 3 коммунистического строительства. Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. — Полн. собр.соч., т.41, с. 33. р

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с. 8.

3 Там же, с. 24, 29.

Направляя процесс коммунистического воспитания трудящихся, КПСС неуклонно воплощает принцип комплексного подхода к работе по воспитанию личности коммунистического типа, содержание которого глубоко раскрыто в материалах ХХШ-ХХУ1 съездов КПСС, в решениях июньского (1983г.) Пленума Щ КПСС. Оно заключается в обеспечении «тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся» *.

В решении задач коммунистического строительства, формирования нового человека партия придает важное значение коммунистическому воспитанию молодежи. В постановлении Щ КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» (июль 1984 г.) подчеркивалось, что КПСС «определяя перспективы развития странц в значительной мере рассчитывает на мастерство рук, на трудовой энтузиазм нынешней молодежи» ^.

Ныне в народном хозяйстве страны из 41,7 миллионов комсомольцев занято 57,9%, из них 47,3% - непосредственно в сфере материального производства. Это миллионы энтузиастов, которые трудятся в промышленном и сельскохозяйственном производстве, возводят важнейшие народнохозяйственные объекты, 135 из которых объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза:

Стенографический отчет. — М.: Политиздат, 1976, т. I, с. 100. р

0 дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление Щ КПСС. — Правда, 1984, 7 июля. о и Помощник и резерв партии.- Агитатор, 1983, № 19, с. 26.

Одним из многочисленных и активных отрядов советской молодежи является студенчество? Годы пребывания в вузе являются серьезным и важным этапом становления личности молодого человека. В этот период распиваются способности, проявляются таланты, совершенствуется интелект, расширяется круг познания, приобретается профессия.

Задача современного образования состоит не только в том, чтобы снабдить студента хорошими профессиональными знаниями, но и в том, чтобы подготовить специалиста, глубоко понимающего и осознающего свою роль в обществе, творчески овладевшего марксистско-ленинской теорией, умеющего применять полученные знания на практике. Иначе говоря, выпускник вуза должен быть специалистом высокой квалификации, опытным организатором, руководителем с четкой политической программой, высоким уровнем культуры.

Формирование коммунистического мировоззрения — одна из важнейших задач высшей школы. Она включает в себя широкий комплекс теоретических проблем и органически связана с практикой коммунистического строительства.

Поэтому условием превращения знаний в убеждения является соединение изучения марксизма-ленинизма с общественно-политической практикой, с участием в общественно-производительном труде. Специалист должен уметь быстро и оперативно принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, создавать соответствующую потребностям производства психологическую атмосферу в коллективе, быть заботливым и внимательным руководителем. На начало 1981/1982 уч.г. в вузах и техникумах обучалось около 10 млн. человек, из них в вузах — свыше 5 млн. студентов. (Население СССР: Справочник. — М., 1983, с.112).

Таким образом, главное внимание высшей школы на современном этапе, отмечалось в постановлении Щ КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» , — «должно быть сосредоточено на всестороннем улучшении качества профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания специалистов, укреплении связи с I производством, практикой коммунистического строительства .

В последние годы значительно омолодился возрастной состав р студентов. Недостаток трудового опыта учащейся молодежи осложняет подготовку специалистов, призванных руководить коллективами трудящихся. Этот дефицит восполняется производственной прако тикой и работой в студенческих отрядах (СО), ставших комплексной формой коммунистического воспитания студенческой молодежи, 0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. — Коммунист, 1979, № II, с. 6.

Так, 70−80 $ первокурсников моложе 20 лет. /Иконникова С. Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. -Л.: изд-во ЛГУ, 1974, сЛОЗ/. В 1977/1978 учебном году, например, 65,5% поступивших на дневное отделение вузов были вчерашними школьниками. /Кинебурский A.B. Динамика ориентации молодежи на высшее образование. — Социологическое исследование, 1979, № 2, с. 101/. о.

По мере развития студенческого движения: расширения сферы деятельности студентов во время летних каникул, появления отрядов нестроительного направления, специализированных студенческих отрядов — более правильным будет употребление термина «студенческие отряды» (СО). Применение термина «студенческие строительные отряды» (ССО) будет справедливо к отрядам, которые трудятся в строительстве, а таких большинство во Всесоюзном студенческом отряде (ВСО). формой органического соединения обучения с производственным трудом, практического участия юношей и девушек в решении экономических задач в СССР.

Поистине школой гражданственности стало для студентов вузов и техникумов, а в последние годы и для многих учащихся ГПТУ, движение студенческих отрядов. Оно доказывает, что участие студента в общественной жизни — это полнокровная деятельность, которая много дает молодому человеку, развивает чувство ответственности, приносит признание общества.

Во время летнего семестра юноши и девушки трудятся в системе 60 министерств и ведомств. Только в трудовом семестре 1983 года ими был выполнен объем работ на сумму свыше I миллиарда 700 миллионов рублей. А всего с 1959 г. школу студенческих отрядов прошли 10 миллионов 300 тысяч человек*. География работ Всесоюзного студенческого отряда (ВСО) — все союзные республики, более 70 областей РСФСР2.

Студенты особенно гордятся тем, что они участвовали в освоении сибирской нефти, в сооружении крупнейших новостроек страны — Волжского и Камского автомобильных заводов, газопроводов и ряда других объектов.

Учитывая широкий размах патриотического движения студенческой молодежи, экономическую значимость СО и то, что студенты — это завтрашние командиры производства, бупущие воспитате Приступко В., командир Всесоюзного студенческого отряда. Отряд шагает в ногу с пятилеткой. — Комсомольская правда, 1984, 26 мая. 2.

Лияскин В.П., Ермошин Г. Т., Приступко В. А. и др. ССО: .стройка, стзэденты, отряд.- М.:Стройиздат, 1978, с. 15. ли нового поколения строителей коммунизма, творцы новых культурных ценностей, партия уделяла самое пристальное внимание становлению и развитию студенческих отрядов.

Советские ученые проявляют глубокий интерес к исследованию вопросов партийного руководства коммунистическим воспитанием молодежи, комсомолом в условиях совершенствования развитого социализма*.

В семидесятые годы появилось значительное количество работ, рассматривающих проблему коммунистического воспитания ву См.: Апресян З. Г., Оулемов В. А. Партийное ядро в комсомоле. — М.: Знание, 1975; Большаков В. И. Комоомол в политической системе развитого социализма. — Кишинев, 1978; Зашфьянов В. З., Мусин Ч. Ленинские принципы партийного руководства комсомолом.-Алма-Ата, 1974; Иконникова С. Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974; Ильинский И. М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. — М.: Молодая гвардия, 1981; Королев A.M. Надежный помощник партии. — М.: Знание, 1978; Криворученко В. К. Творческий вклад КПСС в развитие ленинского учения о молодежи и комсомоле в условиях развитого социализма. — М., 1975; Лепехин С. М. Ленинские принципы воспитания молодежи. — Л., 1975; Рябов В. В. Коммунистическое воспитание молодежи в условиях развитого социализма.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979; Трущенко Н. В. Партия организатор и руководитель комсомола. — М.: Молодая гвардия, 1973; Тяжельников Е. М. Союз молодых ленинцев. — М.: Политиздат, 1977. зовской молодежи и в частности трудового воспитания студенчества". Большая часть этих работ написана в общетеоретическом плане, и вопросы трудового воспитания студенчества, в том числе и.

Ч ч в студенческих строительных отрядах, занимают в них мало места.

Наибольший вклад в изучение проблем коммунистического воспитания вузовской молодежи, трудового воспитания студенчества в процессе производственной практики, научно-исследовательской работы, участия в патриотическом движении GO представляют иср следования Е. С. Ольховского. В его работах обобщены новые тенденции, формы и методы партийного руководства коммунистическим воспитанием студентов в условиях развитого социализма.

При изучении темы значительный интерес представляет коллективная монография «Партийная работа в вузе». В ней исследу Демидова А. И. Планирование системы мероприятий по коммунистическое воспитанию студенческой молодежи. — М., 1972; Жите-нев В. А. Годы студенчества. — М., 1972; Кириллова М. В. Общественно-политическая активность студенчества: структура и условия ее формирования. — Харьков, 1970; Лисовский В. Т., Иконникова С. М. Молодежь о себе, о своих современниках. — Л., 1969; Лисовский В. Т., Дмитриева А. В. Личность студента. — Л., 1974; Морд-кович В. Общественная активность молодежи. — М., 1970; Мостовой С. Н. Ленинские принципы идейно-воспитательной работы. — М., 1972; 0 коммунистическом воспитании студенческой молодежи.- М., 1971; Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. — Ростов-на-Дощу, 1968. р

Ольховский Е. С. Коммунистическое воспитание студентов. -Л.:Лениздат, 1971; Ольховский Е. С. Годы студенческие. О коммунистическом воспитании будущих специалистов.-Л.: Лениздат, 1977. о Кочергин А. Н., Бубнова А. П., Лисс А. Ф. Партийная работа в вузе. — М., 1979. готся формы и методы партийного руководства воспитанием вузовской молодежи: идейно-политическим, трудовым, нравственным.

Непосредственно вопросы трудового воспитания вузовской молодежи в студенческих отрядах, историю возникновения и развития патриотического движения СО, аспекты организаторской роли ВЛКСМ в становлении студстроя, ее основные направления и формы деятельности рассматриваются в книге «Студенческая целина» *.

Наиболее полным исследованием о деятельности Всесоюзного р студенческого отряда является монография Е. Ф. Артемьева. В указанной работе показывается история патриотического движения, расщэывается руководящая роль КПСС, Советского правительства, партийных и советских органов в его возникновении и развитии, деятельность Щ ВЛКСМ, местных комсомольских органов по руководству отрядами, их организационно-политическому укреплению. В историческом плане рассмотрены и охарактеризованы основные направления деятельности студенческих отрядов (идейно-воспитательная, общественно-политическая, производственная), направленные на подготовку идейно-убежденных, высокообразованных и готовых к общественно-производительному труду специалистов нашей страны. Студенческая целина. — Ростов-на-Дону, 1974. р

Артемьев Е. Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи: История, опыт патриотического движения студенческой молодежи / 1959;1975 г. г. /. — М., 1978 .

Проблемы трудового воспитания вузовской молодежи, в том числе и через СО, в условиях развитого социализма получили развитие в материалах научных конференций^" .

Вопросы совершенствования деятельности СО, организации и улучшения их работы, обобщение передового опыта рассматривались на научно-практических конференциях и совещаниях руководителей СО2.

Обобщению и распространению передового опыта студенческих отрядов во многом способствовали Всесоюзные слеты участников 3 студенческих отрядов. См.: Молодежь, ее стремления, интересы, идеалы: Научно-теоретическая конференция «Социализм и молодежь». — М., 1969; ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи:. — М., 1972; Всесоюзная научная конференция «Ленин и молодежь», посвященная 50-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина. — М., 1974; Труд как важнейший фактор формирования нового человека. Всесоюзная научная конференция. — Киев, 1974; ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы комьлунистического воспитания молодежи. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Минске (июнь 1976 г.)(- М.: Молодая гвардия, 1976. р

Студенческие строительные отряды: Опыт, проблемы, перспективы. — Алма-Ата, 1971; Студенческие отряды — эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи. — Кишинев, 1971; Материалы Всесоюзного совещания руководителей отрядов безвозмездного труда. 19 декабря 1979 г. -М., 1980. о Документы и материалы Всесоюзного слета участников студенческих отрядов. 25−26 апреля 1979 г. — М.: Молодая гвардия, 1979; Материалы Всесоюзного слета участников студенческих отрядов 26−27 мая 1984 г. — Комсомольская правда, 1984, 26, 27 мая.

— 14.

За 25 лет существования ВСО о студенческих отрядах было написано много литературы публицистического характера*, которая во многом способствовала пропаганде труда студентов в период летних каникул. В ней подробно рассказывается об участии вузовской молодежи различных регионов нашей необъятной страны в сооружении народнохозяйственных объектов, проведении ими идейно-воспитательной и общественно-политической работы в местах дислокации. Бочаров Г., Дуэль И. Флаги над степью: /Участие комсомола в освоении целинных земель/. — М.: Знание, 1966; Величко В., Латыш Н., Унукович В. Третий семестр. — Минск, 1969; Запишите меня в стройотряд. — Мордовское книжное издательство, 1981; Зорников И. Н. Роль студенческих строительных отрядов в формировании личности студента. — В кн.: Молодежь: проблемы и практика воспитания. — Воронеж, 1976, с. 143−151- Мы — твои бойцы пятилетка. — Рига, 1973; Планета ССО. — Уфа, 1977; Планета Целина.-М.: Молодая гвардия, 1965; Поиск на заре. — М., 1962; Семен-ченко А.Я., Петров И. Г. Союз интеграла и мастерка. — М.: Знание, 1976; Студенческий строительный. — М.: Молодая гвардия, 1975; Это здорово — строить свою планету. — Фрунзе, 1972.

— 15.

К середине семидесятых годов появляется научно-методическая* и справочно-информационная2 литература по вопросам студенческих отрядов. В литературе этого плана встречается краткий рассказ об истории формирования студенческого трудового движенияесть страницы, повествующие об общественно-политической деятельности СО. В основном эта литература освещает вопросы, связанные с организацией производственной и общественно-политической деятельности отрядов, со спецификой отношений между линейными отрядами и принимающими организациями. См.: К высотам студенческих строек: Пособие в помощь комсомольскому активу по организации работы студенческих строительных отрядов. — Ростов-на-Дону, 1972; Методические рекомендации в помощь организаторам студенческого строительного движения. -Минск, 1979; Методические рекомендации по подготовке студенческих отрядов к трудовой и общественно-политической деятельности в период летних и осенних работ. — М., 1982; Студенческий строительный отряд как воспитатель: Учебно-методическое пособие. -М., 1980; Трудовой семестр. Вопросы воспитательной и производственной эффективности. — М.: Изд-во МГУ, 1974; Трудовой семестр: Вопросы организации общественно-политической практики и социалистического соревнования в студенческих отрядах. — М.: Изд-во МГУ, 1973; Трудовой семестр. Студенческие отряды и воспитание подростков. — М.: Изд-во МГУ, 1973. о.

См.: Сборник нормативных документов о деятельности студенческих отрядов. — М., 1978; Справочник-пособие по организации деятельности студенческих отрядов. — М.: Молодая гвардия, 1979; ССО: стройка, студенты, отряд. — М.: Стройиздат, 1978; Третий семестр: Организатору ССО. — М.: Молодая гвардия, 1975.

Деятельность СО, как одной из форм оказания помощи народному хозяйству страны, повышения общественно-политической активности юношей и девушек, рассматривается в ряде кандидатских диссертаций, посвященных проблемам коммунистического воспитания вузовской молодежи, комсомольской работы в вузах*. Часть работ в области коммунистического воспитания студентов посвящена обоб Камынин H.A. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по формированию общественно-политической и трудовой активности студентов высших учебных заведений. /1966;1970 гг./. Дисс.. канд.ист.наук. — Иркутск, 1978; Конюхова Т. В. Деятельность ВЛКСМ по выполнению решений партии о развитии и совершенствовании комплексных форм коммунистического воспитания молодежи. Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1974; Павленко Т. В. Партийное руководство высшей школой в годы восьмой пятилетки: /По материалам партийных организаций Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев/. Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — Ростов-на-Дону, 1980; Перепелицин B.C. Деятельность партийных организаций Урала по коммунистическое воспитанию студенчества в годы восьмой пятилетки (1966;1979 гг.): (На материалах технических вузов Пермской, Свердловской и Челябинской областей). Автореф. Дисс. J. канд.ист.наук. — Свердловск, 1981; Чеберяк Е. В. Руководство Коммунистической партии комсомолом высших учебных заведений, I97I-I975 гг.: (На материалах партийных организаций Сибири и Дальнего Востока). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. -М., 1980; Черноскутов В. Е. Комсомольские организации Западной Сибири — помощники партии в подготовке специалистов в девятой пятилетке (I97I-I975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — Новосибирск, 1980. щениго опыта работы партийных организаций союзных республик^. В указанных трудах исследуются некоторые аспекты партийного ру ководства деятельностью ССО, но основное внимание сосредоточено на освещении производственной деятельности студенческих отрядов, общественно-политической работы участников трудового семестра среди местного населения.

Вопросам партийного руководства деятельностью комсомольских организаций по развитию движения студенческих отрядов посвяще2 ны несколько кандидатских диссертаций. Ибрагимов А. Деятельность Компартии Узбекистана по развитию общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма (1966;1975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1983; Момбекова Ж. К. Деятельность комсомола Киргизии по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи вузов (1966;1970 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — Ташкент, 1981; Яновский O.A. Трудовой вклад вузовской молодежи Белоруссии в выполнении народнохозяйственных задач девятой пятилетки (I97I-I975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — Минск, 1981. р

Квициани Л. Д. Комсомол — активный помощник партии в коммунистическом воспитании будущих специалистов в студенческих отрядах (I97I-I980 гг.): (На материалах комсомольских организаций автономных республик Северного Кавказа). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — Махачкала, 1981; Молокова Т. А. Руководство КПСС деятельностью комсомолом по осуществлению комплексного подхода к коммунистическому воспитанию студентов в условиях развитого социализма (на примере студенческих отрядов). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1980; Эсмантович И. Ф. Партийное руководство деятельностью комсомола по совершенствованию работы студенческих строительных отрядов (1959;1975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1976.

Среди них следует вьщелить исследования Артемьева Е. Ф. и Безбородова А.Б.*. Их отличает солидная источниковая база, в них дана периодизация развития патриотического студенческого движения, рассмотрены направления партийного руководства деятельностью СО, содержатся выводы и рекомендации по улучшению работы студенческих отрядов.

Лишь отдельные вопросы партийного руководства трудовым воспитанием студенческой молодежи в вузах Среднего Поволжья р нашли отражение в диссертациях Федорова Г. Б. и Фелифорова Б. А. .

Анализ опубликованной литературы, научных исследований показывает, что изучение проблемы партийного руководства становлением и развитием патриотического движения студенческих отрядов только начато, йце не получило широкого освещения партийное руководство движением СО по регионам. Артемьев Е. Ф. Комсомол — активный помощник партии по трудовому воспитанию молодежи в студенческих строительных отрядах (1959;1974 гг.). Дисс.. канд. ист. наук. — Казань, 1975; Безбородое А. Б. Партийное руководство деятельностью московской городской организации ВЛКСМ по развитию движения студенческих отрядов в годы УШ и IX пятилеток (1966;1975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист. наук. — М., 1981.

Федоров Г. Б. Деятельность КПСС по развитию высшего образования в период между ХХ1У и ХХУ съездами КПСС: (По материалам Куйбышевской области). Дисс.. канд. ист. наук. — Куйбышев, 1982; Фелифоров Б. А. Деятельность партийных организаций Поволжья по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи (1959;1965 гг.): (На материалах Куйбышевской, Саратовской, Ульяновской областей). Дисс.. канд. ист. наук. -Казань, 1970.

— 19.

Актуальность изучения форм и методов партийного руководства студстроевским движением определяется возрастанием роли высшей школы в жизни советского общества*, «которая существенно влияет на темпы нашего экономического, социального и духовного прогресса, да и на обороноспособность страны. Именно здесь, -подчеркнул Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС К. У. Черненко, — создаются человеческие предпосылки того, что является нашей первостепенной заботой, — органичного соединения социалистической системы хозяйствования с новейшими достижениями ми научно-технической революции .

Изучение опыта, накопленного вузовскими партийными и комсомольскими организациями по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи в СО, представляет значительный научный и практический интерес, т.к. в студенческих отрядах бупущие специалисты проходят школу трудовой, идейной и нравственной закалки, приобретают опыт коллективной работы, на практике закрепляют полученные в вузе знания, вносят существенный вклад в осуществление народнохозяйственных планов. Накопленный опыт может В страле подготовлены многочисленные квалификационные кадры специалистов. Так, среди занятых в общественном производстве число лиц с высшим и средним образованием увеличилось с 39,5 млн. чел. в 1970 г. до 73,3 млн. человек в 1979 г., или на 86,0%, из них с высшим образованием на 79,0%. /Население СССР: Справочник. — М., 1983, с.115/. Эти сдвиги имеют огромное значение. Трудящиеся составляют главную производительную силу общества, и от того, насколько высок уровень образования и уровень профессиональной подготовки работающих, в решающей степени зависит успех дела.

2 Черненко К. У. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. — Правда, 1984, II апреля. и должен быть использован для дальнейшего совершенствования об! щественно-политической и производственной деятельности отрядов.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена еще и тем, что современная молодежь не получает в повседневной жизни той классовой закалки, которую приобрели люди старшего поколения, позже вступает в самостоятельную жизнь. «Дело еще и в том, -говорил на июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС тов. К. У. Черненко, — что наш противник стремится использовать в своих целях особенности психологии молодежи. Ведь она по собственному, личному опыту не знает суровых испытаний классовой борьбы и войн, когда предельно обнажались подлинное лицо империализма, его ненависть к народам нашей страны, к социалистическому строю. Вот почему надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи» *.

Работа молодежи в СО позволяет строить изучение марксистско-ленинской теории студентами так, что оно органически сливается с их практическими делами, а ведь «. истина прочно ус~ о ваивается тогда, когда она пережита, а не просто преподана» .

Объектом данного диссертационного исследования избрана деятельность партийных организаций Среднего Поволжья (Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей) по совершенствованию и развитию патриотического движения студенческих отрядов в 1965;1980 гг. Материалы Пленума Дентрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с. 55. о.

ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля — 3 марта 1981 года. Стенографический отчет. — М.: Политиздат, 1981, т.1, с. 86.

— 21.

Среднее? Поволжье является одним из индустриальных регионов страны. Здесь сосредоточены мощные производственные объединения, выпускающие автомобили и самолеты, химическое оборудование и строительные материалы*.

За последние несколько пятилеток в регионе значительно выросла численность специалистов с высшим и средним специальным образованием. Так, с 1960 по 1975 год количество рабочих в Куйбышевской области возросло на 65,0 $, а специалистов — в 2,6 р раза. Особенно повысилось число конструкторов, технологов, механиков, энергетиков, экономистов. В Ульяновской области численность специалистов выросла с 51,3 тысяч в 1965 г. до 129,6 тысяч в 1980 г. (в том числе с высшим образованием с 17,5 тысяч до 48,1 тысячисо средним специальным образованием — с 33,8 о тысяч до 81,5 тысяч) .

На всех участках народного хозяйства региона трудятся, как правило, выпускники вузов и техникумов Куйбышева, Пензы, Ульяновска.

Так, например, в Куйбышевской области в 1975 г. действовало 25 цроизводственных объединений и 454 предприятия, состоящих на самостоятельном балансе. Только за годы девятой пятилетки в области вошло в строй 25 новых предприятий, свыше 300 цехов и производств, было освоено 1400 новых типов машин, оборудования, приборов и материалов, 600 изделий промышленности были удостоены государственного Знака качества./Куйбышевская область: Исто-рико-экономический очерк. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1977, с. 216, 227, 229./. Куйбышевская область: Историко-экономический очерк. — Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, 1977, с. 224. Ступени роста. Ульяновская область за годы X пятилетки: Статистический сборник. — Саратов: Приволжское книжное издательство, Ульяновское отделение, 1981, с. 75.

— 22.

В 1980 г. подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием осуществлялась в Куйбышевской области 12 высшими учебными заведениями, насчитывающими 72,5 тысяч студентов (45,2 тысячи — дневной формы обучения) — 60 средними специальными учебными заведениями, насчитывающими 69,0 тысяч студентов (40,0 тысяч на дневных отделениях)1. В Пензенской области в 4-х дневных вузах обучалось 14 тысяч студентов. В Ульяновской — 3 высших учебных заведения с общим числом студентов 17,7 тысяч (9,9 тысяч — дневной формы обучения), 20 средних специальных учебных заведений (20 тысяч студентов, 14,2 тысячи — на днево ных отделениях) .

Студенты большинства вузов и техникумов Среднего Поволжья принимали активное участие в патриотическом движении СО. С 1965 по 1980 гг. студенческие отряды Среднего Поволжья прошли славный путь.

Так, численность Куйбышевского областного студенческого от-реда выросла с 512 студентов в 1965 г. до 7563 человек в трудовом семестре 1980 г. За 16 лет студстроевского движения в Куйбышевской области школу студенческих отрядов прошли более 82 тысяч человек. Студенческие строительные отряды Куйбышевсо На трудовом марше. Рассказы о десятой пятилетке. — Куйбышев: Куйбышевское книжн. изд-во, 1981, с. 89,189. р

От конференции к конференции. ХУШ-Х1Х. (Делегату XIX Пензенской областной комсомольской конференции). -Пенза, 1978, с. 31. о.

Ступени: роста. Ульяновская область за годы X пятилетки.: бтатистический сборник. — Саратов.: Приволжское книжное изд-во, Ульяновское отделение, 1981, с. 99. го 0С0 (не считая отрядов нестроительного направления) за годы трех пятилеток освоили капиталовложений на сумму более 162 млн. рублей1.

Большой вклад в развитие народного хозяйства области внесли студенческие строительные отряды вузов и техникумов Пензенской области. Только за годы девятой пятилетки ими было освоено 31,6 млн. рублей капиталовложений, сдано в эксплуатацию 243 объекта различного назначения. Школу трудового семестра за годы р пятилетки прошли более 9 тысяч пензенских студентов .

Более 20 млн. рублей капиталовложений освоили бойцы Ульяновского областного студенческого отряда за годы девятой пяти3 летки .

Областные студенческие отряды Среднего Поволжья часто были инициаторами или же первыми последователями интересных начинаний в СО.

Так, именно куйбышевцам принадлежит такое важное открытие в студстроевском движении, как техникумовские отряды. Это начинание Куйбышевского 0С0 было отмечено в специальном постановлении Центрального штаба Всесоюзного студенческого отряда, в Подсчитано автором на основе документов, содержащихся в ф. 1683 Партийного архива Куйбышевского обкома КПСС (ПАК0), оп. 34, д. 696, л.Зд.78, л.1- д. 106, л.1- д. 261, л.2- оп.35, д. 41, л.Зоп.36, д. 72,л.2- оп.37, д. 8584, л.Зоп.38, д. 68, л.2, оп. 39, д. 64, л.2 и текущем архиве Куйбышевского областного штаба студенческих строительных отрядов. Итоговый отчет Куйбышевского ОССО мЖигули-80″, л. I.

2 Делегату ХУШ Пензенской областной комсомольской конференции — Пенза, 1975, с. 87. Партийный архив Ульяновского обкома КПСС (ПАУО), ф.1927, оп.17, д. 118, л.З. котором куйбышевский эксперимент был одобрен и рекомендован к распространению*.

В 1969 году тольяттинские студенты стали инициаторами студ-строевских субботников в подготовительный период, как «генеральной репетиции» отрядов перед трудовым семестром. Этот почин полностью себя оправдал и стал хорошей традицией во Всесоюзном студенческом отряде.

Под руководством партийной организации больших успехов в повышении качества подготовки и общественно-политической активности студентов добился ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт имени академика С. П. Королева. Институт неоднократно отмечался Минвузом РСФСР и Щ ВЛКСМ за хорошую работу студенческих отрядов.

Заслуженное признание получил опыт работы Пензенского 0С0, где под руководством областного комитета партии уже в годы восьмой пятилетки организационные принципы СО были использованы для организации работ не только студенческими, но и рабочими коллективами. Это обеспечивало достижение непрерывности в работе на строительстве сельскохозяйственных объектов летом и зимой?

П Под руководством партийной организации Ульяновского сельскохозяйственного института в 1978 г. был создан уборочно-транспортный комплекс, который работал по метода ипатовских Так начиналась биография. — Волжский комсомолец, 1972,.

15 августа. о.

Партийный архив Пензенского обкома КПСС (ПАПО), ф.615, оп. 2, д. 1294, л.8. земледельцев. Объединенный уборочно-транспортный комплекс добился высоких производственных показателей, все работы проводились только с хорошим и отличным качеством.

Уборочио-транспортные комплексы Ульяновской области были удостоены высокой оценки на Всесоюзном слете студенческих отрядов, их работа была рекомендована для изучения и распространения в других студенческих коллективах страны!

Успехи областных студенческих отрядов Среднего Поволжьяследствие повседневного конкретного партийного руководства.

Исследуемый период 1965;1980 гг. характеризуется высокими 2 темпами социально-экономического развития страны .

Решение народно-хозяйственных задач этого периода потребовало дальнейшего улучшения подготовки специалистов. Это тесно связано с решением задач марксистско-ленинского образования и коммунистического воспитания студенческой молодежи.

Особое место в деятельности высшей и средней специальной школы, — говорил на Всесоюзном слете студенческих отрядов (апрель 1979 г.) Б. Н. Пастухов, — принадлежит студенческим отрядам. Они удачно сочетают в себе цели обучения и воспитания с активным участием в высокопроизводительном труде, инициативу с реше.

1 ПАУО, ф.1927, оп.21, д. 148, лЛ5. р

Производительность общественного труда в 1980 г. составила 203% по отношению к 1965 г. / Народное хозяйство СССР 1922;1982.: Юбилейный статистический ежегодник. — М.: Финансы и статистика, 1982, с. 59.

— 26 нием конкретных народнохозяйственных задач" *.

В указанные годы бойцы студенческих отрядов осваивали целину, трудились на строительстве БАМа и КамАЗа, «Атоммаша», Саяно-Щушенской ГЭС, на 144 Всесоюзных ударных комсомольских стройках, участвовали в освоении Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Именно в эти годы произошло организационное становление р студенческих отрядов. В решениях партийных органов были закреплены цели и задачи отрядов, принципы их жизни и деятельности, организационное строение, формы и методы руководствадальнейшее развитие получила системы партийного руководства студ-строевским движением. о.

В указанный период появились первые СО региона. Партийными организациями областей Среднего Поволжья была проведена большая' работа по совершенствованию руководства деятельностью студенческих отрядов, которые получили всеобщее признание, выросли численно, организационно укрепились. Пастухов Б. Н. Студенческие отряды — важная форма общественно-политической и трудовой закалки молодежи, воспитания идейно убежденных, сознательных борцов за коммунизм. — В кн.: Документы и материалы Всесоюзного слета участников студенческих отрядов 25−26 апреля 1979 г. — М.: Молодая гвардия, 1979, с. 17. 2.

См. приложение № I. о.

Первые студенческие отряды в Куйбышевской и Пензенской областях появились в 1965 г., а в Ульяновской — в 1966 г.

— 27.

Исходя из актуальности вопроса, теоретической и практической значимости проблемы, автор ставит в диссертации следующие задачи:

— изучить и обобщить новые формы и методы партийного руководства деятельностью СО, выработанные в 1965;1980 гг. вузовскими партийными организациями, обкомами КПСС;

— исследовать деятельность партийных организаций по формированию СО, росту партийного ядра в студенческих отрядах региона, по подбору и расстановке командного звена СО, по обучению кадров командиров и комиссаров линейных и районных студенческих отрядов, по пропаганде и агитации передового опыта лучших студенческих строительных отрядов, по использованию принципов организации СО рабочими коллективами, по координации деятельности всех организаций, занимающихся СО;

— обобщить деятельность партийных организаций по развитию и совершенствованию производственной, идейно-воспитательной и общественно-политической деятельности СО;

— выработать некоторые рекомендации по использованию опыта, накопленного партийными организациями Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей по дальнейшему совершенствованию и развитию деятельности патриотического движения СО.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на материалах одного из вузовских регионов страны — Среднего Поволжья (Куйбышевская, Пензенская, Ульяновская области) — рассмотрена деятельность партийных и комсомольских комитетов, вузовских партийных и комсомольских организаций по становлению, развитию и совершенствованию работы студенческих отрядов, как одной из важнейших комплексных форм коммунистического воспитания студенческой молодежи.

В диссертации рассматривается ряд таких малоисследованных вопросов как повышение ответственности принимающих студенческие отряды организаций за рациональное использование сил студентов и учащихся, деятельность партийных организаций по более широкому привлечению учебных баз и комбинатов промышленных и строительных организаций для профессионального обучения бойцов отрядов.

В работе сделана попытка оценить воспитательную эффективность СО, направленную на подготовку будущих молодых специалистов с высокими профессиональными знаниями, организаторскими навыками, умением работать с людьмиспециалистов, владеющих основами марксистско-ленинской науки, активных проводников политики партии.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в нем сделаны определенные теоретические обобщения, предпринят системный анализ деятельности партийных организаций по становлению и развитию патриотического студстроевского движения. В диссертации разработан ряд рекомендаций, которые могли бы способствовать повышению эффективности использования студенческих отрядов в коммунистическом воспитании молодежи.

Материалы диссертации могут найти применение в практике партийной и комсомольской работы в вузах и средних технических заведениях. Они могут быть использованы в учебной работе — в курсах лекций и на практических занятиях по общественным и специальным дисциплинам, а также в пропагандистской работе партийных и комсомольских организаций.

— 29.

Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения основоположников марксизма-ленинизма, документы Коммунистической партии — Программа КПСС, материалы ХХШ-ХХУТ съездов партии, Пленумов и постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Конституции СССР, выводы, содержащиеся в статьях и выступлениях Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко* и других руководителей партии и Советского государства^.

Внимание к проблемам коммунистического воспитания молодежи усилилось в связи с подготовкой и проведением общественно-политических кампаний по празднованию 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, 165-летия со дня рождения К. Маркса, 60-летия образования СССР, 80-летия П съезда РСДРП.

Программа КПСС, материалы съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, постановления партии и правительства составили одновременно наиболее важную группу источников при изучении проблемы. См.: Черненко К. У. Избранные речи и статьи. — Изд. 2-е, дополненное. — М.: Политиздат, 1984; Черненко К. У. Речь на внеочередном Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984 года. — Политическое самообразование, 1984, № 3- Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года. — Политическое самообразование, 1984, № 5. 2.

См.: Алиев Г. А. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Доклад на 1-й сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 12 апреля 1984 года. — Правда, 1984, 13 апреляЗимянин М. В. Партия революционного действия. Доклад на торжественном заседании, посвященном 80-летию П съезда РСДРП 29 июля 1983 г. — Правда, 1983, 30 июля.

В работе над диссертацией широко использованы документы партийных архивов Куйбышевского обкома КПСС (ПАКО), Пензенского обкома КПСС (ПАПО), Ульяновского обкома КПСС (ПАУО): стенограммы областных партийных и комсомольских конференций, пленумов 0К КПСС и 0К ВЛКСМ, протоколов бюро обкомов партии, справки, отчеты и другие материалы. Изучены соответствующие документы Куйбышевского, Тольяттинского горкомов партии, Ленинского райкома партии г. Куйбышева, Центрального райкома г. Тольятти.

В диссертации использованы фонды первичных партийных организаций вузов Среднего Поволжья (отчеты общих институтских и факультетских партийных собраний, протоколы заседаний парткомов).

Большой фактический материал по развитию студстроевс*шДР движения в регионе извлечен из итоговых отчетов областных штабов Среднего Поволжья в Центральный штаб ВСО.

Автором изучено и обобщено 27 фондов. Выявленные в архивах источники в большинстве своем впервые вводятся в научный оборот.

К числу использованных в работе источников относятся материалы центральной партийной и комсомольской печати, областных партийных и комсомольских газет, вузовских многотиражных газет Среднего Поволжья.

В диссертации использован материал социологических исследований, опросов, проведенных среди студентов Куйбышевских вузов^ также материалы статистических сборников и справочников.

— 187 -Заключение .

ХХУ1 съезд КПСС особо отметил, что важной заботой комсомола является необходимость усиления трудового, нравственного и идейно-политического воспитания молодежи. На современном этапе развитого социалистического общества перед комсомолом, высшей школой партия ставит задачу коммунистического воспитания молодежи, обладающей навыками организаторской и общественно-политической работы, дальнейшего повышения уровня подготовки специалистов.

Студенческие отряды зарекомендовали себя как действенная комплексная форма коммунистического воспитания студенческой молодежи, получили высокую оценку организаторов и участников движения*.

Работа в отрядах, в едином строю с рабочими и колхозниками, способствовала приобретению студентами опыта коллективного труда и творчества, закреплению на практике полученных знаний, воспитанию активной жизненной позиции.

Соединение обучения с производительным трудом — основной принцип существования студенческих отрядов.

Соединение обучения с производительным трудом — ленинский принцип советской школы — был конкретизирован применительно к условиям зрелого социализма и задачам его совершенствования в.

Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессир ональной школы" и в равной мере относится к советской высшей школе. «Реформа создает условия для сопряженного развития всей системы народного образования, — отмечал К. У. Черненко в своей.

—1——————;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Эльберфельдские речи. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.2, с.532−554х.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.1−4.
  3. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. З, с.7−544.
  4. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.322−339.
  5. К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419−459.
  6. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с.194−203.
  7. Запись речей К. Маркса/о всеобщем образовании и современном обществе. Из протоколов заседания Генерального Совета10 и 17 августа 1869 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.595−597.
  8. К. Второй набросок «Гражданской войны во Франции». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, с.578−616.
  9. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс 3. Соч., т.19, с.5−32
  10. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5−338.-у
  11. Все последующие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся по второму изданию их сочинений.
  12. Ф. Международному конгрессу студентов-социалистов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с. 432.
  13. К., Энгельс Ф. О молодежи. М.: Молодая гвардия, 1972, — 464 с.
  14. К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1978.
  15. В.И. Перлы народнического прожектерства. -Полн.собр.соч., т.2, с.471−504.
  16. В.И. Отдача в солдаты 183-х студентов. -Полн.собр.ссч., т.4, с.391−396х.
  17. В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, сЛ192.
  18. В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр. соч., т.7, с. 66.
  19. В.И. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. П съезд РСДРП. Полн.собр.соч., т.7, с.203−210.
  20. В.И. Выступление по вопросу об отношении к учащейся мололежи 10 (23) авг. Полн.собр.соч., т.7, с. 312.
  21. В.И. Задачи революционной молодежи. Письмо первое. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  22. В.И. План писем о задачах революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с.437−438.
  23. В.И. 0 смешении политики с педагогикой. -Полн.собр.соч., т. Ю, с.355−358.
  24. В.И. Студенческое двшсение и современное политическое положение. Полн.собр.соч., т.17, с.214−220.х Все последующие произведения В. И. Ленина приводятся по пятому полному собранию сочинений.
  25. В.И. Вопрос о партийности среди демократического студенчества. Полн.собр.соч., т.22, с.210−211.
  26. В.И. К вопросу о политике министерства народно-ъ го просвещения. Плн.собр.соч., т.23, с. 125−135.
  27. В.И. 0 наших школах. Полн.собр.соч., т.24, с.239−240.
  28. В.И. Интернационал Молодежи. Полн.собр.соч., т.30, с.225−229.
  29. В.И. Очередные задачи Советской власти. -Полн.собр.соч., т. 36, с.165−208.
  30. В.И. 0 приеме в высшие учебные заведения РСФСР. Полн.собр.соч., т.37, с. 34.
  31. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1919 г. Полн.собр.соч., т.37, с.74−78.
  32. В.И. Проект программы РКП(б). Полн.собр. соч., -г.38, с.81−124.
  33. В.И. Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919 г. Полн.собр.соч., т.38, с. 320.
  34. В.И. Речь на празднике Всеобуча 25 мая 1919 г. Полн.собр.соч., т. 38, с. 383.
  35. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  36. В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919 г. -Полн.собр.соч., т.39, с.131−138.
  37. В.И. Нашей смене. Полн.собр.соч., т.40,с.25.
  38. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40, с.314−316.- 205
  39. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  40. В.И. От первого субботника на Московско-казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке. -Полн.собр.соч., т.41, с.107−109.
  41. В.И. Задачи Союзов Молодежи./. Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г./.- Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.
  42. В.И. Дополнение к проекту постановления СНК об обязательном научном минимуме в вузах. Полн.собр.соч., т.42,с.427.1.42Ленин В.И. XI съезд РКП/б/ 27 марта-2алреля 1922 г.-Полн.собр.соч., т.45,с.65−138.
  43. В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45,с.363−368.
  44. В.И. Письмо ученикам Каприйской школы 30 августа 1909 г. Полн.собр.соч., т.47,6.194−202.
  45. В.И. 0 молодежи. М.: Молодая гвардия, 1974 -653 с.
  46. В.И. 0 воспитании и образовании. Изд. 3-е, М.: Просвещение, 1973. — 704 с.
  47. В.И. 0 коммунистическом воспитании. М.: Гос-политиздат, 1957. — 118 с.
  48. Документы КПСС, Советского государства и общественных организаций.
  49. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-V/М.: Политизадт, 1976. 144 с.
  50. Материалы ХХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966.
  51. ХХ1У съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. В 2-х томах. — М.: Политиздат, 197I.
  52. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет.-В 3-х томах. М.: Политиздат, 1976,
  53. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. В 3-х томах. М.: Политиздат, 1981.
  54. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 14−15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 1983. 80 с.
  55. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 26−27 декабря 1983. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  56. О мерах по улучшению организации и Совета Министров СССР /1967 г./. В кн.: Постановления правительства Союза Советских Социалистических республик, 1967,№ 13,с.303−310.
  57. О работе Красноярской краевой партийной организации по руководству комсомолом. Постановление ЦК КПСС /1968 г./ -КПСС в резолюциях. 1978, т.9,с.425−433.
  58. О мерах по дальнейшему улучшению организации летних
  59. V работ студенческих отрядов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР /'1976 г./. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: Сборник документов. — М.: Политиздат, 1977, т .11,с.313−316.
  60. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984,7 июля.
  61. Конституция (основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. 62 с.
  62. ХУТ съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 26/30 мая 1970 г.: Стенографический отчет. В 2-х томах. М.: Молодая гвардия., 1971.
  63. ХУП съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 23−27 апреля 1974 г.: Стенографический отчет. -В 2-х томах. М.: Молодая гвардия, 1975.
  64. ШП съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 25−28 апреля 1978 г.: Стенографический отчет. -В 2-х томах. М.: Молодая гвардия, 1978.
  65. XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 18−21 мая I9S2 г.: Стенографический отчет. В 2-х томах. — М.: Молодая гвардия, 1982.
  66. ВЛКСМ. От съезда к съезду. ХУ-ХУ1. М., 1970. 95 с.
  67. Документы ЦК ВЛКСМ. 1968. М.: Молодая гвардия, 1969. 527 с.
  68. Документы ЦК ВЛКСМ. 1969. М.: Молодая гвардия, 1970.-583 с.
  69. Документы ЦК ВЛКСМ. 1971. М.: Молодая гвардия, 1972.-400 с.
  70. Документы ЦК ВЛКСМ. 1972. М.: Молодая гвардия, 1973.-304 с.
  71. Документы ЦК ВЛКСМ. 1978. М.: Молодая гвардия, 1.979.-350 с.
  72. Товарищ комсомол: Документы съездов, конференций и пленумов ЦК ВЛКСМ./1918−1968/. В 2-х томэх. — М.: Молодая гвардия, 1959.
  73. Товарищ комсомол: Документы съездов комосмола, пленумов, бюро и секретариата ЦК ВЛКСМ. /1968−1982/. М.: Молодая гвардия, 1983. — 544 с.
  74. Куйбышевская областная пратийная организация в документах и цифрах /1902−1977/. Куйбышев, 1978. — 174 с.
  75. Следуя Ленинским заветам: Сборник документов. -Куйбышев, 1982. 359 с.
  76. Работы руководящих деятелей КПСС и советского государства.
  77. К.У. Избранные речи и статьи. Изд. 2-е, дополненное. — М.: Политиздат, 1984. — 670 с.
  78. К.У. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 года. Коммунист, 1984, № 3, с.
  79. К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы2 марта 1984 года. Политическое самообразование, 1984, 'Г' 4, с. 3−13.
  80. К.У. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. Политическое самообразование, 1984, № 5, с. 4−11.
  81. К.У. Коммунисты в СССР. М., 1978.
  82. Г. А. Формирование активной жизненной позиции: Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания. Баку, 1979. — 57 с.
  83. Г. А. Об основных направлениях реформы общеобра,-зовательной и профессиональной школы: Доклад на Первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 12 апреля 1984 г. -Правда, 1984, 13 апреля.
  84. Ю.В. Избранные речи и статьи. Изд. 2-е. 'А.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  85. Л.И. Молодым строить коммунизм. Изд. 2-е. -М.: Политиздат, 1974. — 527 с.
  86. ЗЛО. Калинин М. И. 0 молодежи: Избранные речи и статьи. -М.: Молодая гвардия, 1969. 400'.с.
  87. С.М. 0 молодежи. М.: Молодая гвардия, 1959. -208 с.
  88. Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. М.: Политиздат, 1966. — 63 с.
  89. О комсомоле и молодежи: Сборник статей и выступлений В. И. Ленина, В. В. Куйбышева, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Г. К. Орджоникидзе, М. В. Фрунзе. -1/1.: Молодая гвардия, 1970. 447 с. 4. Статистический материал.
  90. Население СССР: Справочник, М.: Политиздат, 1983, -191 с.
  91. Народное хозяйство СССР. 1922−1972 г. г.: Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1972. — 848 с.
  92. Народное хозяйство СССР за 60 лет.: Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
  93. Народное хозяйство СССР в 1980 г.. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 1980. — 583 с.
  94. Народное хозяйство СССР. 1922−1982.: Юбилейный статистический ежегодник СССР. М.: Шинансы м статистика, 1982. — 623с.
  95. СССР в цифрах в 1982 году.: Краткий статистический сборник. М.: Статистика 1983.
  96. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1971−1975 гг.: Статистический сборник. КуйбышеЕ.: Куйбышевское книжн.изд., 1976. — 192 с.
  97. Край Ильича в IX пятилетке: Статистический сборник. -Саратов: Приволжское книжное изд., Ульяновское отделение, 1976.
  98. Ступени роста. Ульяновская область за годы X пятилетки.: Статистический сборник. Саратов.: Приволжское книжн.изд., Ульяновское отделение, 1981. — 104 с.
  99. Родина В. И. Ленина.: Экономико-статистический сборник. М.: Статистика, 1970. — 183 с.
  100. Справка о работе Всесоюзного студенческого отряда имени 30 летия Победы в 1975 — завершающем году девятой пятилетки. — М., IS75. — 19 с.
  101. Материалы по итогам работы Всесоюзного студенческого отряда в 1979 году. М., 1979. — 13 с.
  102. Материалы по итогам работы Всесоюзного студенческого отряда в десятой пятилетке. М., 1980. — 18 с.
  103. Материлы по итогам работы Всесоюзного студенческого отряда в I978−1981 годах. М., 1981. — 16 с.
  104. Куйбышевская городская организация ВЛКСМ в цифрах и фактах (1977−1979 гг.): Делегату XXX городской комсомольской конференции. Куйбышев, 1976. — 27 с.
  105. Справочный материал к ХХУ областной отчетно-выборной комосомльской конференции. Куйбышев, январь 1980. — 60 с.
  106. От конференции к конференции. ХУ1-ХУП: Делегату ХУП конференции ВЛКСМ. Пенза, 1974. — 56 с.
  107. От конференции к конференции. ХУП-ХУШ.: Делегату ХУШ Пензенской областной комсомольской конференции. Пенза, 1975. — 105 с.
  108. Периодическая печать, а) Журналы-
  109. Коммунист: Журнал Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 1979−1984 гг.
  110. Политическое самообразование: Журнал Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 1979−1984 гг.
  111. Агитатор: Журнал Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 1980−1984 гг.
  112. Вестник высшей школы: Журнал Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1970−1983 гг.
  113. Студенческий Меридиан: Журнал Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи и Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1978−1934 гг. б) Газеты:
  114. Правда. Орган Центрального Комитета КПСС. 1965−1984гг.
  115. Комсомольская правда. Орган Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 1965−1984 гг.
  116. Советская Россия. Орган ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. 1983−1984 гг.
  117. Волжская коммуна. Орган Куйбышевского обкома КПСС и областного Совета народных депутатов. 1965−1984 гг.
  118. Пензенская правда. Орган Пензенского обкома КПСС и областного Совета неродных депутатов. 1965−1984 гг.
  119. Ульяновская правда. Орган Ульяновского обкома КПСС и областного Совета народных депутатов. 1966−1982 гг.
  120. Волжский комсомолец. Орган Куйбышевского обкома ВЛКСМ. 1965−1984 гг.
  121. Молодой ленинец. Орган Пензенского обкома ВЛКСМ. 1965−1982 гг.
  122. Материалы конференций, слетов, совещаний.
  123. Молодежь, ее стремления, интересы, идеалы: Научно-теоретическая конференция «Социализм и молодежь». М, 1969, — 167 с.
  124. Ленин о коммунистическом воспитании молодежи: Всесоюзная научно-теоретическая конференция.: Тезисы докладов и сообщений. М.: Молодая гвардия, 1970. — 132 с.
  125. Студенческие отряды эффективная форма политического, трудового, нравственного воспитания студенческой молодежи. -Кишинев, 1971. — 99 с.
  126. Студенческие строительные отряды: Опыт, проблемы, перспективы. Алма-Ата, 1971. — 362 с.
  127. ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. М., 1972. — 339 с.
  128. Всесоюзная гаучная конференция «Ленин и молодежь», посвященная 50-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина. -М., 1974. 229 с.
  129. ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Минске (июнь 1976 г.). М.: Молодая гвардия, 1976. — 396 с.
  130. Документы и материалы Всесоюзного слета участников студенческих отрядов. 25−26 апреля 1979 г. М.: Молодая гвардия, 1979. — 80 с.
  131. Материалы Всесоюзного совещания руководителей отрядов безвозмездного труда. 19 декабря 1979 г. М., 1980.-66с.
  132. Материалы Всесеюзного слета участников студенческих отрядов 26−27 мая 1984 г. Комсомольская правда, 1984, 26,27 мая.
  133. Материалы архивов и текущего делопроизводства.
  134. Партийный архив Пензенского обкома КПСС.
  135. Фонд 148, оп. 5581, 5787, 5904- оп.5, д. 120, 192,348- фонд 615, оп. X, д. 1170, 1274, 1260, 1404, 1405- оп. 2, д.1294- оп. 12, д. 54, ПО, 178- фонд 5394, оп.1, д. 273, 361, 395- фонд 5900, оп.1, д. 32,38,41.
  136. Партийный архив Ульяновского обкома КПСС.
  137. Текущий архив Куйбышевского областного штаба студенческих отрядов. Итоговый отчет Куйбышевского областного СО «Жигули-80».
  138. Текущий архив Пензенского областного штаба студенческих отрядов. Итоговый отчет Пензенского областного СОг-1980 г.
  139. Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи: История, опыт патриотического движения студенческой молодежи. /1959−1975 г. г./. М., 1978.- 105 с.
  140. З.Г., Сулемов В. А. Партийное ядро в комсомоле. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  141. В.И. Комсомол в политической системе развитого социализма. Кишинев, 1978. — 159 с.
  142. Г. Н., Дуэль И. И. Флаги над степью: Участие комсомола в освоении целинных земель /. М.: Знание, 1966. -48 с.
  143. В., Латыш Н., Унукович В. Третий семестр. -Минск, 1969. 141 с.
  144. Вопросы коммунистического воспитания молодежи: Сборник научных трудов. М., 1980. — 164 с.
  145. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М.: Наука, 1979. -272 с.
  146. Н.Ф. Студент- путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. — 142 с.
  147. А.И. Планирование системы мероприятий по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. М., 1972. — 48 с.
  148. В.А. Годы студенчества. М., 1972.- 47 с.
  149. В. З. Мусин Ч. Ленинские принципы партийного руководства комсомолом. Алма-Ата, 1974. — 231 с.
  150. Запишите меня в стройотряд. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1981. — 152 с,
  151. С.Н. Молодежь : Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 166 с.
  152. И.М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. М.: Молодая гвардия, 1981. — 239 с.
  153. К высотам студенческих строек: Пособие в помощь комсомольскому активу по организации работы студенческих строительных отрядов. Ростов-на-Дону, 1972. — 91 с.
  154. М.В. Общественно-политическая активность студенчества: структура и условия ее формирования. Харьков, 1970.
  155. С.М. Формирование социалистического типа личности. М.: Мысль, 1980. — 228 с.
  156. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. Львов: Высшая школа, 1980. — 216 с.
  157. Комсомол в вузе: Опыт, проблемы, методика. М.: Молодая гвардия, 1976. — 272 с.
  158. Н.С. Партийное руководство воспитанием молодежи. М: Политиздат, 1979. — 112 с.
  159. А.М. Надежный помощник партии. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  160. А.М. Партия и комсомол: Некоторые вопросы партийного руководства комсомолом. М.: Молодая гвардия, 1976, — 200 с.
  161. В.К. Единство цели: Некоторые аспекты партийного руководства комсомолом в условиях развитого социализма. М. Молодая гвардия, 1980. — 191 с.
  162. В.К. Творческий вклад КПСС в развитие ленинского учения о молодежи и комсомоле в условиях развитого социализма. М., 1975. — 257 с.
  163. А.Н., Бубнова А. П., Лисс А. Ф. Партийная работа в вузе. М., 1979. — 230 с.
  164. Куйбышевская область: Историко-экономический очерк.- Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1977. 408 с.
  165. С.М. Ленинские принципы воспитания молодежи.- Л.: Лениздат, 1978. 216 с.
  166. В.Т., Дмитриева А. В. Личность студента. -Л., 1974. 184 с.
  167. В.Т. Гражданственность позиции молодежи. -М.: Знание, 1978. 64 с.
  168. В.Т. Что значит быть современником? -3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983. — 222 с.
  169. Методические рекомендации в помощь организаторам студенческого строительного движения. Шнек, 1979. — 85 с.
  170. Методические рекомендации по подготовке студенческих отрядов к трудовой и общественно-политической деятельности в период летних и осенних работ. М., 1982. — 52 с.
  171. Молодежь и образование: Сборник. М.: Молодая гвардия, 1972. — 432 с.
  172. Молодежь: проблемы и практика воспитания. Воронеж, 1976.
  173. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М., 1972. — 255 с.
  174. В. Общественная активность молодежи. М., 1970. — 72 с.
  175. С.Н. Ленинские принципы идейно-воспитательной работы. 2-е изд., перераб. М.: Мысль, 1977. — 316 с.
  176. Мы твои бойцы пятилетка. — Рига, 1973. — 95 с.
  177. На трудовом марше 1976−1980: Рассказы о десятой пятилетке. Куйбышев: Куйбыш.книжн.изд-во, 1981. — 90 с. 840. 0 коммунистическом воспитании студенческой молодежи.-, М., 1971. 88 с.
  178. Е.С. Коммунистическое воспитание студентов. Л.: Лениздат, 1971. — 116 с.
  179. Е.С. Годы студенческие.: О коммунистическом воспитании будущих специалистов. Л.: Лениздат, 1977, — 166 с.
  180. Партийное руководство комсомолом и коммунистическое воспитание мололежи: Сборник статей. М., Куйбышев, 1973.- 255 с.
  181. Планета ССО. Уфа, 1977. — 175 с.
  182. Планета Целина. М.: Молодая-гвардия, 1965. -160 с.
  183. Поиск на заре. М., 1962. — 80 с.
  184. Проблемы комплексного подхода к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. Управление воспитательным процессом в вузе.: Межвузовский сборник. Куйбышев, КГУ, 1980. — 162 с.
  185. . Колесников Ю. Студент глазами социолога.- Ростов-на-Дону, 1968. 103 с.
  186. Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк. М.: Мысль, 1981. — 207 с.
  187. В.В. Коммунистическое воспитание молодежи в условиях развитого социализма. Саратов: Изд-во ун-та, 1979. — 190 с.
  188. В.В. Организация комплексного подхода к воспитанию студентов в педагогическом вузе: Учебное пособие. -Куйбьыюв, 1979. 76 с.
  189. Сборник нормативных документов о деятельности студенческих отрядов. М., 1978. — 55 с.
  190. А.Я., Петров И. Г. Союз интеграла и мастерка. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  191. Социализм и личность: Опыт, проблемы, перспективы. -М.: Мысль, 1979. 357 с.
  192. Студенческий строительный. М.: Молодая гвардия, 1975. — 144 с.
  193. Студенческий строительный отряд как воспитатель- Учебно-методическое пособие. М., 1980.
  194. Студенческая целина. Ростов^на-Дону, 1974. -174 с.
  195. Третий семестр: Организатору ССО. М.: Молодая гвардия, 1983. — 254 с.
  196. Трудовой семестр: Вопросы организации общественно-политической практики и социалистического соревнования в студенческих отрядах. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 53 с. у
  197. Трудовой семестр. Вопросы воспитательной и производственной эффективноети. М.- Изд-во МГУ, 1974. — 47 с.
  198. Трудовой семестр: Студенческие отряды и воспитание v подростков. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 49 с.
  199. Н.В. Источник силы. Партия организатор и руководитель комсомола. М.: Молодая гвардия, 1973. — 288 с.
  200. Е.М. Союз молодых ленинцев. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1980. — 367 с.
  201. Т.Л., Бугаева Т. Б. Воспитание общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма. M., 1982. — 152 с.
  202. Это здорово строить свою планету. — Фрунзе, 1972. — 31 с. 9. Авторефераты,
  203. A.B. Партийное руководство деятельностью Московской городской организацией ВЛКСМ по развитию студенческих отрядов в годы УШ-IX пятилеток (1966−1975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист.наук. М., 1981. — 27 с.
  204. А. Деятельность Компартии Узбекистана по развитию общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма (1966−1975 гг.). Автореф.. Дисс. канд.ист.наук. М., 1983. — 16 с.
  205. Т.А. Руководство КПСС деятельностью комсомола по осуществлению комплексного подхода к коммунистическому воспитанию студентов в условиях развитого социализма: (На примере студенческих отрядов). Автореф.. Дисс.канд.ист.наук. -М., 1980. 27 с.
  206. .К. Деятельность комсомола Киргизии по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи вузов (1966−1970 г. г.), Автореф.. Дисс. канд.ист.наук. Ташкент, 1981. — 20 с.
  207. Т.В. Партийное руководство высшей школой в годы восьмой пятилетки: (По материалам Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев). Ростов-на-Дону, 1980. — 30 с.
  208. Е.В. Руководство коммунистической партии комсомолом высших учебных заведений. I97I-I975 гг.: (На материалах партийных организаций Сибири и Дальнего Востока). М., 1980. -26 с.
  209. В.Е. Комсомольские организации Западной Сибири помощники партии в подготовке специалистов с высшим образованием в девятой пятилетке (I97I-I975 гг.). Автореф.. Дисс.канд.ист.наук. — Новосибирск, 1980. — 24 с.
  210. И.Ф. Партийное руководство деятельностью комсомолом по совершенствованию работы студенческих строительных отрядов (1959−1975 гг.). Автореф. Дисс.. канд. ист.наук. М., 1976. — 25 с.
  211. O.A. Трудовой вклад вузовской молодежи Белоруссии в выполнении народнохозяйственных задач девятой пятилетки (I97I-I975 гг.). Автореф.. Дисс. канд. ист.наук. -Минск, 198I. 26 с. 10. Диссертации.
  212. Е.Ф. Комсомол активный помощник партии по трудовому воспитанию молодежи в студенческих строительных отрядах (1959−1974 гг.). Дисс.. канд.ист.наук. — Казань, 1975. — 207 с.
  213. H.A. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по формированию общественно-политической и трудовой активности студентов высших учебных заведений. (19 661 970гг.). Дисс.. канд.ист.наук. Иркутск, 1978. — 204 с.
  214. Т.В. Деятельность ВЛКСМ по выполнению решений партии о развитии и совершенствовании комплексных форм коммунистического воспитания молодежи. Дисс.. канд. ист. наук. М., 1974. — 211 с.
  215. Федоров Г, Б. Деятельность КПСС по развитию высшего образования в период между ХХ1У и ХХУ съездами КПСС: (По материалам Куйбышевской области). Дисс.. канд.ист.наук. -Куйбышев, 1982. 215 с.
  216. .А. Деятельность партийных организаций Поволжья по коммунистическому Боепитанию студенческой молодежи 1959−1965 гг.: (На материалах Куйбыпевской, Саратовской и Ульяновской областей). Дисс.. канд. ист.наук. Казань, 1970. — 234 с.
Заполнить форму текущей работой